Натолкнулся, по итогам обсуждения альт-истребителей для наших ВВС на продолжение истории оного во Франции. Только развитие альтернативное, что не могло не порадовать.
Истребители Франции во ВМВ Arsenal VG.33/VG.36/VG.39/VG.41/VG.42/VG.43/VG.45/VG.51/VG.60
Содержание:
VG-30
Проектирование самолёта с обозначением VG.30 началось в конце 1936 года и проходило в инициативном порядке без правительственного заказа. Это был легкий истребитель цельнодеревянной конструкции, призванный составить конкуренцию уже выпускающемуся MS.405 Различные непроизводственные задержки позволили начать программу испытаний VG.30 только в октября 1938 года.
Пока военные раскачивались, фирма-производитель успела собрать прототипы VG.31, VG.33 и VG.35, которые получили перенесенный под «брюхо» радиатор и отличались двигательными установкам (HS 12Y-31 и HS 12Y-51).
На испытаниях (VG.33) была достигнута максимальная скорость 558 км/ч (ком.мой. видимо без вооружения)на высоте 5200 метров и потолок до 11000 метров. На самолет устанавливали Hispano-Suiza 12Y-31 (860 л.с.). Боевая дальность составляла 1200 км., масса – 2720 кг. Вооружение должно было включать 20-мм пушку Hispano-Suiza 404 и четыре 7.5-мм пулемета MAC 39.
Заказ на производство Arsenal VG.33C.1 последовал только в сентябре 1939 года. Выпускать самолет планировали на заводе концерна SNCAN в Sartrouville, До лета 40-го изготовили меньше двух десятков серийных машин (и то некомплектных).
VG-36
Следующей модификацией «Арсенала» стал VG.36 с двигателем Hispano-Suiza 12Y-51 мощностью 1084 л.с. Машина потяжелела на 180 кг, но теперь развивала максимальную скорость в 590 км/ч. Испытания прошли в мае 1940 года и оказались вполне успешными. Поражение помешали планам по развертыванию производства этой модели.
Работы же над совершенствованием истребителя продолжались и вылились в его модифицированный вариант VG.39. Основными отличиями этой модификации стали: новый двигатель Hispano-Suiza 12Y-89ter (1200 л.с.), измененная носовая часть фюзеляжа и новый состав вооружения. Шесть 7,5-мм пулеметов в крыле для VG.39 (HS 12Y-89ter) и 20-мм пушка и шесть 7,5-мм пулеметов для VG.39bis (HS 12Z).
VG-39
Первый полёт прототип истребителя VG.39 совершил 3 мая 1940 года и показал весьма обнадеживающие характеристики. Максимальная скорость самолёта составила 625 км/ч на высоте 5700 метров без потери маневренности и других лётных данных (скороподъемность 1021 м/мин, масса – 3000 кг). К сожалению прототип был эвакуирован в Тулуз-Бланьяк и уничтожен во избежание захвата немецкими войсками.
VG.41
После разгрома Франции в 1940 году дела Arsenal l`Aeronautique выглядели довольно плачевно: все перспективные модели (такие как VG.39) были уничтожены во избежание захвата их немцами, Кроме того Arsenal l`Aeronautique пришлось эвакуироваться из Виллакублэ в Вейербанн (недалеко от Лиона). Название пришлось сменить на «Мастерская авиационных исследований» . Но «Арсенал» не умер.
Первый VG.41-01 взлетел 25 февраля 1941 года. Но в серию не пошел. После нескольких переделок и усовершенствований он показал расчетные летные характеристики: максимальную скорость в 643 км/ч. на высоте 6800 м, скороподъемность в 1000 м/с. В целом машина получилось очень удачной, но двигатель оказался капризным и малонадежным – HS 12Y-89ter доставлял и инженерам и летчикам немало неприятностей.
