Редакторская статья с сайта WARSPOT от 05 марта 2015 года.
4 марта 2015 года американский миллиардер Пол Аллен, известный всему миру как соучредитель компании Microsoft и партнер Билла Гейтса, опубликовал на страницах своего персонального сайта информацию о том, что организованная им подводная археологическая экспедиция обнаружила японский линкор «Мусаси», потопленный американцами в 1944 году во время морского сражения у берегов Филиппин. Сенсационная находка была сделана после восьми лет настойчивых поисков, которые велись в Тихом океане яхтой «Октопус», специально оборудованной для таких работ.
Флагман японского флота во Второй мировой войне линкор «Мусаси» при длине более 260 метров и водоизмещении более 72 тысяч тонн был вторым после «Ямато» крупнейшим боевым линейным кораблем того времени и мог развивать скорость до 30 узлов. Девять пушек его главного калибра (460 мм) могли посылать снаряды весом почти в полторы тонны на расстояние более 42 километров. Толщина защитного броневого пояса корабля составляла 375 мм, а в зоне носовых орудийных башен – 420 мм. К началу войны Япония успела построить лишь два суперлинкора этого класса, а корпус третьего было решено переоборудовать и использовать для постройки авианосца.
В годы Второй мировой войны линейные корабли нередко становились лёгкой мишенью для морской авиации. «Мусаси» также был потоплен 24 октября 1944 года в ходе сражений за освобождение от японской оккупации Филиппин в результате многочасовых атак самолётов-торпедоносцев. Самоелты взлетали с борта американских авианосцев, благоразумно находившихся вне зоны досягаемости мощных орудий линкора. Моряки линкора пытались противопоставить массовым налетам вражеской авиации особые шрапнельные снаряды главного калибра, но в качестве зенитного прикрытия они оказались малоэффективными. В этом сражении Япония впервые применили легендарную тактику воздушных камикадзе, направляя специальные самолеты-бомбы на корабли США, однако самопожертвование японских лётчиков не помогло императорскому флоту избежать поражения.
Американцы, применив воздушную тактику «молота и наковальни», при которой врага атакуют одновременно с двух или более направлений, пустили ко дну один из мощнейших вражеских кораблей, получивший около двух десятков торпедных и бомбовых попаданий. Линкор пошёл ко дну, и с ним погибло более тысячи членов экипажа. Как свидетельствуют военные хроники, контр-адмирал Иногути отказался покинуть борт своего корабля и, запершись в каюте, ушёл на дно вместе с ним. Это сражение, вошедшее в историю как бой в заливе Лейте, японский флот проиграл и отступил, потеряв множество кораблей. Однако и для ВМС США победа далась ценой больших потерь – в частности, японские подлодки потопили три авианосца (ещё четыре были повреждены лётчиками-камикадзе). Кроме того, во время атак на «Мусаси» были потеряны 18 американских самолётов из 259-ти, принимавших участие в сражении.
Несмотря на то, что гибель линкора происходила на глазах многочисленных очевидцев, точное место затопления определить было сложно. В те годы определение координат в открытом море, кроме астрономических способов или привязки к береговым ориентирам, велось лишь навигационным методом счисления, отличавшимся большими погрешностями. Поэтому координаты места гибели «Мусаси» в архивных документах подавались с большими расхождениями. Группа Пола Аллена изучила большое число навигационных и топографических карт дна в вероятном районе поиска, а также выполнила большой объём поисково-исследовательских работ и батиметрических измерений дна моря Сибуян, позволивший постепенно сужать радиус поиска до тех пор, пока 2 марта субмарина BlueFin-12 не обнаружила на дне крупный объект. Исследование корпуса корабля, лежащего на глубине около одного километра, с помощью сонаров и видеокамер позволило обнаружить на его форштевне знак хризантемы (эмблему императорского флота Японии), что стало подтверждением факта обнаружения «Мусаси». Пол Аллен обещает публиковать новые фотографии подводных исследований линкора, а также материалы видеосъёмок, которые будут появляться по мере продолжения исследований.
Пол Аллен давно известен как филантроп и большой любитель военной истории. В частности, ему принадлежит Flying Heritage Collection – постоянно действующий авиамузей периода Второй мировой войны, где собраны и восстановлены модели всех знаменитых самолётов, созданных в те годы в США, Великобритании, Германии, СССР и Японии. Кроме осмотра экспозиций с самолётами, каждый посетитель музея за дополнительную плату может на время стать членом авиационного экипажа и совершить полёт в сопровождении профессионального пилота.
Вдохновение к подводным исследованиям Пол Аллен сохранил со времён первых юношеских впечатлений от приключений французского путешественника и ученого Жака-Ива Кусто. Яхта «Октопус», принадлежащая Полу Аллену, была построена в 2003 году и оборудована приборами для подводных исследований. Кроме того, на её борту имеются два вертолёта и две субмарины для подводных работ (одна из них – с дистанционным управлением).
Яхта «Октопус» принимает участие во многих морских экспедициях и международных проектах – в частности, в исследованиях затонувшего английского линейного крейсера «Худ», потопленного в проливе между Исландией и Гренландией в конце мая 1941 года. Экспедиции удалось поднять из морских глубин ценный артефакт – корабельный колокол крейсера. Кроме того, команда «Октопуса» сотрудничает с проектом Google Planet в сфере исследований подводной топографии.
источник: https://warspot.ru/2819-hrizantemy-na-dne-morya-sibuyan