Фашодский кризис перерастает в большую коалиционную войну. Часть 5,5 Морской бой в Гибралтарском проливе
~~9 декабря 1898 года- британский Средиземноморский флот предпринял очередную попытку прорыва в Атлантику из Гибралтара.
В море вышли броненосцы: «Рэмиллис», «Ривендж», «Худ», «Энсон», «Хоу», «Родней», «Девастейшн», «Эмпресс оф Индия», «Ройял Оук» и семь крейсеров. Соединенная франко-русская эскадра(11 броненосцев,6 крейсеров) накануне произвела бункеровку угля в Порт-Магоне и находилась вблизи гибралтарских вод в ожидании выхода неприятеля. К Гибралтару заблаговременно были высланы французское авизо и семь миноносцев, которые заметили выход британской эскадры в море и своевременно известили командующего эскадрой.
Накануне,6 декабря, по согласованию с французской стороной, командующим главных сил соединенной франко-русской эскадрой был назначен вице-адмирал С.П.Тыртов, главный командир Черноморского флота и портов и военный губернатор Николаева. Общее руководство возлагалось на командующего французской Средиземноморской эскадрой вице-адмирала Жервэ.
В ночь на 9 декабря корабли эскадры, назначенные для прорыва в Атлантику, были готовы к выходу. В воды метрополии уходили броненосцы: «Рэмиллис», «Ривендж», «Худ», «Энсон», «Хоу», «Родней», «Нельсон» ( который до недавнего времени использовался для перевозки войск на Мальту), «Эмпресс оф Индия», «Ройял Оук» и семь крейсеров. Остальные корабли, в том числе броненосцы "Кэмпердаун" и "Трафальгар"(имевшие повреждения и неисправности механизмов, полученные в ходе боя 14 ноября) оставались для обороны Гибралтара. Уходившие корабли были укомплектованы личным составом, обеспечены углем и боеприпасами.
Русско-французская объединенная эскадра между тем продолжала нести блокадную службу(хотя официального объявления гибралтарских вод на положении блокадных сделано не было- блокада Гибралтара не была объявлена). К Гибралтару заблаговременно высылались французское авизо и семь миноносцев, менявшиеся каждые двое суток.
Вице-адмирал Жервэ, будучи уверен, что английская эскадра неизбежно выйдет в море, в последние дни усилил наблюдение за гибралтарским рейдом и перебазировал свои главные силы от Орана (где соединенная франко-русская эскадра-11 броненосцев и 6 крейсеров, накануне произвела бункеровку угля) к острову Лас-Паломас, у испанской гавани Тарифа, поближе к Гибралтару. К утру 9 декабря дислокация соединенного коалиционного флота была следующая:
Главные силы коалиционного флота- французская Средиземноморская эскадра вице-адмирала Жервэ (броненосцы “Редутабль”, “Девастасьон”, “Курбэ”, “Адмирал Дюпрэ”, “Адмирал Бодэн” и “Формидабль”, четыре броненосных крейсера) и русская Средиземноморская эскадра вице-адмирала Тыртова, главного командира Черноморского флота и портов и военного губернатора Николаева (броненосцы "Екатерина II", "Чесма", "Синоп", "Георгий Победоносец", "Двенадцать Апостолов", "Три Святителя" и 14-узловой безбронный крейсер «Память Меркурия» водоизмещением 3000т, вооруженный шестью 152мм орудиями и 4- 47мм пушками) находились у Лас-Паломаса, вне испанских вод. На рейде Тарифы находился старый броненосец “Баярд”.
Авангард соединенной эскадры(французские броненосцы "Бреннус", "Ош", "Марсо", "Нептун", "Мажента", два французских броненосных крейсера, два французских бронепалубных крейсера и семь миноносцев) под флагом контр-адмирала Фурнье, находился в 6 милях к северу от испанской Сеуты.
Французская левантская эскадра (четыре крейсера) несла службу восточнее Гибралтара, патрулируя у Балеарских островов.
Наступило утро 9 декабря. С восходом солнца (около 10 часов 20 минут утра) британские корабли начали выходить из внутренней гавани на гибралтарский рейд и занимать свои места по диспозиции. Рейд был предварительно протрален. В 10 часов 45 минут британская эскадра в кильватерной колонне вышла в море.
За выходом британской эскадры с самого утра наблюдали несущие дозор французские миноносцы и авизо. Адмирал Жервэ, как и ранее, 14-го и 24-го ноября, был своевременно извещен, какие корабли вышли в море и каким курсом идет неприятельская эскадра.
