Гарольд Нейманн в своей непринужденной дружеской беседе по пути на Средний Запад рассказывал о самолете, который в 1935 году в течение одной недели поразил весь авиационный мир, дав гонкам того года неофициальное название «национальные авиагонки Бенни Говарда».
Это действительно случилось на кливлендских авиагонках, но затем Говард и его аэроплан победили во всех главных авиагонках, и потому нисколько не удивительно, что ему была оказана честь неофициального присвоения его имени национальных авиагонкам.
схемы DGA-6 Mister Mulligan
«Большой Monocoupe», коим, фактически, был классический говардовский «Mr. Mulligan» являлся массивным, мощным четырехместным подкосным высокопланом. Машина не очень походила на гоночные самолеты 1930-х годов, но только … если бы вы не смотрели прямо на его корму в безуспешной попытке его догнать.
DGA-6 Mister Mulligan в процессе постройки
«Нам заслуженно казалось, что этот год был годом Бенни Говарда, Нейманна. Что бы мы ни делали, нам все удавалось. А вот год до этого был плохим годом,» — признавался Нейманн. И он был прав, поскольку 1934 год не был успешным ни для «Mr. Mulligan», ни для каких-то других попыток Бенни Говарда. В том 1934 году Нейманн отправился в Калифирнию, где стартовал в трансконтинентальных гонках на приз Бендикса, но в Неваде вынужден был приземлиться и в результате посадки повредил шасси нового самолета. На маленьком говардовском «Ike»-е Нейманну удалось вырвать четвертое место в томпсоноских гонках и второе в гонках на приз Грива, но Говард и Нейманн хотели всю коллекцию наград.
В 1935 году вновь состоялись гонки на приз Бендикса. «Mr. Mulligan» был разработан для таких тяжелых полетов на дальность свыше 2000 миль (3218 км), облажавший мощным двигателем, большим запасом топлива, а также кислородным оборудованием для жизненно важных высотных полетов. Пилотом был сам Говард, а вторым пилотом был инженер Гордон Израэль. После единственной дозаправки в Канзас-Сити они добрались до Кливленда за 8 часов 33 минуты и 16,3 секунды со средней скоростью 238,704 миль/ч (384,075 км/ч). Это был наилучший результат гонок на приз Бендикса со времени победы Джимми Хэйлзипа в 1932 году на гоночном самолете Wedell-Williams. Хэйлзипа в этот раз не было, зато участвовал Роско Тернер, пролетевший на Wedell-Williams-е с силовой установкой вдвое меньшей мощности.
DGA-6 Mister Mulligan
Тернер взлетел гораздо позже Говарда, и поэтому победитель гонки мог быть определен по фактической продолжительности полета. После бесконечного ожидания, Тернер быстро пересек финишную черту в своем золотом № 57 … пролетев трассу за 8 часов, 33 минуты и 39,8 секунд — всего на 23,2 секунды и 0,2 миль/ч (0,322 км/ч) медленнее Говарда! Большой приз Бендикса достался Говарду и его «Mr. Mulligan»-у.
DGA-6 Mister Mulligan
В своем первом реальном испытании большой белый самолет показал себя очень хорошо, но вскоре от него стали требовать гораздо большего. Самыми престижными сриди классических выступлений были томпсоновские гонки, завершавший длительную программу национальных авиагонок. Говард страсно желал взять в свои руки величественный бронзовый трофей.
Другие также хотели заполучить этот трофей, в основном Роско Тернер. Срезавшись в гонках на приз Бендикса, он не имел шансов на беспрецедентную двойную победу, но он уже взял кубок Томпсона в 1934 году и очень хотел стать первым человеком, выигравшим его дважды. Тернер обладал большим опытом и прекрасным самолетом с большей мощностью силовой установки, чем у любой другой гоночной машины. Очень темной лошадкой был ветеран полетов на самолетах в классе с небольшой мощностью двигателя Стив Уиттман (Steve Wittman), который готов был выступить с совершенно новым самолетом собственной конструкции «Bonzo» (Wittman D-12 Bonzo), оснащенным двигателем Curtiss.
Пилотом «Mr. Mulligan»-а был Гарольд Нейманн, и вот как он вспоминает этот великий день.
«Это был жаркий день, и мы вышли на линию, запустив двигатели и ожидая старта. Затем нас стали удерживать на этой линии. Я не знаю, как долго мы сидели там, в кабине было очень жарко… двигатель работал все время и в кабине дыла дикая жара. Я думаю, что мы были там 20 или 30 минут, но казалось, что прошли часы. Мы все были взвинчены, просто сидя и ожидая разрешения на взлет.
Затем, когда мы получили разрешение на взлет, я надеялся быть первым вокруг (базового) пилона, поскольку «Mulligan» было довольно быстр на обратном пути. Когда подняли стартовый флаг, я, конечно, установил тормоза и запустил двигатель на максимальные обороты. И вто когда флаг упал, я отпустил тормоза и потянул рычаг дросселя и двигатель готов был вот-вот запуститься! Он дал осечку и задрожал; в это время я готов был просто отказаться от всего … просто снять дроссель и сказать: «Ну, вот что!»
