Германская бронетяга. Часть 14 Daimler GPzRt MTW (SdKfz 3). Первый серийный бронетранспортер
История ходит кругами, ну или по спирали, вот и в бронеавтомобильной технике в середине первого десятилетия третьего тысячелетия интенсивно начали плодится МРАПы (MRAP (mine resistant ambush protected). На любой выставке, посвященной современной военной технике, защищенные перевозчики пехоты, от просто подбронированных грузовиков до недобтрэров, составляют большинство показываемой техники. И если на фотографиях с германскими транспортерами Daimler образца 1921 убрать из кадра колоритных немецких колхозников, то можно их и спутать с нашим временем. Хотя конечно первые боевые послевоенные боевые машины Рейхсвера получились нестандартными для своего времени.
После ограничений Версальского мирного договора армия Германского государства не имела права вообще иметь бронированные самоходные машины. Но очень быстро «под столом» договорились о том, что все таки 150 бронемашин можно поставить в полицию и пограничную службу и 105 в вооруженные силы Веймарской республики (Reichswehr). Одновременно с машинами для полиции были заказы и бронетранспортеры для рейхсвера — Manschaftstransportwagen, транспортные машины для людей. Немцы решили не вооружать эти машины, что бы не дразнить контрольную комиссию и вообще провести их как грузовики для перевозки отделения бойцов. Машины взялся производить Даймлер, используя свои наработки по полицейским броневикам образца 1919 и 1921 годов. Фактически это был первый в мире настоящий серийный бронетранспортер. Даймлер в качестве шасси использовал тот же тягач — DZVR как и Шупо-Зондерваген Даймлер/21. Но в отличие от полицейских броневиков от машины военных не требовалось двигаться задним ходом с той же скоростью, что и передним, и трансмиссия в купе со 100-сильным двигателем от артиллерийского тягача Krupp-Daimler KD1 была стандартной 5 передач вперед — одна назад. Полноприводное шасси обеспечивало приемлемую проходимость.
В конструкции бронекорпуса четка прослеживалось разделение на отделением управления, которое было полностью одинаково с полицейской машиной Даймлер/21 и имело бронирование вертикальных листов — 10 мм и боевое отделение — с толщиной брони 12 мм. Стыковка широкого боевого отделения с более узким отделением управления придала машине оригинальный вид. Дополнительно бросаются в глаза вырезы в отделении для десанта для запасных резиновых шин с обеих сторон бронекорпуса. На крыше вместо пулеметных башен была смонтирована надстройка для увеличения высоты отделения. Спереди и сзади на крыше были смонтированы в броневых кожухах боевые прожектора. Крыша надстройки боевого отделения откидывалась и можно было вести огонь из личного оружия или из пулеметов типа MG-08/15 поверх бортов. Всего было выпущено 40-45 экземпляров этого БТР, машины производились вплоть до 1927 года.
Первые 10 лет своей эксплуатации броневики в малочисленном рейхсвере служили в основном учебными машинами для отработки действий в составе механизированных подразделений. Но в конце 20-х годов военные Германии все таки приняли решение, что будущее не за бронированными монстрами типа Даймлера, а за более простыми и не столь тяжелыми машинами. Первая серийная машина уже Вермахта Maschinengewehrkraftwagen Sd.Kfz.13 на шасси легковой машины Адлер, весила чуть больше 2-х тонн, а трехосный Schwerer Panzerspähwagen 6-Rad, производство которого началось в 1932 году, около 6 тонн. 12 тонные монстры были неэффективны и очень дороги. Начав строительство новой армии и новых машин, рачительные германцы решили приспособить уже порядком изношенные броневики в качестве КШМ (командно-штабных машин). Благо заброневой объем был большим, броня толстой, проходимость для штабной машины нормальная, места и для оборудования, и для антенн хватало. Несколько десятков машин были оснащены поручневыми антеннами и радиостанцией мощностью 20 кВт.
Командно штабные машины на базе Daimler GPzRt MTW активно применялись в ходе военных учений при отработке новой тактики боевых действий, по которой снова, как и 50 лет назад в Прусско-французскую войну, победу должна была обеспечить связь и маневр. Испытанная на броневиках Даймлера система управления войсками была принята и активно применялась во второй мировой войне, когда штабы пехоты вермахта шли с одной скоростью с боевыми частями и наиболее оперативно из всех армий мира реагировали на изменение боевой обстановки.
В 1933 году в Германии была введена специальная сквозная система обозначений бронетехники Sd.Kfz. — Зондер Крафтфарцойг (Sonderkraftfahrzeug) — «транспортное средство (моторное) специального назначения». Это была специальная номенклатура, сформированная Управлением вооружений Германии, которая распространялась на все виды подвижной военной техники от мотоциклов до ЗСУ. По этой номенклатуре индекс состоял из собственно аббревиатуры Sd.Kfz. и порядкового номера, записанного арабскими цифрами. В первой версии этой системы номер присваивался по порядку принятия машины на вооружение. Так первые три номера получили машины на шасси Даймлер, уже стоявшие на вооружении Вермахта: Sd. Kfz. 1 — зенитный грузовик Geschützkraftwagen Kw. 19 Krupp/Daimler, Sd. Kfz. 2 — артиллерийский тягач Artillerie-Zugmaschine Krupp/Daimler KD I , а обозначение Sd. Kfz. 3 получил обсуждаемый здесь бронетранспортер gepanzerte Kraftwagen. В 1935 году систему обозначений поменяли, машины Даймлера, к этому времени снимались с вооружения и в неё не попали. По новой системе цифрами от 2 до 99 обозначались гусеничные тягачи, от 101 до 199 — танки и так далее.
К 1936 году вся техника на шасси Даймлер, разработанном еще в 1917 году, была уже порядком изношена, при её создании и не предполагали, что она так долго будет служить. Германская промышленность начала более менее нормально производить новые типы машин и старые заслуженные броневики ушли на утиль или на склады. Сложно оценить роль, которую сослужили броневики на шасси Даймлера, построенные в 20-х годах в Германии, ведь они служили учебной партой для вермахта, на которой учились воевать офицеры Вермахта, но и тестовой лабораторией для новых методов ведения боевых действий.
Gepanzerter Manschaftstransportwagen Daimler/SdKfz 3
Страна производства: Германское государство (Веймарская республика)
Год производства: 1921-1927
Производитель: Daimler-Motoren-Gesellschaft
Кол-во произведенных: 40-43?
Боевая масса: 11650 кг
Размеры: 5960×2200×2725 мм
Бронирование: 8-12 мм
Вооружение: —
Движитель: колесный, 4×4
Двигатель: Daimler M1574, 12020 cv3, 100 л.с.
Экипаж: 2+12
источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/nemeckie-bronetiagi-chast-14-daimler-gpzrt-mtw-sdkfz-3-pervyi-seriinyi-bronetransporter-5f4cada49d1beb3aa20e6a98