Истребитель-бомбардировщик (эссе на тему)

0

Истребитель-бомбардировщик (эссе на тему)

На портале появился новый коллега — putnik-ost. Совершенно случайно обнаружил у него блог, на котором встретилась интересная статья, дополняющая некоторые мои размышления о возможной роли истребителя-бомбардировщика, которая в силу обстоятельств не была реализована нашей промышленностью и ВВС РККА.

https://alternathistory.ru/nesostoyavshiisya-ili-sorvannyi-triumf-istrebitelya-bombardirovshchika
Использованный материал коллеги прошу рассматривать как приглашение к возобновлению обсуждения этой темы. http://putnikost.gorod.tomsk.ru/index-1270966870.php

Итак, как известно, к лету 1944 г. основной ударной силой Люфтваффе на Восточном фронте стала штурмовая авиация и одним из основных нашим противником к этому времени была серия штурмовиков и истребителей бомбардировщиков на основе тяжелого истребителя Focke-Wulf FW-190.

Самолет Fw-190 проектировался как истребитель, но уже на стадии проекта был переоборудован в штурмовик Fw-190F, весьма схожий по своим характеристикам с более поздним истребителем-бомбардировщиком Fw-190G. Первой штурмовой модификацией самолета стал выпущенный в конце 1942 года Fw-190F-1 (около 30 машин) — вариант серийного истребителя Fw-190A-5/U3, в свою очередь базировавшегося на модели Fw-190А-4, но оснащенного усиленным шасси, дополнительным бронированием, одним бомбодержателем ЕТС-501 под фюзеляжем и четырьмя подкрыльными держателями ЕТС-50.
 
В 1942 г , на совещании с руководством Люфтваффе и Рейхсминистерства вооружений  конструктор “Фокке-Вульфа” Курт Танк предложил создать в рамках технологии производства Fw.190, одномоторный многоцелевой самолёт. Предложение было рассмотрено и принято.  Именно такой самолёт был нужен Люфтваффе — союзники постоянно увеличивали мощь бомбовых ударов по объектам расположенным на территории Третьего Рейха, для отражения необходимы были многочисленные истребители ПВО. На Восточном Фронте ВВС РККА восстанавливали силы – части и соединения пополнялись новыми самолётами и лётчиками, начались поставки боевых самолётов из США. В ожесточенных боях 1941г нацистским пилотам не удалось уничтожить советскую авиацию.
Восточный Фронт продолжал перемалывать части Люфтваффе, советские пилоты сражались самоотверженно и бесстрашно, несмотря на многочисленные потери. И именно в такой обстановке командование было вынужденно начать переброску истребительных частей с Восточного Фронта на территорию Рейха. Штурмовые самолёты Ju-87 уже не соответствовали условиям воздушных боев на Восточном Фронте и несли всё более и более возрастающие потери. Предложение Курта Танка использовать технологии производства Fw.190 для создания скоростного многоцелевого одноместного самолёта было исключительно своевременным.

 Истребитель-бомбардировщик (эссе на тему)

В качестве штурмовика и истребителя-бомбардировщика использовался одноместный самолет Fw.190 с двигателем воздушного охлаждения BMW.803. Вооружение было весьма разнообразным и менялось в зависимости от версии самолёта. В 1942 г.  версия А5  вооружалась двумя синхронизированными пушки MG151/20 и двумя синхроннизированными пулеметами MG-17, а бомбовая нагрузка достигала 1000 кг. В 1943 г. у Fw.190 А5/U11 к двум пушкам  в центроплане добавились две 30-мм крыльевые МК-103,  500 кг бомб и  два 280-мм реактивных снаряда Fw.190 А8/RЗ в том же году помимо 500 кг бомб оснащался двумя ПУ по три 280-мм реактивных снаряда в трубчатых направляющих. В 1944 году помимо штурмовиков серий А6, А8 выпускались штурмовики серий F,G. Скажем, у F2  в корпусе стояли два синхроннизированных крупнокалиберных пулемета МG-131, две МG-151/20 в центроплане и две крыльевых МG-151/20,  высокая скорострельность позволяла  эффективно поражать малоразмерные цели. 0бщая масса секундного залпа Fw.190F2 была — 7196 г/сек против 4416 г/сек у ИЛ-2. Бронепробиваемость была слабая, но она и не требовалась,.Fw.190 действуя на большой скорости, наносил удары  в основном по позициям пехоты и атаковал колонны снабжения.  900 кг бомб и реактивные снаряды были очень серьёзным оружием.  Например, у Fw.190 GЗ бомбовая нагрузка достигала 1800 кг при двух синхронных МG17 и двух синхронных МG151/20.

