Фашодский кризис перерастает в большую коалиционную войну. Часть 4. Боевые действия. Борьба на морских коммуникациях.

4

Предыдущая часть

Персидский залив.

Военные действия начались 3 ноября 1898 года с обстрела французской эскадрой Портсмута ,

А уже на следующий день французы произвели первую успешную операцию флота на английских коммуникациях.По воли судьбы операция была произведена в Персидском заливе,у берегов Кувейта,словно бы по заказу турецкого правительства,которое с мая 1898 года осуществляло т.н.»кувейтскую экспедицию» по успокоению враждующих племен хазаиль и шаммара.

4 ноября два французских бронепалубных крейсера — «Сфакс»( предназначался для действий на коммуникациях, имел полное парусное вооружение барка) и "Форбэн" (классифицировался как авизо) подошли к острову Фао и высадили призовые партии на суда британской компании «Ефрат энд Тигрис навигейшн компании» ,являвшейся фактическим монополистом в близлежащих водах(компания устанавливала произвольные фрахты,получая баснословную прибыль.Перевозка тонны груза на английских судах по Ефрату от Багдада до Басры к примеру,обходилась иностранным купцам дороже,чем транспортировка того же груза на значительно большее расстояние от Багдада до Лондона.Используя свою монополию не только для получения прибыли но и для достижения политических целей британские судовладельцы стремились осложнить экономические связи между Месопотамией и центром Османской Империи).В течение короткого времени французами были захвачены в соответствии с призовым правом семь британских пароходов с ценными грузами(наиболее ценным призом были два парохода с персидским опиумом,экспортировавшимся через Басру) и полностью парализована деятельность британской судоходной компании на Тигре и Ефрате.

Крейсер Сфакс

Крейсер Сфакс

6 ноября "Форбэн" поднялся вверх по Ефрату на две мили от устья и захватил еще два британских речных парохода,шедших из Басры с ценным грузом.

8 ноября в Шатт-эль-Араб прибыли турецкие канонерские лодки "Зухаф" и "Килид-Бахир".

13 ноября 1898 года в Обок пришли французские бронепалубные крейсера "Таж" и "Амираль Сесиль". Они являлись дальнейшим развитием крейсера «Сфакс». Но если "Сфакс"(ныне успешно действующий в Персидском заливе) можно было рассматривать как экспериментальный корабль, то предназначение "Таж" и "Сесиль" было ясно всем-они являлись типичными корсарами, охотниками за любыми, даже самыми скоростными пароходами. Первый из них, "Таж", имея водоизмещение почти в 7,5 тыс.т, нес всего на пару орудий больше, чем "Сфакс", но был длиннее на 17 м и имел огромный запас топлива — до 1500 т. Защита состояла из 50-мм броневой палубы с 55-мм скосами и коффердамми. Хотя артиллерия по-прежнему находилась в незащищенной батарее, с носа и кормы ее закрывали 90-мм поперечные броневые переборки. Стальной корпус имел своеобразную "округлую" форму, с большим завалом бортов внутрь. Вперед выступал длинный таран, простиравшийся под водой почти до конца бушприта. Закругленные борта и огромные "носы" стали характерными особенностями подавляющего большинства французских крейсеров, позволявшими безошибочно определять их национальную принадлежность.

Крейсер "Амираль Сесиль"

Крейсер "Амираль Сесиль"

Вторым супер-охотником был "Амираль Сесиль", внешне очень похожий на "Таж", но имевший заметно меньшее (примерно на 1300 т) водоизмещение, в основном за счет сокращения запаса топлива и более узкого корпуса. Боевые качества совершенно не пострадали: состав вооружения остался таким же, а толщина броневой палубы увеличилась, причем значительно (на скосах — почти вдвое). Улучшилась и живучесть: корпус разделялся большим количеством переборок, а число водонепроницаемых отсеков достигло 120 — очень много для конца 80-х годов позапрошлого века,но по-видимому недостаточно для конца 90-х. 164-мм артиллерия располагалась в максимально выгодных позициях, позволяя стрелять по носу и корме из трех орудий — хороший результат для корабля, все еще сохранявшего полное парусное вооружение.

Главным достоинством грозной пары стала неслыханная 19-узловая скорость. Нельзя сказать, что достигнуть ее оказалось легким делом. По качеству корабельных паровых машин Франция в те времена заметно уступала ведущим индустриальным странам мира — Англии и США и стремительно догонявшей их Германии. Поэтому почти у всех крейсеров, плававших под трехцветным флагом, имелись проблемы в механических установках. Не стал исключением и "Амираль Сесиль": он неоднократно выходил на ходовые испытания, и каждый раз ему не удавалось достичь заветной скорости. Уже при 17 узлах подшипники валов и мотыли машин нагревались настолько сильно, что увеличивать ход не пришло бы в голову даже самому отчаянному командиру. Только после долгих переделок механики и замены винтов 19-узловой рубеж был не только достигнут, но даже превзойден на пол-узла. Не сразу одолел ходовые испытания и "Таж".

Но, собственно, тройка "Сфакс", "Таж" и "Сесиль" продолжала, по сути, являть собой практически весь французский океанский крейсерский флот.

16 ноября 1898 года крейсера "Таж" и "Сесиль" вышли в море и направились к берегам Индии, намереваясь действовать в районе Бомбея…

Источник — ФАИ

Продолжение

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account