Первым стимулом к созданию описываемого в данной статье самолета стало распоряжение Инспекции военной авиации (Inspektion der Fliegertruppen – Idflieg) от 24 июля 1917 года с требованием создать более совершенный одноместный истребитель, чем уже действовавшие на тот момент истребители Albatros D.III и D.V. В конечном итоге это распоряжение привело к конкурсу истребителей, проведенному в Адлерсхофе в январе и феврале 1918 года. В этом конкурсе приняло большое количество прототипов различных немецких авиастроительных компаний. Наиболее представительной в этом конкурсе была компания Fokker Flugzeug-Werke GmbH (Fokker) нидерландского летчика и промышленника Энтони Фоккера, выставившая несколько новых машин, разработанных ее главным конструктором Рейнгольдом Платцем. Одним из участвовавших в конкурсе самолетов был V.11 – прототип очень известного и успешного истребителя-биплана Fokker D.VII.
В номенклатуре прототипов будущий D.VII разместился между самолетами с внутризаводскими номерами V.9 (был оснащен ротативным девятицилиндровым двигателем Oberursel Ur.II мощностью 110 л.с. [91 кВт] V.13 (первый экземпляр V.13/1 был оснащен биротативным 11-цатицилиндровым двигателем Oberursel Ur.III мощностью 145 л.с. [107 кВт], а второй V.13/2 – биротативным 11-цатицилиндровым двигателем Siemens-Halske Sh.III мощностью 160 л.с. [118 кВт]). За исключением двигателей эти бипланы по своему внешнему виду были очень похожи, хотя «девятый» отличался от двух «тринадцатых» меньшими размерами и массой. В первый день конкурса Энтони Фоккер лично выполнил на V.13/1 демонстрационный полет с выполнением фигур высшего пилотажа, но позднее все три машины провалили испытания на скорость набора высоты, причиной чему была высокая частота отказов недоведенных двигателей и использование некачественных смазочных материалов (к тому времени касторовое масло в Германии было большим дефицитом).
В то время как доводка до работоспособного состояния двух более мощных биротативных двигателей шла долго и со скрипом, детские болезни двигателя Oberursel Ur.II удалось устранить довольно быстро. В любом случае, по результатам испытаний всех трех машин Fokker D.VI был определен для серийного производства, поскольку самолет обладал отличной маневренностью и удовлетворительными летными характеристиками («ахилесова пята» в виде скороподъемности прототипов V.13).
По сути, выбранный для серийного производства истребитель D.VI представлял собой комбинацию прототипов V.9 и V.13, но с еще меньшими размерами, чтобы «приспособить» планер к характеристикам менее мощного двигателя Ur.II, запуск в производство которого обещал значительно меньше сложностей. В марте 1918 года Idflieg заказала производство 120 истребителей D.VI.
Вопрос скороподъемности должен был быть решен за счет модификации планера, и машина должна была подниматься на высоту 5000 метров за 25 минут, т.е. за то же время, что и значительно более крупный D.VII с рядным двигателем Mercedes. Первый настоящий D.VI – первый серийный самолет и прототип одновременно – был изготовлен 26 апреля 1918 года и после облета был отправлен в Адлерсхоф для проведения типовых испытаний.
Подобно истребителю Fokker D.VII машина имела смешанную конструкцию. Фюзеляжная ферма прямоугольного поперечного сечения была сварена из стальных труб. Также из стальных труб состоял силовой набор элеронов и рулей высоты и направления. Межкрыльевые стойки и стойки шасси также были изготовлены из стальных труб.
Крылья с довольно толстым аэродинамическим профилем имели цельнодеревянный силовой набор, а их передняя кромка обшивалась фанерой (следует отметить, что в передней части крыла кессон не образовывался). Остальная часть крыла имела полотняную обшивку. В качестве обшивки фюзеляжа также использовалось полотно даже в тех его частях, в которых фанерные вставки использовались для перехода от круглого капота двигателя к плоским бортам прямоугольной в поперечном сечении задней части. Еще одной отличительной особенностью конструкции истребителя Fokker D.VI было отсутствие усиления в виде внешних проволочных расчалок. Предписанное вооружение состояло из двух синхронизированных пулеметов LMG.08/15 калибра 7,92 мм установленных на фюзеляже перед кабиной пилота (прототипы V.9 и V.13 не несли вооружения).
