В последние дни августа 1943 г. «Нормандия» вернулась на фронт и приняла участие в Смоленской наступательной операции. 30 августа шесть Як-9 под командованием ст. л-та Бегена совместно со звеном Ла-5 из 18-го ГИАП прикрывали советские войска в районе Ельни. Они отразили налет большой группы Ju 87 и FW 190. Беген, Бо и Матисс сбили по одному «лаптежнику».
Два ожесточенных боя провели французы 31 августа. Утром 12 экипажей во главе с л-том Альбером в том же районе перехватили 17 Ju 87 и 8 FW 190. После схватки по одному «Юнкерсу» были записаны на боевые счета ведущего, де ля Пуапа, Барбье, Лефевра и Риссо, а в актив Бегена и Матисса пошли 2 подбитых вражеских самолета. Во второй половине дня прошел бой, в котором «Нормандия» понесла значительные потери. 9 истребителей во главе с Дюраном отражали налет на Ельню большой группы «Хейнкелей» и «Фокке-Вульфов». Дюран в первой же атаке поджег Не 111, но затем группа встретилась с ожесточенным сопротивлением вражеского прикрытия. В завертевшейся «карусели» ст. л-т Леон и су-лейтенант Фуко сбили по одному «сто девяностому». Когда противник вышел из боя, пара Риссо-Матисс атаковала отставшего немца, и ведомый его завалил. Кроме того, Дюран не позволил паре «фоккеров» расправиться со спускавшимся на парашюте летчиком 18-го ГИАП л-том Н. Пинчуком, покинувшим свою машину после тарана вражеского бомбардировщика. Для самого Дюрана этот бой стал последним, хотя никто не видел, что с ним случилось. Кроме того, погибли к-н де Форж и су-лейтенант де Сибур.
14 сентября, накануне второго этапа Смоленской операции, полк перебазировался на аэродром Мышково. На следующий день в Москве Сталин принял полномочного представителя Национального комитета Сражающейся Франции генерала Пети. Обсуждался вопрос о дальнейших перспективах «Нормандии». Пети сообщил советскому руководителю, что де Голль хотел бы на ее базе сформировать смешанную авиадивизию в составе двух полков: истребительного и бомбардировочного. Сталин пообещал полное содействие в оснащении нового соединения матчастью. Однако дивизия так и не была создана — это дело увязло в затяжных переговорах.
Тем временем фронтовая жизнь «Нормандии» приносила новые успехи и утраты. 17 сентября над Смоленском Альбер сбил «Фокке-Вульф». Через два дня западнее Ельни французы без потерь сбили три Ju 87. Отличились Беген, де ля Пуап, Лефевр и Риссо. Однако 20 числа погиб в воздушной схватке молодой летчик аспирант1 Андре Бальку.
Весьма удачный бой провели летчики «Нормандии» 22 сентября, за три дня до освобождения Смоленска. Вскоре после полудня они хорошо «прошерстили» большую группу «лаптежников» и прикрывавших их «Фокке-Вульфов», заявив по возвращении об уничтожении шести пикировщиков и трех истребителей. Две победы записал на свой счет Ж. Риссо. Единственной потерей стала машина л-та Анри Фуко. Сам он спасся на парашюте. Немцы признали потерю Tpex Ju 87D (w/nr 131247, 130882, 130767) из группы II/StG1. Из шести летчиков и стрелков, выпрыгнувших с парашютами, уцелели только трое.
В конце октября активность в воздухе значительно снизилась. До конца осени пилотам «Нормандии» удалось сбить только 9 самолетов, заплатив за это жизнями трех летчиков: л-та Роже Дени, су-лейтенантов Мориса Бо и Лео Барбье. Всего с начала боевой работы французы записали на счет полка 75 побед. Пали в боях 16 человек, в т.ч. 9 — из первой группы добровольцев. В строю оставалось 25 пилотов.
В преддверии суровой русской зимы боевой дух летчиков «Нормандии», ожидавших лютых морозов, стал падать. Французская военная миссия обратилась к советскому командованию с просьбой отвести полк на зимние квартиры либо перебросить на какой-нибудь южный участок фронта.
