Россия – страна юная, причем история раннего средневековья преднамеренно искажена и частью сфальсифицирована, и вот, что наврано, знать нужно.
Вот она — Гардарика — ни Градорика, ни Городорика. См. карту.
Страна с Новгардами, Белгардами, Старгардами и Холмгардами. С легендарным городом Столп, который никак ни хотят найти наши, извиняюсь, ученые.
А Хольмгард из Померании превратить в Новгород может только тот, кто очень этого хочет. Другой связи нет. Передняя Померания, сейчас в Германии, одна Часть в Польше. Есть и немецкий округ впрямую "Шлафе-Славе". А вообще-то это та самая Гардарике — страна с городами один на другом, а город и до сих пор по-кошубски "гарда". Поэтому и страну скандинавы называли Гардарике. И Холмгарды были там, и Невогарды, и Старогарды, и Белгарды и пр. Причем и до сих пор есть. У местных славян (бывших хозяев) город и до сих пор называется "гарда" и "гард". Язык у них такой и славянский полностью. И похож на язык древних новгородцев. Причём связь Новгорода и Поморья известна давно, и скорее всего Новгород был поначалу колонией Гардарике. Причем совсем не я придумал: и язык, и антропологические данные, и деревянные срубы, и керамика похожи. И то, что Гардарике не Русь — факт. Причем, то что скандинавские саги ни к нашему Новгороду, ни к Киеву никакого отношения не имеют, — тоже факт. Вот их сцена. При этом, например, и Борислава искать не нужно: был тут один такой удельный князь. И т.д.. И Холмгард в Новгород переделывать не нужно.
Адам Бременский:
«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов
и живущих по ту сторону Одры поляков, которые НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЖИТЕЛЕЙ
СЛАВЯНИИ НИ СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ, НИ ЯЗЫКОМ…
Славянских народов существует много.
Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами.
Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты,
которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград – город
Велеса). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город
которых называется Рацисбургом (Ратибор – «Ратный лес»). За ними лингоны
(глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются
от долечан и РАТАРЕЙ рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской
епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и
РАТАРИ — к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются
вильцами, или ЛЮТИЧАМИ. Есть еще и другие славянские племена, которые
живут между Лабой и Одрой… из всех них САМЫМИ МОГУЩЕСТВЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ
РАТАРИ, живущие в центре…
Их город — ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНАЯ РЕТРА (Радигост, Радигощ) — седалище
идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из
которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура.
Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером,
через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него
разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения
оракула… Говорят, что ОТ ГАМБУРГА ДО ХРАМА ЧЕТЫРЕ ДНЯ ПУТИ».
«Полабский феномен»: малоизвестные страницы славянской истории (популярный очерк)
В эпоху раннего средневековья (V-XI вв.) территорию между р. Лабой
(Эльбой), р. Салой (Зале) и р. Одрой заселяли западнославянские племена,
получившие в науке условное наименование «полабских славян». Наиболее
крупными и устойчивыми объединениями полабских славян являлись племена
ободритов (бодричей), жившие по побережью Балтики между Нижней Лабой и
Одрой, и лютичей, сидевшие чуть южнее — по Средней Лабе. На юге региона, в
междуречье Лабы и Салы, размещался сербо-лужицкий племенной союз.
Восточнее ободритов, в Поморье, между Одрой и Вислой, жили поморяне.
В период с VII в. по VIII в. у полабских славян на базе союзов племён
сформировались т.н. племенные княжества. Вокруг племенных князей собрались
постоянные дружины, состоявшие из элитных воинов. К IX веку в местах
племенных центров выросли укреплённые грады: Бранибор (Бранденбург) –
центр лютичей-гаволян, Ретра – главный центр всех четырёх лютических
племён; Микелин (Мекленбург), Любица (Любек), Рарог (или Рерик) – в земле
ободритов, и др. Единое государство у полабов не сложилось, поскольку в
условиях военной демократии, на фоне непрерывных столкновений с
соседями-германцами, создать твёрдую авторитарную власть было тяжело. Лишь
в XI в., после восстания против немцев, на землях бодричей и лютичей
ненадолго возникло Ободритское государство, просуществовавшее до сер. XII в.
Балтийские славяне были хорошими мореходами: через свои портовые города –
Любицу, Рарог, Щецин, Колобжег – они вели оживлённую торговлю со странами
Западной Европы и Русью, вывозя из своей земли зерно, соль и солёную рыбу,
ремесленные изделия, и осуществляя транзитные перевозки. В общем,
поморяне, как и все северные купцы-воины того времени, вовсю «варяжили» по
Балтийскому морю, т.е. и торговали, и пиратствовали. В связи с этим есть
веские основания полагать, что призванный новгородскими словенами на
княжение варяг Рюрик был славянского, а не скандинавского происхождения.
Историки-норманисты пытаются доказать, что Рюрик Новгородский не кто иной,
как известный по европейским хроникам, Рюрик Ютландский – в оригинале имя
звучит даже не «Рюрик», а «Хрёрек». Однако с таким же успехом можно
связать Рюрика с каким-нибудь удачливым полабским князем по имени Ререк
(ведь по-древнеславянски «ререк» значит «сокол» — вполне подходящее имя
для князя — помните из детства сказку «Финист-Ясный Сокол»). Для "Северной
Руси" он тоже будет «варяг из-за моря».