 Истребитель-бомбардировщик (эссе на тему)

Штурмовики Fw.190 имели неплохое бронирование. От лобовых атак лётчик защищался звездообразным двигателем воздушного охлаждения  и передним  50-мм бронестеклом. Кабина пилота оборудовалась 12-мм заголовником, установленным на подвижном колпаке фонаря, бронеспинкой кресла (8 мм) и бронеперегородкой. Кольцевой маслорадиатор в носовой части двигателя прикрывался 5-мм передним кольцом капота и броневым колпаком. Кроме того, бронировались нижние стенки капота двигателя, нижние поверхности центроплана, нижняя часть фюзеляжа под бензобаками. Общая масса брони составляла 360 кг.
Следует отметить, что при повторных атаках объектов прикрытых зенитной артиллерией и истребителями,  Fw.190 несли весьма ощутимые потери, броня не спасала. Однако, атакуя колонны снабжения штурмовики часто добивались успеха. В РККА не было зенитных самоходных установок и основным подвижным средством ПВО были зенитно-пулемётные установки калибра 7.62мм установленные на грузовиках Газ и ЗиС. Зачастую огонь пулемётов Максим оказывался неэффективным.
Например,на истребителе-штурмовике Fw.190 А-5 общая масса брони составляла 310 кг или 7,6 процентов от нормальной взлётной массы самолёта. Для защиты лётчика при атаках наземных целей помимо переднего бронестекла толщиной 50 мм, бронеспинки толщиной 8 мм и сдвижного бронезаголовника 13,5 мм, была установлена броня по внешним обводам фюзеляжа: снизу, под мотором — 6 мм, под фюзеляжем до заднего обреза кабины — 5 мм, имелась бортовая броня кабины пилота. Все 18 плит крепились непосредственно на фюзеляж, составляя его обтекаемую поверхность.  Первые машины, получившие обозначение Fw 190 A-5, вступили в строй в ноябре 1942 года. Предназначались для оказания непосредственной поддержки на поле боя.  Интересно заметить, что версии ударного самолёта, оснащённого двигателем BMW продолжали  выпускаться до конца войны.
Бомбардировки  Рейха усиливались и для отражения армад союзнических стратегических бомбардировщиков приходилось вновь и вновь снимать с Восточного Фронта соединения вооружённые Bf.109. Истребителей для прикрытия  бомбардировщиков и штурмовиков не хватало. Ударные Fw.190. вполне соответствовали  условиям Восточного Фронта – они наносили быстрый, стремительный удар и отрывались от преследования советских  истребителей, летавших на изношенных машинах и не всегда обладавших необходимым опытом и навыками. Исключение составляли схватки с пилотами ГИАП, в этом случае новенькие истребители Ла, пилотируемые наиболее опытными и агрессивными пилотами советских ВВС,  очень часто выигрывали бой.
Командующий немецкой штурмовой авиацией Эрнст Куфер (Kupher), сам летавший на Ju 87, считал, что с 1943 года  “юнкереc” больше нельзя использовать даже на Восточном фронте. В качестве примера он приводил свой собственный Гешвадер (организационно — полк, но очень крупный, равный трем нашим авиаполкам), который за восемь месяцев боев потерял 89 экипажей. То есть почти весь свой личный состав. “Если это будет продолжаться еще год, — говорил Куфер, — результатом будет полный конец штурмовых частей… У меня есть эскадрильи с одним самолетом на вооружении”. “С 5 июля 1943 года, — продолжал Купфер — я потерял двух гешвадер-командиров, двух адъютантов групп и шесть штаффель-командиров. каждый из которых совершил более 600 боевых вылетов. Такой опыт уже не заменить… Мы не можем позволить себе терять тех немногих, кто остался”.
Вместо Ju 87, из которого хороший штурмовик так и не получился, Куфер предлагал создать небольшой, одноместный, скоростной и маневренный самолет, способный успешно действовать и без сопровождения истребителей. Наиболее подходящим самолетом на роль штурмовика Куфер считал истребитель Fw 190. Его двигатель воздушного охлаждения, был менее уязвим в бою и, кроме того, самолет отличался бронированием маслорадиатора. Видимо, выступая противником брони, Куфер все же немного лукавил. Во всяком случае, появившиеся весной-летом 1943 года штурмовые версии «Фокке-вульфа» оказались оснащены дополнительной броней.
Надо сказать, что в лице Fw 190 советский штурмовик Ил-2 получил не только сильного и опасного противника, но и концептуального соперника. Утяжеленный броней Fw 190 F-3 обладал меньшей максимальной скоростью, чем его собратья-истребители, но для штурмовика она было весьма высокой. С 250 кг бомбой самолет достигал 524 км/ч у земли и 592 км/ч на высоте 5500 метров.

