Флагман Зиновия. Шестая гончая, крейсер 2 ранга Алмаз. АИ.
28 июля 1899 года начальник Главного морского штаба, временно управлявший Морским министерством вице-адмирал Ф. К. Авелан запросил у начальника Балтийского завода К. К. Ратника предварительные соображения по постройке посыльного судна для Тихого океана. Собственно, класса посыльных судов в тогдашнем Российском императорском флоте не было, фактически за этим именем скрывалось судно для представительских целей будущего Главного начальника Квантуна и морских сил на Тихом океане вице-адмирала Е. И. Алексеева, фактически — вооруженная яхта. Алексеев желал получить повышенные удобства для жилья, но при этом не предусматривалось бронирование, скорость ограничивалась 20 узлами, а вооружение — незначительным количеством 75-мм орудий, Авелан ему в этом потворствовал.
То, что будущий корабль фактически являлся яхтой наиболее ярко проявилось в личном распоряжении Авелана о замене двух бортовых 75-мм орудий (их предполагалось установить шесть) на четыре 47-мм пушки, как наиболее удобные для салютов.
Но, вмешалось маленькое но, целых два но…
Обстановка на дальневосточном театре накалялась, и флот не мог позволить себе строить столь слабый корабль, равный по водоизмещению новым крейсерам адмиральской серии, кто муже и строиться он должен в счет 6 крейсера.
Великий князь Алексей Александрович, сам лишившийся представительского корабля в пользу полноценной боевой единицы, направил Ксаверию Ксаверивичу распоряжение насколько возможно минимизировать ослабление боевых качеств. Ратник повиновался
В общих чертах проект, в котором за основу был взят «Адмирал Ушаков», представлял собой 3 900-тонное судно с клиперским форштевнем, седловатой палубой, легким рангоутом, двумя паровыми машинами(удалось добиться повышения мощности по сравнению с прототипом на 1000 л.с.), работавшими на два вала, котлами системы «Бельвилль». Личные и рабочие помещения Е. И. Алексеева разместились в просторной рубке в кормовой части, прикрытой сверху открытой палубой. Там же — в корме разместились штабные помещения, для чего командный состав корабля «переселили» на полубак к матросам.
Проанализировав предложенный заводом проект, Морской технический комитет высказал ряд замечаний. В частности, членов МТК не устраивала повышенная парусность корпуса и отсутствие бронепалубы. После ряда переработок проект был одобрен 9 января 1901 года, несмотря на сохранявшиеся сомнения в достаточной остойчивости корпуса. Проект был представлен Е. И. Алексееву, замечания которого свелись к уменьшению подзора кормы, оснащению корабля радиостанцией. Также он просил вернуть на корабль его первоначальное вооружение из шести 75-мм орудий, но эта просьба удовлетворена не была.
Водоизмещение 3900/4320 т, 119,8×13,3×5,5 м. ПМ — 2, 4 ПК. 8500 л.с. = 22/23 уз., 750туг. Броня: палуба до 55 мм. Эк. 366 чел. 7 — 120 мм/45, 2- 75мм, 4 47мм.
Минных аппаратов крейсер не имел.
При всей своей слабости крейсер вышел удачным, отличные обводы, отличная мореходность. Лучшая скорость из всех 6 гончих построенных в России до начала РЯВ.
Не успев на Дальний Восток, стал штабным кораблем командующего Второй Тихоокеанской эскадрой, удобный и быстрый он был по достоинству оценен вице-адмиралом Рожественнским и в Корейский пролив вошел полноценным флагманом, что не позволило потерять управление эскадрой в бою.