Стоял ясный солнечный день. Эскадра шла в кильватерной колонне; головным — броненосец «Рэмиллис»(под флагом командующего), «Ривендж», «Худ», «Энсон», «Хоу», «Родней», «Нельсон», «Эмпресс оф Индия», «Ройял Оук». Британские крейсеры шли на траверзе флагманского броненосца.
Главные силы коалиционного флота под флагом вице-адмирала Жервэ снялись с якоря в 10 часов 55 минут… Сражение было неизбежно.
Соединенная эскадра в 11 часов 09 минут заняла назначенную ей диспозицию, личный состав находился на боевых постах — все ждали нападения неприятеля. Корабли были окрашены в темно-серый цвет, мачты и реи демонтированы, шлюпки убраны, чтобы избежать их повреждений от неприятельских бомб и осколков, деревянные палубы судов хорошо промочили водой. Адмирал Жервэ решил дать бой в гибралтарских узостях, непосредственно у Тарифы и острова Лас-Пальмас.
В 11 часов 15 минут авангард соединенной эскадры, сблизившись с британской эскадрой, начал бой… "Бреннус", а вслед за ним и остальные корабли Фурнье, открыли огонь по английским крейсерам «Эдгар», «Амфион», «Фаэтон», «Бархэм» и «Фирлесс». На эти выстрелы неприятель не отвечал, имея своей главной целью бой с эскадрой и прорыв в Атлантический океан. В 11ч. 30мин. скорость хода соединенной эскадры была 10 узлов, а в 11ч. 35мин. ее увеличили до 14 узлов.
Сражение началось.
В 11 часов 40 минут с расстояния 60 кабельтов англичане открыли огонь. Им ответили крупнокалиберные орудия русских броненосцев, замыкавшие кильватерный строй соединенной эскадры.
Обстановка на море к моменту открытия огня была следующая. Британская эскадра шла курсом на юго-запад, стремясь выйти на центральный фарватер Гибралтарского пролива, южнее Тарифы и острова Лас-Пальмас. Отряд британских крейсеров (пять крейсеров) шел параллельным курсом с броненосцами севернее, прижимаясь фактически к испанскому берегу.
Соединенная эскадра шла параллельным курсом, к юго-западу, постепенно сближаясь с англичанами. Авангард адмирала Фурнье также шел параллельным курсом, постепенно охватывая строй британских броненосцев с кормы.
В завязавшейся перестрелке британский адмирал, уклоняясь от охвата соединенной эскадрой головы своей кильватерной колонны и рассчитывая проскочить у него под кормой, изменил курс вправо. В результате поворота противники оказались на контркурсах, при этом условия стрельбы для коалиционных кораблей явно ухудшились. Британские главные силы усматривались под острым курсовым углом. Британец искал возможности прорваться в Атлантику и этому подчинял свои действия.
Через некоторое время русские броненосцы вступили в ожесточенную перестрелку с английскими крейсерами, пытавшимися за кормой и справа кильватерной колонны союзной эскадры, практически вдоль кромки испанского берега, проскочить южнее Лас-Пальмаса. Эскадра адмирала Тыртова вела огонь по британским крейсерам практически в упор, с дистанции 19-20 кабельтов. В 11 ч. 54 мин. головной британский крейсер «Эдгар» получил несколько прямых попаданий снарядами крупного калибра, потерял ход и повалился на левый борт. Тыртов приказал трем концевым броненосцам-"Георгию Победоносцу", "Двенадцати Апостолам", и "Трем Святителям" сосредоточить огонь по «Амфиону», «Фаэтону», «Бархэму» и «Фирлессу»,а трем другим- "Екатерине II", "Чесме", "Синопу" вести предельно возможный интенсивный огонь по концевым британским броненосцам-«Эмпресс оф Индии» и «Ройял Оуку».
Крейсер «Эдгар»
Британский командующий после предпринятого маневра расхождения на контркурсах начал поворачивать вправо, но с выполнением маневра явно запоздал. Соединенная эскадра в это время вырвавшаяся вперед, увеличила ход и последовательно довернула вправо, сократив дистанцию боя.
В 12 часов 05 минут перестрелка прекратилась. Ход был увеличен до 14 узлов.
В это время отряд Фурнье, нагоняя, вел бой с концевым кораблем британской эскадры «Ройял Оуком», отстававшим из-за повреждений в машине и по которому был сосредоточен огонь русских броненосцев. Бой шел на дистанции менее чем 28 кабельтов.