И, в самом деле, зачем призывать какого-то малоизвестного в
восточно-славянских землях варяга-дана из небольшой Ютландии (Дании), если
рядом же (!) находится славная, богатая, многолюдная, воинственная, а
главное – славянская, «заморская» земля полабов и поморян? К тому же
последние исторические исследования по "Северной Руси" прослеживают явную
связь северных восточнославянских племён (новгородских словен, кривичей) с
западными "балтийскими славянами" — так называется вся совокупность
полабских и поморских славян. (Может наши беломорские поморы от того и
называются "поморами", что звались так и раньше, в седой древности? Может
превосходными моряками они стали ещё там — на балтийском Поморье? Такие
гипотезы встречаются в трудах незаслуженно забытого учёного-слависта XIX
века А.Ф. Гильфердинга, изучавшего фольклор русского Поморья.)
У славян Полабья и Поморья развилась своеобразная языческая культура.
Обычно язычники-славяне не создавали монументальные храмы, предпочитая
поклоняться своим богам под открытым небом в капищах и требищах,
расположенных в священных рощах или у священных источников. Полабские же
славяне в некоторых своих городах и в отдельных местах воздвигали
роскошные деревянные храмы, украшенные искусной резьбой и скульптурными
изображениями богов из металла, камня и дерева.
Наибольшей известностью пользовался храм бога Святовита в городе Арконе на
острове Руяне (Рюгене). Это было место паломничества не только славян, но
и всех соседних языческих племён. Возможно, остров Руян стал прообразом
острова Буяна из русских народных сказок: «Мимо остова Буяна в царство
славного Салтана» пролегал путь из Западной Европы — через Балтику, Неву,
Ладогу, Волхов, Волгу, Каспий – в арабские страны. (Для справки: в
последние годы археологического изучения Старой Ладоги, древнейшего
транзитного порта в устье Волхова, была получена дендродатировка – 753 г.).
В земле лютичей в городе Ретре (Радигоще) славился храм бога Радегаста.
Сам по себе город Ретра тоже был примечательным – по описаниям он имел
девять ворот. Всё это лишь подчёркивает богатство края.
История славян Полабья драматична: являясь порубежными жителями, они
постоянно испытывали давление со стороны германского мира. Сначала были
грабительские набеги саксов и франков-меровингов, затем, в VIII-IX вв. –
походы Карла Великого и вторжения данов (датчан). После образования
Восточно-Франкского государства, с сер. IX в., начался планомерный
немецкий «Drang nach Osten». В X в. представителям саксонской династии
Оттонов удалось покорить полабских славян и обложить их данью. Но в 983 г.
разразилось восстание. Вскоре немцы утратили занятые ими славянские земли
за исключением области лужицких сербов. Кстати, в этой земле до сих пор
находится город Цербст (Сербск) – столица княжества Ангальт-Цербстского —
из которого происходила небезызвестная принцесса София Августа Фредерика –
будущая Екатерина Вторая.
В XI — нач. XII вв.., во времена ободритских князей Крутого и Никлота,
славяне успешно сопротивлялись немецкой агрессии. В 1147 г. против
полабских и поморских славян-язычников был объявлен общеевропейский
«крестовый поход». Многие авторитетные западные историки, такие как Жак Ле
Гофф, признают, что религиозные мотивы противоборства немцев-христиан и
славян-язычников отступают на второй план перед проблемами экономическими
и национальными, стоявшими перед германскими племенами. Они, ограниченные
бедными природными ресурсами, без колзабавния вступали в борьбу даже с
теми соседями, которые приняли христианство давно.
Во второй половине XII в. страна полабских славян в конце концов была
завоёвана. Эта захваченная территория в новое время стала сердцем
Германии. Здесь, чуть восточнее славянского Бранибора, стал расти
небольшой городок – нынешний Берлин.
Судьба полабов и поморян трагична: они в какой-то мере сдержали германский
«натиск на Восток», прикрыв собой поляков, чехов и, возможно, русичей. Но
поскольку оставались закоренелыми язычниками, помощи от братьев славян,
принявших христианство, так и не дождались. Получился замкнутый круг:
христианство они не принимали, так как боролись с немцами-христианами, но,
не приняв крещения, остались без помощи братских народов.
И все же – не всё так плохо – ведь в жилах восточных немцев течёт немало
славянской крови. Как говорится: копни русского и найдёшь татарина, а
копни восточного немца и обнаружишь славянина. Быть может, именно поэтому
Екатерина Вторая так легко поняла Россию и возвеличила не только себя, но
и русскую империю. А таким «варягам», как она, на Руси всегда были рады.
***
Андрей ПОЛЯЕВ
P.S. Специально для украинских товарищей я нашёл родину укров. Всё очень просто.
Это Укермарк на севере Бранденбурга, на границе с Померанией — родиной русов/ругов.