Испытания модели проекта реактивной летающей лодки-истребителя Convair Skate
Винтажная статья из октябрьского выпуска 1951 года журнала «Popular Mechanics», которая, думаю, заинтересует коллег.
Околозвуковые самолеты со стреловидными крыльями, использующие океан в качестве взлетно-посадочной полосы, станут следующим крупным достижением в области военной авиации. В настоящее время разрабатывается целое новое семейство трансзвуковых и сверхзвуковых летающих лодок – от небольших перехватчиков до средних бомбардировщиков.
Таковы выводы, основанные на только что опубликованном отчете о секретном проекте «Скат» (Skate Project), в который военно-морские силы вложили почти миллион долларов с верой в то, что Эрнест Дж. Стаут (Ernest G. Stout) из компании Consolidated-Vultee Aircraft Corporation (Convair) может значительно улучшить скорость полета и мореходные качества летающих лодок. Стаут, возглавляющий отдел гидродинамики компании Convair, представил совершенно новую концепцию того, какими должны быть летающие лодки.
Военно-морским силам необходимы высокоскоростные самолеты морского базирования, потому что их самолеты становятся настолько крупными, что авианосцы могут разместить только ограниченное их количество. В свою очередь ВВС заглядывали через плечо ВМС, потому что хотели избежать задержек со строительством вблизи линии фронта длинных бетонных полос для своих скоростных истребителей. Подходящие реки, озера и прибрежные воды встречаются практически везде.
Вместо того, чтобы походить на летающие лодки прошлого, самолеты морского базирования новой конструкции имеют аэродинамически чистые формы, способные обеспечивать достижение больших числе Маха, с корпусом, модифицированным для обеспечения хороших гидродинамических характеристик. Эрнест Стаут добился этого результата, соединив крыло с фюзеляжем таким образом, что корпус фактически стал широкой V-образной центральной частью крыла, и созданием выдвижных «аэрозольных дамб» — продольных перегородок для защиты от брызг, которые предотвращают попадание пены и брызг на корпус и крыло во время перемещений по воде.
Стаут доказал свою теорию с помощью радиоуправляемых реактивных масштабных моделей, которые взлетают с воды, маневрируют на высокой скорости и снова садятся на воду как полноразмерные самолеты. Данный метод с использованием моделей с двигателями сэкономила годы исследований при разработке компанией Convair летающей лодки XP5Y-1 – турбовинтовой летающей лодки обычных форм, которая, вероятно, из-за новых конструкций станет последней в своем роде.
Работы по проекту Skate, названному так потому, что многие модели напоминают ромбовых скатов из семейства морских скатов, продвинулись вперед; Skate 7 – это масштабная модель 20-тонного двухмоторного реактивного истребителя-бомбардировщика. Гидросамолет имеет корпус, плавно переходящий в крыло со стреловидностью 40 градусов и с щелями в передней кромке.
Полеты модели Skate 7 показали, что длина разбега летающей лодки будет меньше, чем у самолета с колесным шасси таких же размеров и массы, не будет иметь склонности к барсированию и будет иметь максимальную скорость порядка М = 0,95, что лишь немногим меньше скорости звука. Модель была испытана на отмасштабированных волнах, равных реальным волнам высотой 11 футов (3,4 м), и имеет гораздо лучшие мореходные качества, чем обычные летающие лодки. Выдвижные перегородки для защиты от брызг, сравнимые с скуловыми килями корабля, сводят к минимуму турбулентность воды и предотвращают взлет брызг вверх и возмущение потока воздуха над крылом и хвостовым оперением. Запасные воздухозаборники предназначены для подачи воздуха к турбореактивным двигателям при работе в условиях сильного волнения, которое может привести к заполнению водой воздуховодов в носовой части фюзеляжа.
Одним из возражений в отношении самолетов морского базирования является сложность управления ими в условиях волнения на море при выполнении заправки топливом, загрузки вооружения и размещения экипажа на борту. Часть исследовательской программы Skate заключалась в разработке более эффективных и скоростных способов эксплуатации, детали которых не были опубликованы.
Однако, как заметил Эрнест Стаут:
«можно с уверенностью сказать, что пилоту перехватчика морского базирования не понадобится гребная шлюпка чтобы добраться до своего самолета, когда прозвучит сигнал тревоги. Время, прошедшее с момента покидания комнаты для дежурных экипажей до набора высоты 50000 футов (15240 м) будет таким же таким же или даже более меньшим, чем у обычных самолетов с колесным шасси».
источник: «Jet-prorelled flying boat» «Popular Mechanics» 1951-10, pages 124, 125, 268
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-ispytaniya-modeli-proekta-reaktivnoi-letauschei-lodki-istreb