Меж тем инженеры смогли справится с задачей повышения надежности своего Hispano-Suisa 12Y-89. С лета 1941 года на вооружение истребительной авиации стали поступать серийные варианты этого двигателя у которых основные конструктивные проблемы были решены. Получили их и прототипы VG.41. Четвертый и пятый прототипы были собраны в течении месяца и облетаны на военной базе в Ле Бурже. Под производство самолетов стали готовить завод в Клермон-Ферране, но выпуск так и не начался. На Arsenal поступила новая задача – сделать машину под двигатель Hispano-Suisa 12Z-21.
VG.42
К февралю 1941 года в Министерстве авиации пришли к выводу, что пока еще дефицитных HS 12Y-89ter для VG.41 может не хватить и Arsenal l`Aeronautique получила приказ построить два прототипа с мотором HS 12Y-51 . Хотя такой прототип уже существовал ранее (VG.36), учитывая кардинальную переделку планера (в технологичном плане), самолет получил новый индекс – VG.42.
Самолет развивал 620 км/ч. (ком.мой.сомнительно ,что двигателем в 1084 л.с ?????) на высоте 7000 м., дальность полета составляла в 1180 км. и 11000 м. – потолок. Серийные самолеты получали одну 20-мм мотор-пушку Hispano-Suiza HS-404 (боезапас 120 снарядов) и четыре 7,5-мм пулемета (боезапас по 1000 патронов). Бронирование состояло из бронекресла пилота (8-мм) и бронестекла кабины. Каждый истребитель имел радиостанцию и кислородное оборудование. Вес машины составлял 3020 кг.
Машины «Арсенала» получила совершенно новая GC 71, сформированная в сентябре 1941 года. Около трети пилотов группировки являлись вновь призванными ветеранами войны 1939 года, а остальные были выпускниками летных школ. Костяк же новой части составили опытные кадры из расформированной ЕАА.1. GC 71 проходила обучение в Метрополии до апреля 1942 года, когда была переброшена на Ближний Восток.
VG.43
Всего к маю 1941 года на вооружении группировки находилось 82 VG.42 в первой линии и около 20 машин в резерве. Поучаствовать в боях за Ирак им не удалось, хотя пилоты регулярно вылетали на патрулирование. Летом 1942 года GC I/71 и GC II/71 составляют основу истребительной авиации Багдадского сектора фронта. В дальнейшем начинают прибывать и новые VG.43.
Первый прототип был готов 12 сентября 1941 года. Новый истребитель имел удлиненную мотораму (на 145 мм.) под Hispano-Suisa 12Z-21 (1500 л.с.). Для сохранения дальности полета был установлен дополнительный протектированный топливный бак емкостью 150 л. под кабиной пилота (теперь дальность составляла с полным запасом топлива в 650 л. 1460 км). VG.43 показал максимальную скорость в 665 км/ч на высоте 8000 м и потолок — 11700 м. Самолет получил мощное вооружение — 20-мм пушку Hispano-Suiza HS-404 в развале блоков цилиндров (боезапас 120 снарядов) и два 13,2 крыльевых пулемета (боезапас по 480 патронов на ствол). Но полетная масса самолета возросла до 3300 кг.
Уже 20 декабря 1941 года VG.43 был запущен в серийное производство .
VG.45/VG.45М
К осени 1942 года руководство Arsenal l`Aeronautique оказалось в довольно сложной ситуации. В крупную серию был запущен только один самолет фирмы – VG.43( HS 12Z-21, 1500 л.с) . Но этот же двигатель применялся и на легких истребителей D.551
И лимитирующим фактором становится объем поставок двигателей Hispano-Suisa 12Z-21. Если раньше «арсеналы» получали их без проблем за счет уменьшения выпуска D.551, то теперь конкуренция за моторы резко обострилась . И «арсенальцы» решили выпускать VG.43 (двигатель HS 12Z-21 1500 л.с) и новый VG.45 (двигатель HS 12Y-89sl 1310 л.с) .
Первый экземпляр VG.45 впервые поднялся в воздух 30 июня 1942 года, а в течение августа было построено еще три прототипа. Была получена максимальная скорость 645 км/ч. на высоте 7000 м и практический потолок 11800 м. Дальность полета — 1350 км. Вооружение включало одну 20-мм мотор-пушку Hispano-Suiza HS-404 (боезапас 120 снарядов) и два 13,2-мм пулемета (боезапас по 500 патронов). Бронирование состояло из бронекресла пилота (8-мм) с 12-мм заголовником и бронестекла кабины. Баки протектированные. Нормальная взлетная масса составляла 3250 кг.
