Грузинский Королевский Флот в 1914 г. (соотношение сторон, и боевые действия в 1914 г.)

0

Грузинский Королевский Флот в 1914 г.

соотношение сторон, и боевые действия в 1914 г.
(огромное спасибо Коллегам master1976, Raikov и Wasa за помощь в составлении темы)

Грузинский Королевский Флот в 1914 г. (соотношение сторон, и боевые действия в 1914 г.)


 
Грузинский флот на конец октября 1914 г. имел в своем составе
2 броненосца II ранга
1 бронепалубный крейсер
2 малых крейсера (быстроходные канонерские лодки)
3 канонерские лодки
8 эсминцев
6 миноносцев
3 подводные лодки
 
ГВМБ флота был порт Поти
Кроме того как базы использовались порты Батуми и Сухуми.
 

Грузинский Королевский Флот на 1914 г

 

Оперативная эскадра (Поти): вице-адмирал Сослан Колумбег

 

Дивизион ЛК: контр-адмирал Александр Кванталиани

Бр. II р. "Вахтанг Горгасали" 1903, 8000 т., 20,5 узл. 4-240, 6-152 11-120

Бр. II р."Эрекле II Кахтбатони" 1904, 8000 т., 20,5 узл. 4-240, 6-152 11-120

 

 

Разведывательный дивизион: контр-адмирал Иванэ Лечхум-Моурави

Кр "Петре I Багратиони" 1897 3900 т 23 узл 6-152, 4-75

КЛ "Тамар Мэпе" 1908, 1850 т. 23 узл. 2-152, 4-75

КЛ "Русудан Мэпе" 1908, 1850 т. 23 узл. 2-152, 4-75

 

Флотилия ЭМ: контр-адмирал Шота Григолия

1 дивизион: каперанг Виссарион Бурчуладзе

ЭМ "Хашури" 1909 750 т. 27,4 узл. 2-102, 4 торп апп

ЭМ "Поти" 1909 750 т. 27,4 узл. 2-102, 4 торп апп

ЭМ "Боржоми" 1910 750 т. 27,4 узл. 2-102, 4 торп апп

ЭМ "Гурджани" 1910 750 т. 27,4 узл. 2-102, 4 торп апп

 

2 дивизион: каперанг Вартан Тер-Осепян

4 ЭМ 350-т типа, 410т, 26,5 узл. 2-75, 3 торп апп

 

Отряд охраны главной ВМБ (Поти): контр-адмирал Иракли Баглариди

МЗ "Паскунджи" 1380 т. 14 узл. 350 мин

Кор. Яхта "Багратионта"

 

Отдельный дивизион ПЛ (Поти): каперанг Дурмишхан Чачба

3 ПЛ типа Холланд 240/273т. 12,5/9 узл. 2 ТА

Плавбаза ПЛ "Шота Руставелли" (бывшая КЛ)

 

 

 

 

Сухумский отряд охраны водного района: контр-адмирал  Вахтанг Хадури

Уч. Кор. «Кавкасиони» 1881, 1240 т.,14 узл., 2-152, 4-107

КЛ «Кутаиси» 1895, 1870 т. 16 узл. 2-203, 6-75

3 Мин. 1891-92 гг постройки 115/125 т. 22,5 узла 3-47, 3 торп апп

 

Батумский отряд охраны водного района: контр-адмирал Мурман Джинория

КЛ «Тбилиси» 1893,  1870 т. 16 узл. 2-203, 6-75

КЛ «Сухуми» 1895,  1870 т. 16 узл. 2-203, 6-75

3 Мин. 1891-92 гг постройки 115/125 т. 22,5 узла 3-47, 3 торп апп

 
До появления Гебена и Бреслау, Грузинский Королевский Флот, соответствовал турецкому даже в случае военных действий на море, один на один с Османской империей
 
 
Закладка в 1898 году броненосца "Вахтанг Горгасали" оказалась решительно последней каплей для турецкого флота. Смирившиеся с уже несомненным превосходством русского флота в Черном Море, турки не были готовы признать еще и превосходство флота грузинского. В высших чинах адмиралтейства и при дворе султана нарастало возмущение.