В 12 час. 15 мин. бой возобновился. К этому времени все корабли 1-й линии у противников остались в строю, от огня пострадали русские «Синоп» и «Чесма», французский «Редутабль», у британцев имели существенные повреждения броненосцы «Рэмиллис», «Ривендж» и «Ройял Оук», был потоплен крейсер «Эдгар».
Четыре британских крейсера довольно удачно проскочили южнее острова Лас-Пальмас и постепенно увеличивая ход, устремились в открытый океан, практически выйдя из боя.
Жервэ пытался охватить голову британской эскадры, оттеснить к испанскому берегу, британский командующий контрманеврированием уклонялся от боя. Ему не удалось сбить расчеты противника и оставить его далеко позади. Он не мог окончательно оторваться от неприятеля. А соединенная эскадра тем временем, ведя интенсивный огонь с губительно короткой дистанции, постепенно превращала британские броненосцы в охваченные пожарами развалины…
В 12 часов 25 минут с расстояния 25 кабельтов, флагманский британский броненосец «Рэмиллис» получил несколько попаданий. Для того чтобы выйти из-под огня противника, улучшить условия стрельбы для своих кораблей и не дать возможности врагу охватить голову эскадры, британский адмирал приказал повернуть на два румба влево и увеличить ход до 15 узлов. «Эмпресс оф Индия» и «Ройял Оук» сразу же начали отставать, и ход снова пришлось уменьшить.
В 12 час. 32 мин. Мостик «Рэмиллиса», где находился британский командующий и некоторые офицеры его штаба, заволокло дымом: крупнокалиберный снаряд противника разорвался в середине фок-мачты. Адмирал был смертельно ранен, погибли флагманский штурман и несколько матросов. Большая часть офицеров ,собравшихся на мостике, была тяжело ранена.
Эскадру повел командир «Рэмиллиса», умышленно не подавая сигнала о гибели командующего, чтобы в разгаре сражения не вызвать растерянности среди офицеров эскадры.
В 12 часов 39 минут осколки еще одного двенадцатидюймового снаряда вывели из строя находившихся в рубке офицеров и матросов. Взрывом был поврежден рулевой привод и все приборы для управления броненосцем и артиллерийским огнем. Корабль, потерявший управление, начал описывать циркуляцию. Сигнала о том, что он вышел из строя, подать было некому.
Командиры «Ривенджа», «Худа», «Энсона», следовавших за «Рэмиллисом», не зная о случившемся на флагманском броненосце, решили, что адмирал, маневрируя, ложится на новый курс, и пошли вслед за ним. Но после того как «Рэмиллиса» начал описывать циркуляцию, стало ясно, что он неуправляем. Строй эскадры был нарушен. Русские и французы усилили огонь.
Чтобы помочь эскадре восстановить боевой порядок, в 12 час.44 мин. командир «Худа» повернул на неприятеля с намерением таранить один из его кораблей. Французы сосредоточили по броненосцу сильный огонь. «Худ», стреляя, шел полным ходом, на мгновенье он закрывался всплесками воды и дымом от разрывавшихся снарядов, и тогда казалось, что броненосец тонет. Когда до противника осталось не более 12 кабельтов, на «Редутабле» от попадания снаряда поднялся черный столб дыма и окутал всю его переднюю часть.
В эти решительные минуты командир «Худа» был ранен осколком, в 12 час. 52 мин. «Худ» отвернул в океан. Осуществить до конца замысел командира британского броненосца не удалось, маневр «Худа» так и не дал возможность командирам английских кораблей выравнять строй. К тому же у них не хватило решимости последовать за «Худом» и поддержать его атаку.
Пока «Худ» пытался таранить «Редутабль», на мостике «Рэмиллисса» был поднят сигнал по эскадре, что адмирал передает командование младшему флагману .
В создавшейся обстановке младший флагман британской эскадры, находившийся на мостике «Энсона» не проявил никакой инициативы и, кроме сигнала «следовать за мной»,поднятого в 12 час. 57мин. никаких мер для того, чтобы вступить в командование эскадрой, не принял. Приказания его ни один из командиров кораблей не выполнил: впоследствии уцелевшие британские командиры утверждали, что сигнала не заметили. В кильватер «Энсону», на котором находился новый командующий, вступили «Хоу», «Родней» и «Нельсон». «Худ» в это время продолжал уходить в открытый океан и скоро скрылся из вида.