«Арсеналы» направлялись в первую очередь на Ближний Восток и в Северную Африку. Ужесточение воздушной войны зимой 42/43 года потребовало максимального усиления ВВС Метрополии. С 324 самолета стал выпускаться VG.45М с одной 20-мм пушку и четырьмя 13,2-мм пулеметами.
VG.50/VG.51
Весной 1943 года было принято решение о переходе предприятиями фирмы Hispano-Suiza на один тип двигателя — HS 12Z-39 мощностью в 1600 л.с. с двухступенчатым нагнетателем Planiol и охладителем. Первый прототип VG.50 был построен в мае 1943 года.
За основу нового самолета был взят планер VG.43. Вооружение истребителя составляла новая мотор-пушка HS 407 калибра 23-мм с боезапасом 60 снарядов (правда часто устанавливалась и 20-мм пушка HS-404) и четыре 13,2-мм крыльевых пулемета по образцу VG.45М.
Самолет показал максимальную скорость у земли – 590 км/ч, на высоте 6200 м. — 682 км/ч. Нормальная взлетная масса составляла 3490 кг. (на VG.51 смогли уменьшить до 3420 кг.). Практическая дальность полета достигала 1400 км., а потолок – 11800 м. В сравнении с VG.43 техника пилотирования самолета не изменилась, а маневренность, особенно вертикальная, значительно улучшилась . Новый легкий истребитель и его различные варианты собирались серийно с ноября 1943 до конца 1944 года.
VG.60
Эта модификация стала последним этапом развития успешной линейки цельнодеревянных истребителей фирмы Arsenal l`Aeronautique. Отдельным направлением фирмы было адаптация и подготовка к производству иностранных (читай немецких) моторов. Одной из таких покупок стала лицензия на выпуск Jumo 213E.
Закупленные эталонные моторы и техническая документация попали во Францию самом конце 1943 года. Arsenal l`Aeronautique получил задание не только на адаптацию и производство опытной партии двигателей, но и на срочное начало под своим контролем серийного выпуска Jumo 213E на заводе Леоне с начала 1944 года. Одновременно Жак Гатье в инициативном порядке разрабатывает свой новый проект под немецкий двигатель.
Новая модификация только подтвердила его мастерство. Планер пришлось основательно переработать (некоторые его элементы проектировались наново). Моторама была изменена под более мощный и тяжелый Jumo 213E (1750 л.с.), воздухозаборник был основательно перепроектирован. Винтомоторную группу дополнял пятилопастный винт (система впрыска водо-метаноловой смеси не использовалась). Самолет был теперь был длиннее почти на полтора метра, размах крыльев увеличили на 12%, а их площадь теперь составляла 22,17 м? против 17 м2 у VG.51. Нормальная масса достигала 3550 кг.
Расчетные данные впечатляли – скорость в 700 км/ч. на высоте 7000 м., скороподъемность 1100 м/с. Вооружение состояло из 23-мм мотор-пушки HS 407 и восьми 13,2-мм пулеметов в удлиненном крыле. К концу 1943 года эскизный проект был готов. Первый прототип был выкачен из ангара нового завода в Тулоне 2 апреля 1944 года. После устранения проблем с центровкой самолет показал отличные летные характеристики. Он был довольно прост в управлении на всех скоростях, демонстрировал хорошую путевую и вертикальную устойчивость. VG.60 достиг скорости 615 км/ч на уровне земли (первая граница высотности) и 717 км/ч на 8700 м. Дальность полета составляла 1400 км.
После устранения немногих отмеченных недостатков истребитель был подготовлен к запуску в производство под индексом VG.61. Учитывая ограниченное количество выпускаемых Jumo 213 выпуск решили организовать без остановки сборки VG.51 на отдельной сборочной линии на заводе в Тулоне.