Союзников уважили, и в ноябре «Нормандию» отвели в тыл, в район Тулы, временно передав в состав Московской зоны ПВО.
В то же время в Москву прилетел представитель де Голля, один из основателей ВВС Сражающейся Франции п-к Леонель де Мармье. На встречу с ним прибыли Пуйяд. Альбер, Лефевр, де ля Пуап, Риссо и Беген, Де Мармье вручил м-ру Пуйяду Крест Освобождения, которым были отмечены заслуги полка, а также награды самим летчикам. Кроме того, полковник привез «нормандцам» 800 кг вещевого и продуктового довольствия.
Улетая обратно в Алжир, Мармье забрал с собой Пуйяда. Дело в том, что среди высшего военного руководства Сражающейся Франции было много офицеров, служивших ранее у вишистов. Они искоса смотрели на летчиков «Нормандии», считая их сбродом дезертиров, обработанных коммунистами, которые не столько воевали, сколько утюжили воздух над прифронтовыми аэродромами. Пуйяду довелось провести ряд встреч с авиационным начальством, поездить по авиачастям, рассказывая о боевой деятельности своего полка. Естественно, состоялась встреча и с де Голлем. В целом командиру «Нормандии» удалось развеять многие предубеждения, после чего были сняты вопросы, тормозившие набор новых добровольцев для полка, награждение воевавших на Востоке летчиков и присвоение им очередных званий. Самому Пуйяду присвоили звание подполковника, и в декабре он вернулся в Тулу.
Практически в то же время прибыло и пополнение, в котором было много опытных летчиков. Например, су-лейтенант Роже Марши был ранее инспектором летных школ и провел в воздухе более 2000 ч. Репутацию отличного летчика-истребителя имел ст. л-т Морис де Сейн. Ветераном боев в Испании был к-н Леон Кюффо, а две свои первые победы он одержал в сентябре 1939 г. над Эльзасом. Прибыли также братья Морис и Рене Шалль. Второй успел в мае 1940 г. записать на свой счет 2 германских самолета. Ветераном боев того времени был и л-т Робер Соваж, сбивший на своем двухмоторном Р.631 также двух «бошей». Одна победа (правда, британская «Каталина», сбитая у берегов Алжира) значилась на счету сына известного летчика Первой мировой су-лейтенанта Жака Андре. Примечательной личностью оказался и новый переводчик су-лейтенант Игорь Эйхенбаум, сын эмигрантов из России. Его желание стать летчиком оказалось неосуществимым из-за проблем со зрением, и войну он встретил авиамехаником. После капитуляции Франции он решил бежать к де Голлю и вместе с еще одним механиком, который вызвался пилотировать старый биплан «Поте 25», благополучно осуществил задуманное. Среди новичков был уроженец Киева аспирант Константин Фельдзер. Он с родителями, занимавшимися революционной деятельностью, эмигрировал во Францию еще до 1917г., натурализовался там и получил диплом летчика. После капитуляции несколько раз пытался пробраться к де Голлю, но, в конечном итоге, был арестован и посажен в крепость в Тунисе, откуда его освободили лишь в ноябре 1942 г. Одновременно с этим пополнением «Нормандия- получила и новые истребители Як-9Т с 37-мм пушкой. Правда, сохранились в полку и боеспособные старые «девятки», а также несколько Як-1Б.
В январе-марте 1944 г. «Нормандия» еще несколько раз пополнилась личным составом. Большинство пилотов этих партий имело незначительную летную практику либо большой перерыв в полетах. В их числе находилась группа к-на Луи Дельфино, на базе которой планировали создать истребительный авиаполк «Париж», но людей для его формирования не хватило, и вся группа осталась в составе «Нормандии». Сам Дельфино был весьма опытным воздушным бойцом. В кампании 1940 г. он одержал 7 достоверных и 3 предположительные победы, а во время службы в Дакаре сбил британский «Веллингтон». Всего полк получил 40 человек.