 
 
Определенную роль, несомненно, сыграла и готовность англичан способствовать развитию турецкого флота дешевыми кредитами. Англичане с беспокойством встретили известия о усилении грузинского флота, не совсем безосновательно полагая, что таким образом Российская Империя хочет замаскировать свою собственную кораблестроительную программу. В результате, соглашение о предоставлении Османской Империи кредита на новую кораблестроительную программу было оформлено весьма быстро.

 
 
В первую очередь, внимание турок обратилось на недостроенный броненосец "Абдул Кадир", с 1892 года стоявший на стапеле в Константинополе. Приостановленные было в 1897 работы возобновились в лихорадочном темпе, и c французской фирмой FMC был заключен контракт на достройку корабля по усовершенствованному проекту. Спущенный на воду в 1900 году, корабль был в 1902 отбуксирован во Францию для достройки.

"Абдул Кадир" на момент вступления в строй в 1907 году:
Водоизмещение: 10950 тонн
Вооружение: 2 x 2 274-мм/40 орудия образца 1896 года в двухорудийных башнях
6 x 1 194-мм/50 орудия образца 1902 года в одноорудийных башнях (три с каждого борта)
8 x 1 65-мм/50 орудий образца 1902 года в небронированных казематах за щитами
8 x 1 47-мм орудий Гочкисса
4 x 450-мм торпедных аппарата
Бронирование: 229 мм пояс из гарвеированной брони (к оконечностям и на нижней кромке сужается до 150 мм). 100-мм верхний пояс. 50 мм главная палуба, 20 мм противоосколочная палуба, по образцу "Анри IV" переходящая в противоторпедную переборку.
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины, 18 котлов Белльвилля, 12000 л.с.
Скорость: 18 узлов.
Борт в кормовой части был срезан до главной палубы, чтобы уменьшить верхний вес.
Достроенный корабль вступил в строй в 1907 году — к моменту завершения работ в Италии над броненосцем "Мессудие" и в Германии над "Ассари-Тефвик".
Кроме того в Германии, в 1910 г были куплены 2 броненосца т «Бранденбург»
 По мнению османских адмиралов, вместе эти пять кораблей представляли собой достаточно убедительный аргумент против грузинского и греческого броненосного флота.
 
С приходом немецкой Средиземноморской эскадры под командованием адмирала Сушона, турецкий флот особенно усилился
 
На конец октября 1914 г. Турецкий флот имел в своем составе:
1 линейный крейсер
5 броненосцев
1 легкий крейсер
2 бронепалубных кр.
3 торп. КЛ
21 КЛ
8 эсминцев
10 миноносцев
1 ПЛ
 
«Списочно» представлял собой внушительную силу, однако реально боеготовыми можно было считать только бывшие немецкие Гебен и Бреслау, а из чисто турецких, броненосцы: «Абдул-Кадир» «Мессудие» и «Ассари Тефвик», (2 «Брандербурга» находились в плачевном состоянии и требовали ремонта), так же готовы были действовать: два бронепалубных крейсера, две торпедно-канонерские лодки и 8 эсминцев
С началом боевых действий на море турецко-германские корабли проявляли высокую активность.
19-го октября турки начали высадку десанта в Хопе. За неделю турецкому командованию удалось беспрепятственно высадить до двух полков с артиллерией, в последующие дни(до начала ноября)численность турецкой группировки в Хопе и окрестностях возросла до 34тыс.чел.(и перевозки морем продолжались).
 
То есть, несмотря на, казалось бы, полное превосходство на Чёрном море русского и грузинского флотов, турки беспрепятственно сумели, в течение второй половины октября-первой половины ноября 1914 г., скрытно(частично до официального объявления войны) произвести высадку в районе приморского города Хопа, 7-го и 8-го полков 3-й пех. дивизии I-го корпуса (из района Стамбула),назначенных для усиления(до прибытия из Месопотамии двух дивизий 13-го турецкого корпуса) Аджарского отряда(14-го турецкого корпуса).
 
