Двухпалубники компании Breguet. Часть 3 Пассажирские и военно-транспортные самолеты Breguet 763. Франция

11

Национальная авиакомпания Air France проявила лишь слабый интерес к пассажирским вариантам Deux-Ponts. Основной претензией национального авиаперевозчика было то, что самолет … французский! В 1949 году под давлением государства руководство авиакомпании признало необхдимость приобретения самолетов данного типа, но перед тем как был размещен твердый заказ прошли длительные обсуждения. Авиакомпания Air France затребовала от государства субсидий на эксплуатацию этих самолетов, а от компании Breguet значительных изменений в конструкции машин, среди которых основными были установка более мощных двигателей Pratt & Whitney (2400-сильные R-2800 CA-18) с воздушными винтами Hamilton Standard Flydromatic, усиление планера, увеличение размаха крыла и изменение компоновки для размещения пассажиров…

Двухпалубники компании Breguet. Часть 3 Пассажирские и военно-транспортные самолеты Breguet 763. Франция


схема пассажирского самолета Breguet 763
Двухпалубники компании Breguet. Часть 3 Пассажирские и военно-транспортные самолеты Breguet 763. Франция
компоновка Br 763: 1) кабина экипажа; 2) аварийный выход экипажа; 3) буфет-кухня; 4) внешняя моторная установка; 5) уборная в передней части фюзеляжа; 6) сетки для багажа; 7) салон на 59 пассажиров (туристический класс); 8) помещение бортпроводника; 9) уборная в задней части фюзеляжа; 10) створки доступа в грузовой отсек в нижней палубе самолета; 11) пассажирская дверь в борту фюзеляжа; 12) аварийный люк; 13) грузовой отсек на нижней палубе; 14) центроплан крыла; 15) посадочная фара; 16) механизм уборки основной стойки шасси; 17) амортизатор основной стойки шасси; 18) воздушные винты Hamilton; 19) лестница, соединяющая палубы самолета; 20) радиорубка; 21) ниша носовой стойки шасси; 22) носовая стойки шасси

Заказ авиакомпанией нового самолета, который был назван Br 763 Provence, состоялся при условии подтверждения со стороны правительства, которое произошло в июле 1950 года. Официальный контракт с авиакомпанией Air France (31 июля 1951 года, №100/51) касался закупки 12 самолетов на сумму 524 985 000 франков, которая была определена государственными службами. Принятие самолетов Deux-Ponts, которые руководство компании Air France тогда называло

«бесполезным и не обеспечивающим достаточной безопасности»,

потребовало государственных субсидий. Компании Breguet этот контракт стоил многочисленных изменений, усиленных самым настоящим шантажом со стороны руководства авиакомпании Air France:

«если вы не продадите свои самолеты, то вы обанкротитесь, поэтому если вы их не измените за свой счет, то мы их не купим…».

Произвольно установленная цена, о которой мы говорили выше, никоим образом не соответствовала фактической стоимости самолетов. Экспертное заключение, сделанное в конце 1952 года, оценивало стоимость машин на уровне 675 миллионов.

Несмотря на протесты компании-производителя переоценка не была произведена и это при увеличении рыночной стоимости, связанной с возрастанием взлетной массы с 48 тонн до 51,6 тонн.

Данная сделка привела к тому, что компания-производитель разорилась примерно в то же самое время, когда авиакомпания Air France начала рекламировать рентабельность и безопасность самолетов Deux-Ponts!

Производство Br 763 было распределено между различными заводами компании Breguet: Биарриц-Англет (Biarritz-Anglet), Тулуза-Монтодран (Toulouse-Montaudran) и Виллакубле-Велизи (Villacoublay-Vélizy); на последнем заводе осуществлялась сборка.

Первый самолет впервые поднялся в небо 20 июля 1951 года. Он достаточно быстро был сертифицирован для взлетной массы 48 тонн, а затем на 50 и 51,6 тонн.

В то время как первые два Br 763 участвовали в получивших высокий приоритет сертификационных испытаниях и затем были подвергнуты старению и последующим за ними испытаниям на усталостную прочность, третий самолет данного типа был построен в качестве машины, предназначенной для коммерческой эксплуатации: первый Provence был введен в эксплуатацию на пассажирских линиях в марте 1953 года. Следующие самолеты получили ливреи авиакомпании Air France с апреля 1953 года по июнь 1954 года (исключение составили самолеты №№1 и 2, которые были переданы в августе 1955 года и октябре 1953 года соответственно).

Двухпалубники компании Breguet. Часть 3 Пассажирские и военно-транспортные самолеты Breguet 763. Франция
в полете Br 763 №2

12 пассажирских самолетов Breguet 763 получили номера гражданской регистрации с F-BASN по F-BASV (№№1-9) и с F-BASX по F-BASZ (№№10-12).