Во время пребывания в Туле французы стали желанными гостями в местном Доме Красной Армии, на предприятиях и в учреждениях. На одной из швейных фабрик каждому летчику пошили персональную тужурку из материала, доставленного де Мармье, а при посещении оружейного завода «нормандцам» вручили именные пистолеты ТТ. В свою очередь, летчики из премий, причитающихся им за сбитые самолеты, собрали и передали в Фонд обороны 82000 рублей.
Однако не только общественно-политические мероприятия и экскурсии занимали досуг французских летчиков. Они активно посещали кино, театры, вечеринки, танцы, многие завели себе пассий. После бурно проведенных ночей некоторые «асы» поднимались в воздух невыспавшимися. Это привело к резкому увеличению аварийности, и руководимые Агавельяном техники с трудом успевали ремонтировать разбитые машины. Свою лепту вносила и неопытность многих новичков. Например, 12 января во время посадки де Жоффр умудрился врезаться в стоявший Ла-5, разбил обе машины, хотя сам не получил ни царапины. Не обошлось без нелепых авиакатастроф. 18 марта в воздухе столкнулись самолеты су-лейтенанта Мориса Бурдье и аспиранта Жюля Жуара. Оба летчика погибли. 21 апреля, выполняя замедленную «бочку» на высоте 100 м, разбился аспирант А. Фуко. Эти случаи удручающе действовали на моральный дух пилотов. Например, произошел нервный срыв у Бегена, а Дидье замкнулся в себе и вскоре переругался со всеми сослуживцами. Его пришлось отстранить от полетов, а затем отправить в Англию.
И все же. постепенно дела налаживались. «Старички» интенсивно вывозили на Як-7В молодежь. Когда Лефевр докладывал, что имярек готов к самостоятельному полету, его лично проверял Пуйяд. Если он давал «добро», новичка пересаживали на Як-1Б. И лишь после освоения «единички» летчику доверяли новый Як-9Т. К середине апреля большинство пилотов прошло полный курс боевой подготовки, и советское командование сочло возможным привлечь французов к обеспечению ПВО Тулы. Правда, здесь лишь изредка появлялись одиночные ночные самолеты-разведчики немцев, которые ходили на недостижимой для «Яков» высоте.
В начале мая вновь прибыло небольшое пополнение: к-н Матра, л-т де ля Салль, су-лейтенанты Бейсад. Версини, Лорийо. Затем с завода поступили еще 20 новеньких «Яков».
19 и 20 мая 1944 г. «Нормандию» проверили генералы Пети и Левандович, которые признали полк готовым к боевой работе. В его составе насчитывалось 55 Як-9, 61 летчик и 249 человек советского наземного персонала. В то время «Нормандия» состояла из четырех эскадрилий: 1-й «Руан» (комэск — л-т Марсель Альбер), 2-й «Гавр»(л-т Ив Мурье). 3-й «Шербур» (л-т Марсель Лефевр) и 4-й «Кан» (к-н Рене Шалль). Возглавлять полк продолжал подп-к Пуйяд, а к-ны Луи Дельфино и Пьер Матра стали его заместителями.
25 мая «Нормандия» отбыла на фронт. Вскоре французы, лидируемые генералом Захаровым, приземлились на прифронтовом аэродроме Дубровка, что в 60 км западнее Смоленска, вернувшись в состав 303-й ИАД 1-й Воздушной армии. Поначалу летчики занимались изучением района боевых действий. 28 мая произошла трагедия. Отправившись в составе группы на облет района Витебска, л-т Лефевр обнаружил падение давления бензина — где-то происходила утечка. Комэск-3, прикрываемый де Жоффром, вынужден был с полпути возвратиться обратно. При заходе на посадку он доложил: «Я весь в бензине…». Приземлился нормально, но вместо того, чтобы сразу покинуть машину, приступил к рулежке, и тут в кабине вспыхнули пары бензина… Объятый пламенем Лефевр выскочил из самолета, покатился по земле, подбежавшие механики сбили огонь, но летчик получил тяжелые ожоги. Его немедленно доставили в Москву, однако врачи оказались бессильными. 5 июня Лефевра не стало.
