Исторические события, сделавшие популярными зомби-триллеры
Интересный текст с канала «частные суждения» яндекс-дзена.
Феномен зомби в мировой литературе, а затем и кинематографе жанра ужасов долгое время не пользовался особым успехом. Вплоть до фильмов Джорджа Ромеро, зомби изображались всего лишь безвольными марионетками, полностью подчинёнными воскресившему их колдуну. Место колдуна иногда инопланетяне, безумные учёные и прочие подобные персонажи. Сами по себе, без внешнего управления, зомби ничего не предпринимали и могли напугать разве что внешним видом.
Но в фильмах Ромеро зомби, хоть и по-прежнему оставались неуклюжими и двигались не слишком быстро, стали совсем иными. Самое главное изменение, которое с ними произошло – ожившие мертвецы лишились внешней контролирующей их силы. Вместо биороботов они превратились в автономных, полностью самостоятельных злобных существ. Сама атмосфера фильмов про зомби также радикально изменилась. Обычный город в день «X» превращался в подобие диких джунглей, по которым рыщут хищные мертвецы.
Весьма напоминает зомби-триллеры и «Жребий Салема» Стивена Кинга, только место зомби в нём занимают вампиры. Но основной принцип остаётся тем же – обычный город становится зоной смерти, а обычные люди в нём превращаются в кровожадных монстров. Одним из первых этот принцип использовал именно Джордж Ромеро, чей фильм «Ночь живых мертвецов» в конце 1968 года стал настоящим хитом.
Дело даже не в том, каким образом режиссёру пришла в голову идея подобного фильма. Вопрос в другом – почему он настолько понравился массовому зрителю? Ответить на него очень легко. Совсем недавно американцы уже видели буквальное подобие сюжета «Ночи живых мертвецов» в реальности. То есть в новостях из Вьетнама, где находились их сыновья и братья. С конца января по конец августа 1968 года Вьетконг совместно с регулярными войсками Северного Вьетнама предпринял массированное наступление, вошедшее в историю как «Наступление Тет».
Начало внезапной атаки было приурочено к празднику Тет, то есть местному Новому году. По случаю праздника многие военнослужащие находились в увольнительных и бродили по местным городам. Внезапно тысячи вьетнамцев достали спрятанное оружие и открыли огонь по американцам. Прежде спокойные и мирные городские улицы стали ареной ожесточённой борьбы за выживание. И этот кошмар продолжался месяцами. Невозможно было предвидеть, где и когда притворяющиеся обывателями вьетнамские партизаны нанесут очередной удар.
Если находившиеся непосредственно во Вьетнаме военнослужащие испытали «Наступление Тет» на своей шкуре, то их родные и близкие видели его по телевизору. В конце 1960-х телевидение уже стало массовым и новости из Вьетнама поступали прямо в американские квартиры. Те семьи, у которых ещё не было своего телевизора, ходили смотреть новости к соседям. Поэтому весь ужас, который творился с зимы и до конца лета во Вьетнаме, переживался американцами намного острее, чем в прошлые десятилетия, когда новости узнавали из газет. Именно поэтому тема мирного города, внезапно превратившегося в обиталище кровожадных человекоподобных существ, в том году была обречена на популярность.
Очередной всплеск интереса к зомби-кинематографу произошёл в начале 1980-х. Практически одновременно, в 1984 и 1985 году, на американские экраны вышли фильмы Джона Ромеро «День мертвецов» и Дэна О’Бэннона «Возвращение живых мертвецов». Оба они также стали классикой жанра ужасов и многократно окупились в прокате. Но ведь в то время США не участвовали в крупной войне? Да, но совсем недавно, в 1979 году, произошла исламская революция в Иране. США, хоть и обещали помощь шаху Мохаммеду Резе Пехлеви, оказались бессильны.
Два года американская публика следила за сотрудниками американского посольства, которые оказались осаждёнными в столице страны, недавно дружественной, но внезапно оказавшейся враждебной. По улицам Тегерана ходили вооружённые демонстрации. Толпы фанатичных исламистов бесновались под стенами американского посольства, потрясая автоматами. В общем, ситуация напоминала типичный зомби-триллер: немногие выжившие люди обороняют здание, за стенами которого их подстерегает неминуемая смерть.
В общем-то не так уж важно, какое именно обличие принимает угроза: революционеры, исламисты, банды грабителей или же воскресшие мертвецы. В современном мире жители мегаполисов приучены бояться агрессивных толп, которые могут внезапно появиться в их городах. Этим и объясняется победный марш зомби по экранам кинотеатров, телевизоров и компьютеров, который и не думает прекращаться.