Использование авиационных двигателей Junkers Jumo 205 в катерах береговой охраны ВМС ГДР
Предисловие редакции: Junkers Jumo 205 был первым дизельным двигателем, который использовался в качестве стандартной силовой установки серийно выпускавшихся самолетов. После окончания Второй Мировой войны некоторые из этих двигателей были использованы в Германской Демократической Республике как двигатели для катеров береговой охраны. Об использовании авиационных двигателей в ВМС ГДР рассказывает Генрих Кох (Heinrich Koch).
Разработка Jumo 205 – шестицилиндрового рядного двухтактного двигателя со встречно движущимися поршнями и непосредственным впрыском топлива из четырех форсунок в каждый цилиндр – началась в 1934 году с предшественника Jumo 204. Данный двигатель имел массу 750 кг, рабочий объем 26,6 литров и развивал мощность 750 л.с.. Конечной точкой в серии этих дизельных двигателей стал Jumo 205 E он же Jumo 207 обр. 1940 года. Данный двигатель, оснащенный турбокомпрессором и промежуточным охладителем, при рабочем объеме 16,62 литров развивал мощность уже 880 л.с.. при этом масса двигателя составляла всего 570 кг. Немного большая масса на единицу мощности по сравнению с бензиновыми двигателями более чем компенсировалась снижением удельного расхода топлива на 40%. Двигателями модификаций Jumo 205 C, D и E оснащались высотные самолеты-разведчики Ju 86 P, летающие лодки Do 18, Do 26, BV 138 и поплавковые гидросамолеты Ha 139.
После окончания Второй Мировой войны начались демонтаж или полное уничтожение остатков немецкой авиационной промышленности. Данные процессы проходили и в Дессау, находившемся в советской зоне оккупации. Еще в марте 1949 года советская военная администрация инициировала создание так называемой «казарменной народной полиции» (Kasernierten Volkspolizei) – предшественницы созданной в 1956 году Национальной народной армии Германской Демократической Республики (ННА ГДР). Примерно в это же время началось проектирование и строительство первых катеров береговой охраны, которые в целях конспирации получили обозначение «26-метровый морской катер» и вооружение из трех 20-мм автоматических пушек Flak 38. Шесть катеров береговой охраны были изготовлены с августа 1950 года в варианте «26 метров» и с июля 1951 года по апрель 1952 года были спущены на воду двадцать катеров в варианте «27,8 метров».
Силовая установка каждого из этих катеров состояла из трех двигателей Jumo 205 модификаций C или D, который с помощью реверсивного редуктора и дополнительной передачи вращали три гребных винта фиксированного шага. Данное решение было вынужденным и было принято после того как по результатам долгих поисков в расположенном в Ростоке железнодорожном депо Государственных Железных Дорог (позднее Ростокский завод дизельных двигателей; Dieselmotorenwerk Rostock – DMR) был найден запас из не менее ста двигателей Jumo 205. Помимо авиадвигателей были также найдены необходимые стартеры типа BOSCH AL/SQB, 24 V. Считается, что эти двигатели оказались в Ростоке вследствие хаоса последних дней войны. Однако представляется более вероятным, что значительная часть этих военных трофеев была предоставлена в распоряжение советской военной администрацией в рамках изменившейся внешней политики Советского Союза.
Однако отдельные компоненты катеров береговой охраны не позволяли эффективно сочетаться с характеристиками Jumo 205. Поскольку данные двигатели предназначались для привода регулируемых воздушных винтов, шаг которых автоматически подстраивался под заданную мощность (частоту вращения вала) двигателя, обеспечивая тем самым работу авиамотора в диапазоне наиболее благоприятных значений удельного расхода топлива. Ситуация осложнялась тем, что экипажи катеров набирались бывших военнослужащих ВМС Германии, которые совершенно не знали характеристик двигателей Jumo. Усугубляло ситуацию боковое расположение крепежных фланцев, приведшее к нестандартному и сомнительному креплению двигателя к шпангоутам корпуса катера, а также необходимость установки дополнительной передачи для вторичного снижения числа оборотов – 1594 об/мин для Jumo 205C и 1582 об/мин для Jumo 205D – и реверсивного редуктора.
В результате этих неблагоприятных сочетаний двигатели были вынуждены работать почти исключительно в малоэффективном диапазоне, что было видно по всегда черным закопченными бортам катеров в районе выходов выхлопных газов. В спокойную погоду рев двигателей Jumo 205 можно было услышать раньше, чем катер можно было увидеть. Членов экипажа сильно раздражали шум не имевших глушителей выхлопных труб, вой нагнетателей продувочного воздуха, имевший частоту вращения 16600 об/мин, и визг прямозубых редукторов. Следствием неблагоприятного режима эксплуатации стала значительная потребность в техническом обслуживании и ремонте. Так, например, в районе выхлопных отверстий наблюдалось значительное нагарообразование, а в верхней части цилиндров часто прогорали обтюраторные кольца. Отец автора статьи – бывший «индеец Хейнкеля» – с 1951 года по 1957 год работал в DMR старшим мастером в отделе по ремонту двигателей Jumo. Таким образом, спустя 15 лет после окончания Второй Мировой войны авиационный двигатель Jumo 205 использовался в той роли, которую в 1934 году в компании Junkers никто не мог представить.
источник: Heinrich Koch «Junkers Jumo 205. Flugmotor für DDR-Küstenschutzboote» «Flugzeug Classic» 2004-01, Seite 59