На следующий день дежурное звено «Нормандии» вылетело на перехват «Фокке-Вульфов» в район станции Рудня. Там один из летчиков этой группы Морис Шалль атаковал самолет, приняв его за вражеский, добился прямых попаданий, после чего тот взорвался в воздухе. Вскоре выяснилось, что француз сбил ведущего четверки Ла-5 из 18-го ГИАП ст. л-та В.И. Архипова. который погиб в кабине своей машины. Шаллю угрожал трибунал, но командование, взвесив все обстоятельства и признав этот проступок неумышленным, решило его не наказывать.
23 июня началась стратегическая наступательная операция «Багратион», в которой «Нормандия» приняла активнейшее участие. Сначала французы находились в резерве и непосредственно к боевой работе приступили 26 июня. С утра эскадрильи летали на прикрытие наступавших войск и сопровождение бомбардировщиков, наносивших удары по целям в районе Витебска. «Нормандцы» провели 4 боя, в которых Рене Шалль сбил Bf 109, а Робер Ирибар — FW 190.
Под вечер поступил приказ блокировать аэродром в Докудово под Борисовым. Около 20.00 самолеты двумя группами по 20 и 17 машин ушли на задание. Первую повел Пуйяд, вторую — Дельфино. От группы командира отстала пара Гастон-Лемар. Они проявили неосмотрительность и подверглись внезапной атаке двух «Фокке-Вульфов». Аспирант Гастон сразу погиб. Лемару повезло: на поврежденной машине он смог дотянуть до Дубровки. На помощь им бросились ст. л-т Табюрэ и су-лейтенант Муане, которые сбили обоих обидчиков. Однако они сами оказались под угрозой встречи с двенадцатью FW 190 и, не рискнув догонять свою основную группу, ушли на бреющем на базу. «Фоккеры» набросились на истребители Пуйяда. но подоспели «Яки» Дельфино, и «бошей» удалось рассеять. При этом Морис Шалль сбил один «сто девяностый» и в какой-то мере искупил свою вину. Еще один «фоккер» стал добычей Шарля Микеля, однако в этом единоборстве самолету француза тоже досталось, и летчику пришлось совершить вынужденную посадку на своей территории в районе Орши. А за несколько минут до этого в бой вмешались «Мессершмитты». Впрочем, французы инициативу отдавать не собирались: Шарль де ля Салль, Леонель Меню, Луи Керн и Шарль Монье сбили по одному Bf 109. Всего в тот день «Нормандия» совершила 72 боевых вылета и одержала 8 побед при одном погибшем своем летчике.
До конца июня встреч с воздушным противником не было, хотя французы продолжали активно летать, занимаясь сопровождением ударных самолетов и штурмовкой наземных целей. 29 июня в одном из таких вылетов л-т Брюно де Фалетан совершил аварийную посадку в 50 км от Дубровки На следующий день он с техником Астаховым вылетели на Як-7В, чтобы отремонтировать свой истребитель, и… пропали без вести. Лишь несколько месяцев спустя советские солдаты нашли их останки у обломков «семерки». Причина случившегося осталась невыясненной.
1 июля пара аспирантов Роже Пинон-Марсель Перрен перехватила шедший на малой высоте и углубившийся на 200 км за линию фронта Ju 52 и сбила его в районе села Красное.
15 июля полк приступил к перебазированию на литовский аэродром Микунтаны Летчики разместили своих механиков в хвостовых отсеках фюзеляжей и отправились к новому месту. Поначалу взлетела 1-я эскадрилья, потом 2-я, за ними готова была взмыть 3-я. Внезапно над Дубровкой появилась пара де Сейн-Лебра. Лебра быстро приземлился, а де Сейн стал выписывать круг над аэродромом. Тут наблюдавшие с земли увидели, что за самолетом тянется белая полоса дыма. Пожар! То ли техническая неисправность, то ли повреждение от огня какой-нибудь блуждавшей в окружении немецкой группы. С земли несколько раз приказывали летчику покинуть машину, но за бронеспинкой находился не имевший парашюта механик Белозуб, и де Сейн не счел возможным покинуть его. Дым слепил летчика, но, очевидно, он все же решил совершить посадку. «Картина ужасная… — вспоминал де Жоффр. — Самолет, словно взбесившись, делает свечу, опрокидывается на спину, ударяется о землю и исчезает в огромных языках пламени в нескольких сотнях метров от нас». Все были потрясены, но единогласно оценили благородство летчика, отказавшегося покинуть в безнадежной ситуации своего механика. Как написал де Жоффр, это «Один из самых потрясающих героических подвигов, очевидцами которых мы были во время этой войны».