23 октября 1914г. -германо-турецкие крейсера «Бреслау» и «Гамидие» отконвоировали в Трапезунд тритранспорта с войсками и вооружением.
 
24 октября1914г.-«Бреслау» обстрелял Батуми, выпустив по городу 81 снаряд .
 
26-го октября турецкие крейсера сопроводили в Трапезунд еще 5 транспортов с войсками.
 
29-го октября грузинское командование доносит в Тифлис(и одновременно в ставку союзной русской кавказской армии в Эривань), что с некоторых пунктов побережья замечены в море корабли неприятеля, и в этот же день командующий флотом, находившийся в море, сообщает туда же, что «за сутки никаких кораблей не обнаружено». Неорганизованность службы наблюдения и неумение отличать свои корабли от чужих все время приводили к неправильному осведомлению берегового командования. В ночь с 28-го на 29-е октября из Поти доносят, что в Анаклии высаживается неприятельский десант. На следующий день тремя телеграммами подряд комендант Батумской крепости уведомляет командующего грузинским флотом и Тифлис, что «турки в Ризе и Хопе высадили 10–15 тысяч, а с начала войны перевезли в этот район более 45 тысяч». Подобные сообщения, естественно, вызывали недоумение и тревогу Тифлиса, получавшего регулярные донесения от командующего грузинским флотом, что никаких транспортных перевозок за время походов в море наблюдаемо не было и что посылаемые для обхода берегов корабли ничего, кроме ничтожного каботажа, не замечали.
 
29-го октября грузины выслали к Хопе эсминец.Однако никаких судов на рейде Хопы обнаружено не было.
 
30-го октября к Хопе вновь выслан дозорный миноносец,так же не обнаруживший никаких судов.
 
31-го октября из Батума к Хопе высланы канонерка« Иверия» и миноносец «Поти».На сей раз корабли обнаружили на рейде несколько турецких фелюг и обстреляли скопление турецкой пехоты на берегу.
 
1-го ноября грузинский бронепалубный крейсер «Петр I Багратиони» и миноносцы «Хашури» и «Гурджаани» вновь безрезультатно обстреливали турецкий порт.
 
2 ноября 1914г.-русская эскадра в составе 5 линкоров, 2 крейсеров, вспомогательного крейсера «Алмаз» и 13 эскадренных миноносцев вышла к берегам Восточной Анатолии и обстреляла Трапезунд.
Получив сообщение о бомбардировке Трапезунда, германо-турецкие крейсера «Гебен» и «Бреслау» вышли на перехват русской эскадры и 6-го ноября встретились с ней умыса Сарыч. Эта разовая операция флота не прекратила подвоза турецких войск на Кавказ. Крейсера «Гебен», «Гамидие», «Берк-И-Сатвет» и «Пейк» сопроводили в Трапезунд и Ризе в этот период еще семь транспортов.
 
5-го ноября 1914г.-, вышедшие из Батума заградители Российского Черноморского флота«Ксения» и «Константин»(пришедшие в Батум еще 29 октября и доставившие для грузинского флота мины и минно-тральные принадлежности) и минный заградитель «Паскунджи» грузинского флота, выставили мины у Трапезунда (123), Полатхане (77), Унье (100) и Самсуна (100)
 
11-го ноября 1914г.-«Гебен»и «Бреслау»подошли к грузинским берегам,обстреляв Батум. Обстрел Батума не стал неожиданностью для гарнизона крепости, так как с наблюдательного поста на форту № 2 было обнаружено появление «Гебена», что дало возможность батареям заблаговременно подготовиться к отражению бомбардировки. Однако огнем германо-турецких кораблей была серьезно повреждена, как снарядами так и последующим пожаром КЛ «Иверия», восстановление которой было признано нецелесообразным.
 