Каждый был на своем пути, и я начал движения. Я подумал «Ну, я по крайней мере увижу какую мощность я могу использовать, а затем принять решение, могу ли я взлететь.» Таким образом, я отрегулировал мощность на режим, где не было тряски и оторвался от земли. Согласно кинозаписи я был последним взлетевшим, все опередили и оставили меня.
Я, наконец, раскачиваясь поднялся в воздух. Это была моя игра в русскую рулетку, поскольку свечи зажигания были загрязнены (во время утренней квалификации сгорел цилиндр, его заменяли и поэтому свечи работали все утро). Это не был тест-полет или что-то подобное. Я решил, что из-за свечей зажигания я сидел на земле так долго. Таким образом, на первой или втором круге это был испытательный полет … просто чтобы посмотреть насколько хорошо будет работать двигатель, и станет ли он ломаться. Наконец, после пары кругов работа двигателя стала выравниваться. Поэтому я просто установил более высокий уровень мощности и просто начал догонять медленные самолеты и обгонять их.»
Нейманн обогнал своего друга (впоследствии капитана в TWA) Роджера Дона Ра (Roger Don Rae), летевшего на «San Franciscan», Джо Джэкобсона на говардовском «Mike»-е и Мариона МакКина на ярко-красном «Miss Los Angeles».
«И, наконец, я добрался до Стива Уиттмана,» — продолжал Нейманн, — «и он был на втором месте. Когда я оказался рядом с ним, он захотел добавить скорость, чтобы оторваться от меня. Ну, я просто оставил его в покое, потому что я был счастлив от того, что делаю, так как у меня был плохой старт. Наконец, Стив позволил мне пройти, и я понял, что у него проблемы.
Таким образом, я был на втором месте. Я видел уходящего Роско (Тернера) и понял, что не смогу догнать его. Финиш уже был близок, я был на втором месте, так что я был очень счастлив. Я обошел вокруг базового пилона, и я увидел посадку Роско. Конечно, я не видел отказа его двигателя и дыма … он имел неисправности мотора. В моей голове промелькнуло: «Ну, это конец гонки?» Я не получил сигнала к финишу, поэтому я продолжил движение, сделав еще один круг, после чего получил сигнал на окончание гонки.
Я прибыл, приземлился и вот, тогда то я узнал, что я выиграл гонку! Вплоть эдо этого момента я ни в чем не был уверен. Это был плохой старт и неизвестный финиш, но это типично для гоночного бизнеса.»
Несмотря на все трудности и традиции, Гарольд Нейманн выиграл в 1935 году томпсоновские гонки на четырехместном самолете на поле, где господствовали нестандартные маленькие гоночные самолеты. Кроме того, это был первый и единственный раз, когда один самолет в одном и том же году выиграл две крупнейшие гонки в Кливленде. То, что «Mr. Mulligan» был наиболее значительным гоночным самолетом, не имевшим серьезных конкурентов, но откуда он взялся … и почему?
Как несколько месяцев назад вспоминал Гарольд Нейманн, конструкция «Mulligan»-а создавалась переходом от одной особенности к другой.
«Я думаю, что была идея сделать что-нибудь. Когда я летал на гоночных самолетах Говарда в авиашоу, у меня был Monocoupe, оснащенный мотором Lambert. Бенни и его жена, ‘Mike’ Говард время от времени летали на нем, прибывая на нем на некоторые авиашоу и были впечатлены этим маленьким самолетом. Однажды он летел на трехмоторном «Ford»-е с пассажирами для NAT из Молина (Moline) в Канзас-Сити. Я был левее и немного впереди него, и он, наконец, догнал меня, так что мы летели вместе бок-о-бок. У меня был маленький 90-сильный Lambert, к него был «Ford» с большими Wasp-ами, и я думаю, что «Ford» произвел на него впечатление.
Затем он отправился в полет с Джоном Ливингстоном (John Livingston) в двухместном самолете со срезанным крылом и со 145-сильным мотором Warner$ в полете Говард увидел на индикаторе скорость 200 миль/ч (321,8 км/ч), что не могло не впечатлить Венни — человека, который любил строить самолеты. Таким образом (Эдди Фишер (Eddie Fisher) сам мне рассказал об этом), Бенни сказал: «Эдди, ты хотел бы сделать несколько эскизов большого Monocoupe?» Что Эдди и сделал. Он начал с Wasp Senior мощностью около 550 л.с. и выполнил тест-полет с ним. Затем (тогда это было просто) когда они получили двигатель с большим вентилятором, поднимавшим мощность до 750 л.с.
Я думаю, в глубине души, он думал о создании гражданского коммерческого самолета. Но Говард хотел заработать немного денег, и большой Monocoupe был одним из способов сделать это. Он всегда прикалывался над Уолтером Бичем (Walter Beech) — Бич строил биплан с убирающимся шасси (классическое крыло с отрицательным углом выноса) — и Бенни всегда говорил ему, что он может построить самолет, который был бы так же быстр, если не быстрее, но с неубирающимся шасси.»