В Литве — Нормандия — совершала вылеты на прикрытие войск, наступавших на Вильнюс, а также прорывавших оборону врага на реке Неман. Утром 28 июля одно звено 4-й эскадрильи патрулировало в районе Каунаса и подверглось обстрелу зениток. В результате был сильно поврежден самолет л-та Женэ, а аспиранту де Шару вообще пришлось покинуть с парашютом свой пылающий «Як». Он благополучно приземлился и через час был эвакуирован на По-2. который пилотировал де Панж. Вечером того же дня полк перелетел на аэродром в Алитусе, небольшом городке в 50 км к югу от Каунаса.
Теперь «Нормандия» занималась прикрытием переправ через Неман. Люфтваффе стремились разбомбить их и несколько раз наносили наведенным мостам серьезные повреждения. 30 июля очередную попытку предприняли 9 Ju 87 из группы I/StG1, которых прикрывала четверка FW 190 В это время в воздухе находились четыре пары истребителей, которыми командовал к-н Пьер Матра. Бой получился жестоким. Жак Андре и ле Мартело сбили по одному «Фокке-Вульфу». Морис Шалль завалил «Юнкерс», но эту победу в то время ему не засчитали. Однако и французы понесли потери. Были сбиты л-т Бейссад и аспирант Монье. Оба выпрыгнули с парашютами. Первый угодил в лапы противника и, чудом избежав казни, до конца войны находился в лагере для военнопленных. Второй приземлился в 50 метрах от советских окопов и был спасен. Кроме того, был отбит правый элерон на истребителе Андре, который срочно вышел из боя. За ним последовал и де Жоффр, на машине которого начал барахлить мотор.
31 июля приказом Верховного Главнокомандующего полку «Нормандия» как отличившемуся в боях за г. Мариямполь была обьявлена благодарность. В том же месяце в полк прибыл новый начштаба м-р И.Я. Вдовин, остававшийся на этой должности до конца войны.
1 августа прошли два боя. Поначалу 3-я эскадрилья отражала налет 15 «лаптежников», которых прикрывали до двух десятков «сто девяностых». Комэск к-н Ив Мурье вогнал в землю один «фоккер». Но немцам удалось сбить аспиранта Фельдзера, который выпрыгнул с парашютом и приземлился в самом «змеином гнезде». Немцы схватили летчика, но не расстреляли, так как приняли за итальянца. Дело в том, что за несколько дней до случившегося он, как бы предчувствуя беду, попросил Пуйяда выдать ему для полетов новые документы, в которых указал совсем другую фамилию — Бертье. Пилота отправили в концлагерь, откуда он сумел бежать с двумя советскими офицерами.
Во второй половине дня в районе Гумбинена прошел групповой бой, в котором пара ле Мартело-Лорийо уничтожила Ju 87. Зенитная артиллерия сбила аспиранта Роже Пинона. Летчик выпрыгнул с парашютом и угодил в плен. К сожалению, у этого француза были слишком правильные документы, и немцы расстреляли его.
Вскоре полку предоставили отдых, во время которого летчики освоили новую технику. 13 августа «Нормандия» получила 20 Як-3. перегнанных прямо с завода. Их французы «оседлали» достаточно быстро и через неделю вновь вернулись в бой. Поспешность в освоении нового самолета плюс недостатки самого Як-3 очень быстро обернулись трагедией. 26 августа л-ты Бертран и Марши выполняли полет на «свободную охоту». Где-то к западу от Гумбинена они заметили наземную цель и стали на нее пикировать, разогнавшись до скорости более 700 км/ч. Внезапно от правой плоскости машины Бертрана оторвался кусок, «Як» вышел из подчинения и врезался в землю. Пилот погиб.