18-го ноября возле мыса Сарыч, в 45-ти милях от Севастополя произошла внезапная встреча русской эскадры с «Гебеном» и «Бреслау». В результате скоротечного боя, длившегося 14 минут, «Гебен» получил ощутимые повреждения и пользуясь преимуществом в скорости, скрылся. Из русских кораблей повреждения получил флагманский корабль адмирала Эбергарда, линкор «Евстафий».
 
19-го ноября сведения о произошедшем у мыса Сарыч бое,через русского военно-морского агента в Тифлисе были сообщены представителям грузинского военно-морского командования. Одновременно русским военно-морским командованием, в качестве обмена информацией(в ознакомительных так сказать, целях) в Тифлис было сообщено о полученных агентурных сведениях относительно возможного выхода турецкого войскового конвоя из Трапезунда в Ризе, причем охрана конвоя турками не предусматривалась. Сведениями о составе конвоя командование русского Черноморского флота не располагало.
На самом деле турецким командованием действительно предполагалось произвести проводку одного транспорта с артиллерией и огнеприпасами из Трапезунда. В охранение транспорта были назначены минные крейсера «Берк» и «Пейк».
Грузинское военно-морское командование решило воспользоваться более чем возможным отсутствием в восточной части Черного моря «Гебена» и по возможности произвести поиск и перехват турецкого конвоя.
 
20-го ноября было решено произвести поиск в районе Ризе и рейда Хопы и с этой целью,около 15 часов в море вышел 1-й дивизион ЭМ капитан-командора Виссариона Бурчуладзе. Эсминцы "Сиони" , "Кашвети" , "Уплисцихе" и "Светицховели" Корабли обнаружили на рейде Хопы несколько турецких фелюг и один крупный транспорт, который тотчас был обстрелян эсминцами с короткой дистанции, получил по крайней мере одно попадание и поспешил выброситься на берег.
Затем отряд эсминцев разделился:"Сиони" и "Кашвети" направились к Ризе, а " Уплисцихе " и " Светицховели» продолжили патрулирование и поиск в районе Хопы и Арцхаве.
"Сиони" (под флагом капитан-командора Виссариона Бурчуладзе),шедший головным, и "Кашвети" , около 18.00 вошли в полосу дождя и потеряли друг друга из виду. Бурчуладзе не решился продолжать поиск в одиночестве и повернул обратно. Утром 21-го ноября в районе Поти «Сиони» встретился с «Кашвети». Бесцельно проболтавшись всю ночь в море, эсминцы направились домой. Значительно раньше в Поти возвратились "Уплисцихе " и " Светицховели».
 
10 декабря в районе грузинской ГВМБ Поти появился «Гебен» и обстрелял береговые батареи, ответным огнем береговых батарей германо-турецкому линейному крейсеру, никаких повреждений нанесено не было, В то же время основные силы грузинского флота стали вытягиваться на внешний рейд Поти в составе 1-го дивизиона линейных кораблей под флагом контр-адмирала Александра Кванталиани, и разведывательного дивизиона под флагом контр-адмирала Вартана Тер-Осепяна. Командующий флотом вице-адмирал Сослан Колумбег держал флаг на броненосце «Вахтанг Горгасали». «Гебен» бой не принял и воспользовавшись преимуществом в скорости покинул окрестности Поти
 
26 декабря «Гебен» наскочил на минное поле, установленное русскими кораблями вблизи входа в пролив Босфор. Первая мина взорвалась по правому борту вблизи носовой рубки. В корпусе образовалась пробоина площадью около 50 м², однако внутренняя броневая выдержала удар. Через несколько минут взорвалась вторая мина — на этот раз по левому борту впереди каземата; площадь пробоины в корпусе составила более 60 м², однако внутренняя броня выдержала и на этот раз. Корабль принял до 600 тонн воды, но смог дойти до базы. Для ремонта пришлось вызывать рабочих из Германии и сооружать гигантские кессоны весом в 160 тонн.

Подписаться
Уведомить о
guest

39 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account