Главные силы соединенной эскадры, приступили к уничтожению остатков британской эскадры…
В 13 час.15 мин. «Ривендж», получив последовательно несколько попаданий двенадцатидюймовыми снарядами, потерял ход и остановился, безжалостно расстреливаемый коалиционной эскадрой в упор. На броненосце вышли из строя обе орудийные башни, все шлюпки на корабле были разбиты, перебита фок-мачта, в корпусе броненосца оказалось много пробоин и т. д. В 13 час. 22 мин. «Ривендж» лег на правый борт и в 13час. 27мин. затонул, так и не спустив британского флага (спасением тонущих занялся русский крейсер «Память Меркурия», подошедший к месту гибели британского корабля и спустивший вельботы и шлюпки. Из воды было подобрано 5 офицеров и 87 матросов. Еще 2 офицеров и 46 матросов позднее подобрали французы).
В 13 час. 46 мин. ко дну пошел броненосец «Ройял Оук»(с него спасено было 8 офицеров и 123 матроса). В 14 часов броненосец «Нельсон» выбросился на берег у южной оконечности острова Лас-Пальмас. Во время боя на «Нельсоне» наблюдалось несколько пожаров. В бою броненосец получил попадание в спардек двумя тяжелыми снарядами, осколками была насквозь пронизана грот-мачта, убито 12 человек и 5 ранено. В конце боя в него попало несколько снарядов, один из которых, разорвавшись у кормовой башни, разбил одно орудие главного калибра, убил 6 и ранил 18 человек. Другими снарядами на переднем мостике броненосца было убито 7 человек и ранено 16. К концу сражения обе башни главного калибра корабля не стреляли и не поворачивались, огонь вела только одна 6-дюймовая пушка.
«Энсон», на котором находился новый командующий, «Хоу» и «Родней» попытались спастись бегством и уйти в Гибралтар. Их встретили кинжальным огнем с 17 кабельтов французские броненосцы "Бреннус", "Ош", "Марсо", "Нептун", "Мажента" и два французских броненосных крейсера.
Броненосец «Энсон» во время боя получил 21 попадание, на нем были выведены из строя 14 орудий. В заключительной фазе сражения «Энсон» получил не менее 10 прямых попаданий. В 13 час. 58 мин. на корме «Энсона» произошел огромной силы взрыв. О том, что происходило на «Энсоне» перед самым взрывом и гибелью корабля, можно судить только по отрывочным описаниям. Старшим из оставшихся в живых офицеров корабля был корабельный гардемарин. Он впоследствии предположил, что один или несколько снарядов попали в рабочее отделение кормовой башни главного калибра, взорвали находившиеся там снаряды, а оттуда пламя перебросилось в погреба и привело к взрыву всей кормовой оконечности корабля. С других кораблей было ясно видно, что на «Энсоне» произошел целый ряд взрывов погребов. Броненосец затонул в считанные минуты. Из экипажа было спасено 5 человек. Их подобрали французские миноносцы…
Броненосец "Энсон"
Броненосец «Родней» имел несколько пробоин, причем одну ниже ватерлинии, на корабле временно выходили из строя три 6-дюймовых, и много мелкокалиберных орудий. В 14 час.10 мин. «Родней» потерял ход. Однако команда броненосца продолжала мужественно сражаться- комендорам удалось дважды в короткое время поразить опрометчиво приблизившийся французский броненосец "Мажента",на нем вспыхнул пожар, корабль лишился управления и стал описывать циркуляцию. В 14 час.13 мин. крупнокалиберный снаряд «Роднея», попавший в броненосец «Мажента», пробил его борт под ватерлинией около кормы и произвел сильные повреждения внутри корабля; осколками были убиты старший артиллерийский офицер и 11 матросов.
Броненосец «Родней», также не спустивший флага, был потоплен в 14 час. 23 мин. В полумиле к югу от Лас-Пальмаса. Французами было подобрано 178 чел. Еще 65 англичан добрались до берега испанского островка самостоятельно.
Броненосец "Родней"
Броненосец «Хоу», получив не менее 20 попаданий (из них- около десятка в заключительной фазе боя) затонул ,не доходя мили до гавани испанского порта Тарифа. С него спаслась практически вся команда(в бою на корабле было убито 18 чел. и ранено свыше 50).
Броненосец "Хоу"
Последним оставался «Эмпресс оф Индия». Его добили к 14 часам 35 минутам.Объятый пламенем, принявший в пробоины ниже ватерлинии много воды, осевший на корму, броненосец затонул в двух милях к юго-востоку от Лас-Пальмаса…
Броненосец «Эмпресс оф Индия»
Из всей британской эскадры, двинувшейся на прорыв в Атлантику, в океан смогли прорваться только четыре крейсера и броненосец «Худ».
Соединенная эскадра не потеряла ни одного корабля. Однако многие из них нуждались в срочном и продолжительном ремонте.