19 сентября полк перелетел на аэродром Антоново. Основной его задачей стали действия над коммуникациями противника, ведущими в Восточную Пруссию. Занимаясь этой работой, с конца августа до конца сентября летчики «Нормандии» уничтожили 7 вагонов, 5 автомобилей, дрезину и 45 солдат. Повредили 9 паровозов, 66 вагонов, 5 буксирных пароходов, 3 баржи, 19 автомобилей. Кроме того, л-т Дешане поджег речной танкер. Воздушных боев было мало, и достижения летчиков оказались скромными. 21 сентября су-лейтенант Карбо в районе Тильзита на высоте 7000 м атаковал одиночный Не 111. но лишь повредил его. Через два дня л-т Кюффо у Гумбинена сбил связной Fi 156 Storch, а 29 числа к-н Мурье расправился с «Фокке-Вульфом».
6 октября началось наступление 39-й армии 3-го Белорусского фронта общим направлением на Тильзит. «Нормандия» в составе 303-й ИАД прикрывала наступавшие войска, вела охоту за наземными целями и занималась блокировкой вражеских аэродромов.
13 октября су-лейтенант Ирибар и аспирант Казанев, ветеран 1940 г.. летали на сопровождение разведчика Пе-2. В районе обьекта их крепко взяли в оборот истребители противника. В результате были сбиты и «пешка», и Казанев. Ирибар, получив ранение, сумел дотянуть до своих и посадить «Як» на брюхо. Его напарника занесли в списки пропавших без вести.
На следующий день звено, ведомое ст. л-том де ля Пуапом, вылетело на блокировку аэродрома Иукштайн в районе Тильзита. При подходе к цели ведущий заметил четыре взлетающих Bf 109 и столько же FW 190. Используя преимущество в скорости и высоте, французы немедленно атаковали противника. Де ля Пуап сразу же сбил один «мессер». Другой пытался уйти переворотом, но с ним расправился ведомый Г. Табюрэ. Вторая пара Р. Соваж — Ж. Баньер вела бой с «Фокке-Вульфами». Соваж атаковал ведущего, но тот уклонился, и выпущенная французом очередь прошла мимо. Настойчивый Соваж продолжал атаку и настиг «боша» на выходе из пикирования. На сей раз его снаряды поразили цель. В тот же день в другом вылете открыл счет своих побед де Жоффр, сбивший в групповом бою над Тильзитом Ju 88.
16 октября стал наиболее удачным днем в истории полка. На задания вылетали 23 летчика, и каждый из них одержал, по меньшей мере, одну победу. М-р Вдовин в отчете писал: «Полк в течение дня 16. /0. 44 имел задачу непосредственным сопровождением обеспечить боевые действия бомбардировщиков Пе-2 и «Бостон» 6 гв. БАД. производить вылеты на прикрытие поля боя по вызову командира дивизии. Задача выполнена. Произведено 110 боевых самолето-вылетов, из них на сопровождение бомбардировщиков 59 самолето-вылетов, налет 29 час 15 мин, на прикрытие поля боя — 51 самолето-вылет, налет 27 час 15 мин. Проведено 10 воздушных боев, в результате которых сбито 9 Me 109. 16 FW 190 и 5 Ju 87: Подбито 1 Me 109 и 2 FW 190. Полк потерь не имел. Командир полка подполковник Пуйяд произвел 2 боевых самолетовылета, лично сбил 1 Fw 1902. Наибольшее количество сбитых пошло в зачет де ля Пуапа, которому засчитали одну личную победу (Ju 87) и две групповые (Ju 87, FW 190). «Дубли» в тот день оформили Альбер, Дельфино, Карбо и Кюффо.
- Младшее офицерское звание во Франции
- Из этих тридцати сбитых позднее одну победу полку не засчитали
источник: Александр Котлобовский "Французы на востоке" Авиация и Время 2006-04