Когда «Mr. Mulligan» появился на стартовой линии гонок на приз Бендикса, он был более или менее в своей стихии. Большинство других участников были большими самолетами, способными пересечь страну: Northrop Gamma, Lockheed Orion, Lockheed Vega. Но когда пришло время томпсоновской гонки вокруг пилонов по 15-мильному (так в тексте) замкнутому контуру, то была уже другая ситуация, где почти все другие самолетв на линии были обычными маленькими гоночными машинами. Как Нейманн себя чувствовал? Был ли он неуместен, сидя в обычной кабине самолета?
«Вы должны вернуться … но что бы сделал человек раньше? Бенни Говард уже доказал, что он был успешным конструктором и инженером, обладавшим необходимыми знаниями и умениями. Он всегда нацеливался на большее … делал то, что никто другой не делал, или боялся делать. Примерно в это время появился Стив Уиттман со своим первым миниатюрным гоночным самолетом. Мы только покачали головами; мы не видели, кто мог бы сделать эту работу, но Бенни доказал нам, что мы ошибались.
Так было и с «Mr. Mulligan»-ом: он был большой, но когда увидели большой двигатель впереди … Мощность — вот как его можно охарактеризовать. И это очень чистый самолет. Причина успешности «Mr. Mulligan»-а в том, что круглый двигатель хорошо сопрягался с большим фюзеляжем. Вот почему «Monocoupe» был хорош с круглым двигателем. На моем самолете стоял 145-сильный радиальный двигатель Warner и я считаю, что я мог бы получить большую скорость — даже еще больщую — чем кто-то с плоским двигателем.»
После того, как «Mr. Mulligan» выиграл гонки на призы Томпсона и Бендикса он, вероятно, должен был «уйти на пенсию», но это не для гоночных самолетов-чемпионов. В 1936 году самолет вновь участвовал в гонках Бендикса с Бенни Говардом в качестве пилота и его женой «Mike» Говард в качестве второго пилота. Чуть более двух часов не хватило до посадки в Лос-Анджелосе, как у «Mr. Mulligan»-а сломался винт. Аварийная посадка была сделана на плато Колорадо в северо-западной части штат Нью-Мексико, где индейцы вытащили чету Говард из-под обломков и доставили в больницу, где после проведенного лечения они выздоровели.
Большая часть останков гоночного самолета была удалена и по общему мнению его жизненный путь закончился. Но в 1970 году энтузиаст самолетов Говарда Р.У. Рейхардт (R. W. Reichardt) приступили к экспедиции на место, где с помощью старого навахо, вспомнившего о происшествии 34-летней давности, ему удалось найти останки самолета. Большая часть останков была спасена, будучи сохраненной в сухом, горном климате, и Рейхардт намеревался восстановить знаменитый самолет. Ожидалось, что первый полет восстановленного самолета состоится в конце 1974 или в начале 1975 года.
различные ракурсы реплики DGA-6 Mister Mulligan
Будет ли Гарольду Нейманну в его нынешние 60 интересен очередной полет на самолете, который почти 40 лет назад внес его в книги по истории?
«Да, я бы сделал это! Я летал на моем coupe-е с 1966 года (с тех пор, как ушел из TWA) и в нем чувствую себя хорошо. Мне потребуется некоторое время, чтобы вернуться в колею, но я считаю, что я могу взять «Mr. Mulligan» или другой самолет, напоминающией его и летать на нем. Любой, кто летал на Howard DGA-15 будет способен летать на «Mr. Mulligan»-е, если, конечно, не увлекаешься мыслью, что это суперсамолет* и тебе нужно сделать все для его участия в гонках. Самолет»Mr. Mulligan» был просто замечательным, и все, что вам придется сделать, чтобы летать на нем — это быть летчиком.»
ЛТХ: |
Модификация | DGA—6 |
Размах крыла, м | 9.50 |
Длина самолета,м | 7.60 |
Высота самолета,м | 2.90 |
Площадь крыла,м² | 14.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1179 |
максимальная взлетная | 2272 |
Тип двигателя | 1 ПД Pratt & Whitney Wasp |
Мощность, л.с. | 1 × 850 |
Максимальная скорость, км/ч | 462 |
Крейсерская скорость, км/ч | 404 |
Практическая дальность, км | 2414 |
Скороподъемность, м/мин | 610 |
Практический потолок, м | |
Экипаж, чел | 4 |
* hotrod — суперавтомобиль (дословно); старый автомобиль, переоборудованый для высоких скоростей или участия в гонках
источники:
- текст 70-х годов взят с http://www.air-racing-history.com/aircraft/Mr%20Mulligan.htm
- таблицы с ЛТХ Howard DGA-6 Mister Mulligan взяты с сайта «Уголок неба»
- большая часть фотографий взята с http://www.airminded.net/dga6/dga6.html