 Истребитель-бомбардировщик (эссе на тему)

Но немецкая фронтовая авиация в то время развивалась в рамках концепции технологически-близких, универсальных многоцелевых боевых самолетов. Поэтому другие модификации “Фокке-вульфа” с таким же успехом могли использоваться как пикирующие бомбардировщики и штурмовики. Сравнивать их с Ил-2 можно лишь условно. Перед нами два различных решения одной и той же задачи. Возможно не случайно Fw 190 был самым массовым боевым самолётом Люфтваффе.  Всего было выпущено 20 тыс машин.
По мнению Куфера вооружение нового штурмовика должно было состоять из 20-мм пушек и бомб не тяжелее 250 кг. А главной задачей штурмовой авиации, должна стать борьба с танковыми прорывами. Но для этого пилот-теоретик предложил атаковать не сами танки (это требовало особых самолетов и авиационного вооружения), а более уязвимые, но не менее важные колонны с топливом и боеприпасами, следующие в прорыв за танками.
Под фюзеляжем Fw 190 F можно было подвесить одну 250 кг или 500 кг бомбу, а под крылом еще четыре бомбы по 50 кг или две дополнительные 30 мм пушки. Основное стрелковое вооружение состояло из двух 7,9 мм пулеметов и двух 20 мм пушек.  Общий вес минутного (условного) залпа превышал 500кг.
 
Всего было выпущено 6634 ударных Fw.190 всех модификаций. Из них на долю "длинноносых" приходится 650-700 машин. Цифра не вполне точна из-за того, что большое количество "Дор" было конверсировано из самолетов серии А, а также из-за частых переделок "длинноносых" самолетов одной модификации в другую.
Fw.190 обладал хорошей ремонтопригодностью, почти 40% сбитых самолётов были восстановлены.  Этот ударный самолёт был хорошо приспособлен к тяжёлым воздушным боям на Восточном Фронте – мощный, надёжный и живучий двигатель, надёжное бронирование и хорошая подвижность позволяла использовать его без сопровождения истребителей.  Штурмовые самолёты действовали в условиях многократного численного превосходства авиации РККА и поэтому неверно сравнивать действия истребителей Ла и ударного самолёта Fw.190 – пилоты Люфтваффе уже не стремились к завоеванию господства в воздухе. Они могли лишь сдерживать мощный натиск советских войск.
Неудивительно, что главной целью при отражении танковых ударов РККА были колонны снабжения, доставлявшие горючее и боеприпасы для танковых и механизированных соединений.

 Истребитель-бомбардировщик (эссе на тему)

Нацисты очень быстро обнаружили отсутствие мобильных зенитных установок в структуре советской войсковой ПВО. Снабжение обеспечивали автороты танковых и механизированных бригад,  средства ПВО бригады составляли 4 батареи зенитных пулемётов по 4 установки в каждой и 4 батареи МЗА также насчитывавшие по 4 орудия. В батареях до самого конца войны существовал постоянный некомплект орудий и пулемётов. Таким образом, командование могло выделить для сопровождения колонны снабжения лишь несколько грузовых автомашин с ЗПУ или ДШК в кузове, зачастую этих скромных средств было не достаточно для отражения стремительного удара нацистских штурмовиков.  . Авиация противника наносила удары по нашим войскам задерживая  продвижение.  Усилия штурмовых частей Люфтваффе весьма эффективно способствовали  стабилизации фронта в направлении советских танковых прорывов.

 Истребитель-бомбардировщик (эссе на тему)

  Схема силовой установки Fw 190

 Истребитель-бомбардировщик (эссе на тему)

Подписаться
Уведомить о
guest

32 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account