Двухпалубники компании Breguet. Часть 3 Пассажирские и военно-транспортные самолеты Breguet 763. Франция
Breguet 763 авиакомпании Air France

Эти самолеты были оборудованы для перевозки 107 пассажиров: 59 на верхней палубе (туристический класс) и 48 на нижней (3-й класс). Две палубы, которые были соединены между собой лестницами в передней части фюзеляжа, могли быть переоборудованы для достижения «высокой плотности» посадки: 130 (74 + 56) и даже 140 (79 + 61) пассажиров. Руководство авиакомпании Air France нижняя палуба должна была быть быстро адаптирована к перевозке грузов, и ее самолеты часто использовались для грузопассажирских полетов. Карьера этих самолетов была без «приключений», и Breguet 763 в основном летали на транссредиземноморских линиях Париж – Лион – Марсель – Алжир.

Двухпалубники компании Breguet. Часть 3 Пассажирские и военно-транспортные самолеты Breguet 763. Франция
единственным заметным инцидентом в карьере Br 763 была вынужденная посадка в сельской местности. После ремонта на местности самолет под управлением Ива Брюно пробежал несколько сотен метров и вновь поднялся в воздух!

После признания Францией независимости Алжира и эвакуации этнических французов эта линия потеряла свое значение. Поскольку к этому времени Breguet 763 в качестве пассажирских самолетов уже были признаны устаревшими, то эти 12 самолетов в 1964-64 годах стали объектами двух сделок:

• 6 самолетов (№№3, 5, 6, 7, 11 и 12) были переданы ВВС Франции;
• 5 из 6 оставшихся на службе в гражданской авиакомпании самолетов были переоборудованы в грузовые под обозначением Universel (грузовые самолеты были оборудованы лебедками и подъемниками, которые использовались для переноски тяжелых грузов и по-прежнему были способны перевозить 20-29 пассажиров). В июне 1971 года авиакомпания Air France списала свой последний Deux-Ponts. По иронии судьбы это был самый древний самолет данного типа – Br 763 01.

Двухпалубники компании Breguet. Часть 3 Пассажирские и военно-транспортные самолеты Breguet 763. Франция
загрузка грузов в транспортный самолет Universel авиакомпании Air France; снимок сделан в аэропорту Орли
Двухпалубники компании Breguet. Часть 3 Пассажирские и военно-транспортные самолеты Breguet 763. Франция
в Сахаре Breguet 763 (на снимке №6) авиакомпании Air France осуществляли материально-техническое обеспечение нефтяников

Переданные в ВВС самолеты вошли в состав смешанной авиагруппы 00/082 (Groupe Aérien Mixte 00/082; G.A.M. 82). Эти самолеты действовали на Тихом океане и осуществляли перевозку грузов и связь между островами и местом проведения ядерных испытаний.

Двухпалубники компании Breguet. Часть 3 Пассажирские и военно-транспортные самолеты Breguet 763. Франция
Br 763 использовался во французской Полинезии в составе смешанной авиагруппы GAM 82
Двухпалубники компании Breguet. Часть 3 Пассажирские и военно-транспортные самолеты Breguet 763. Франция
Breguet 763 №311 (82-PR) в Папеэте

Шесть самолетов Breguet 763, переданных ВВС и получивших номера 303, 305, 306, 307, 311 и 312 (регистрационные номера с 82-PN по 82-PS), появились в столице французской Полинезии Папеэте (Papeete) в 1964-65 годах. Последний полет в Полинезии эти самолеты совершили в апреле 1972 года.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСИКИ

Тип: Breguet 763

Назначение: пассажирский и военно-транспортный самолет

Статус: серийное производство

Силовая установка: четыре 18-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-2800 CA-18, развивавших на взлете по 2400 л.с.

Размеры:

размах крыла 42,96 м
длина 28,94 м
высота 10,23/9,56 м
площадь крыла 185,4 м²

Вес:

пустого 32240 кг
перегрузочный 51600 кг
посадочный 48000 кг
максимальный запас топлива 15000 л
максимальный коммерческой нагрузки 16000 кг

Летные характеристики:

крейсерская скорость 360 км/ч
крейсерская экономическая скорость 336 км/ч
скороподъемность у земли с тремя работающими моторами 460 футов в минуту ( м/мин)
дальность полета
максимальная 4100 км
с 10,4 тонн коммерческой нагрузки 2700 км
длина разбега с набором высоты 15 метров 1700 м
длина пробега с заходом на посадку с высоты 15 метров 1100 м
практический потолок с весом 51,6 тонн 5850 м

Примечание – первоначально самолет был сертифицирован с максимальным весом 48 тонн

источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.67-71

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account