В мае 1918 года Имперским военно-воздушным силам Германии (Deutsche Luftstreitkräfte) были переданы 23 истребителя D.VI, и в этом же месяце Idflieg заказала еще 150 машин, что свидетельствует об успешном боевом применении машин компании Fokker. В июне промышленность передала военно-воздушным силам 26 самолетов D.VI, в то время как в июле не было проставлено ни одного самолета данного типа. Более того, было принято решение о прекращении производства D.VI после поставки 60 машин.
Причина этого заключалась не в неудачах D.VI, а в появлении более совершенного истребителя с ротативным двигателем Fokker E.V (также нес обозначение D.VIII), который имел более высокие характеристики и при этом был более технологичным. В августе 1918 года производство истребителей D.VI завершилось изготовлением оставшегося задела.
Уже в апреле, когда очень перспективным оказался ротативный 11-цилиндровый двигатель Goebel Goe.III мощностью 160 л.с. (118 кВт), Idflieg решила установить его на D.VI. Однако компания Fokker получила всего 12 двигателей Goe.III. Истребители D.VI с двигателями Goe.III попали в различные подразделения, и результаты их боевого применения остаются неизвестными. Истребители D.VI в основном получили истребительные эскадрильи территориальной обороны (Kest – Kampf Einsitzer Staffel), поскольку предполагалось, что они будут пригодны для противодействия атакам бомбардировщиков союзников, которые, как ожидалось, будут совершать налеты на немецкие города.
Известно, что истребители Fokker D.VI получили баварские Kest 1b и Kest 7. К 30 июня на Западном фронте находился 21 истребитель Fokker D.VI, а на 31 августа – 27 истребителей D.VI. Также истребителями Fokker D.VI была оснащена эскадрилья Jasta 75 (неизвестно были ли в тот момент в составе эскадрильи самолеты других типов). Если судить по фотографиям, то на фронте наиболее массово этими машинами была оснащена баварская эскадрилья Jasta 80b, действовавшая на тихом участке в Эльзас-Лотарингии. Больше ничего не известно ни о применении истребителей D.VI в бою, ни о их возможных успехах или неудачах. Позднее, в конце войны, истребители Fokker D.VI использовался в качестве учебно-тренировочного как минимум в одной из летных школ.
Более интересной была карьера истребителей D.VI в Австро-Венгрии, где в июне 1918 года компания Waffenfabrik Steyer (WS) без приобретения лицензии изготовила 30 ротативных двигателей Le Rhône мощностью 150 л.с. (110 кВт). Поскольку у Императорско-королевских воздушных сил (K.u.K. Luftfahrtruppe [LFT]) не было подходящего самолета под этот двигатель, то авиационный арсенал (K.u.K. Fliegerarsenal [Flars]) приобрел 15 безмоторных планеров D.VI. 27 августа первые семь из них (относятся к первым изготовленным экземплярам) были отправлены с расположенного в Шверине завода на завод компании Ungarische Allgemeine Maschinenfabrik в Маттьяшфёльде, где они получили двигатели WS и пулеметы Schwarzlose. От остальной части заказа Flars отказался в пользу возможной покупки новейших Fokker D.VII и E.V.
После окончания Первой Мировой войны три истребителя D.VI стали трофеями американского экспедиционного корпуса, который весной 1919 года переправил их в Соединенные Штаты для проведения испытаний. В том же году семь бывших австро-венгерских D.VI приняли участие в боевых действия в составе военно-воздушных сил Советской Венгрии. Шесть машин были захвачены румынскими войсками. Румынам D.VI служили еще несколько лет и были списаны в 1926 году
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Fokker D.VI
Назначение: истребитель и учебный самолет
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Fokker Flugzeug-Werke GmbH, Шверин, Мекленбург
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один девятицилиндровый ротативный двигатель Oberursel U.II, развивавший мощность 110 л.с. (91 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт
Размеры:
размах крыльев 7,20 м
длина 5,78 м
высота 2,65 м
площадь крыльев 17,10 м²
Масса:
пустого самолета 395 кг
взлетная 588 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость у земли 196 км/ч
время набора высоты
• 2000 метров 5,9 мин
• 4000 метров 28,0 мин
практический потолок 6000 м
продолжительность полета 1,5 ч
Вооружение: два 7,92 мм пулемета LMG.08/15
источник: Text: Jiří Hornát Výkres: Petr Kolmann «Letadla 14-18. Fokker D.VI» «L+K» 01/07, str.66-67
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-istrebiteli-i-uchebnye-samolety-fokker-dvi-germaniya