Дорогой и неудачный моноплан. Легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus. США

13
Дорогой и неудачный моноплан. Легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus. США

Дорогой и неудачный моноплан. Легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus. США

Авиационная промышленность межвоенных лет была достаточно успешной в плане создания самолетов-разведчиков. Уроки Первой Мировой войны показали, что теперь все страны нуждаются в авиационном вооружении и, следовательно, в крылатых машинах, способных выполнять задачи, связанные разведкой. Это объясняет, почему в межвоенный период основу военно-воздушных сил всех стран составляли самолеты-разведчики и самолеты наблюдения – как бипланы, так и монопланы. В то время как некоторым типам посчастливилось выпускаться большими сериями, в то время как большая часть не пошла дальше стадии прототипа. Существовала еще и третья категория: машины, изготовленные небольшими сериями и в большинстве своем не приобретенными странами их происхождения. Одним из наиболее ярких примеров самолетов это последней категории был Spartan FBW-1 Zeus, который почти не применялся в своей первоначальной форме.

Когда в марте 1936 года американская авиастроительная компания Spartan подняла в воздух прототип своего великолепного и элегантного административного самолета Model 7W Executive мало кто представить, что на базе этого самолета будет создана военная машина. Spartan 7W тогда был воплощением технологий и роскоши Соединенных Штатов – самолетом, предназначенным для перевозки владельцев самых больших состояний. Тем не менее, всего через несколько недель после этого первого полета руководство компании Spartan приняло решение разработать на базе машина премиум класса самолет-разведчик и легкий бомбардировщик. Боевая машина получила обозначение Model 8W.

Самолет-разведчик сохранил крыло, часть фюзеляжа, хвостовое оперение и часть шасси от административного самолета Model 7W Executive. Девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-985-AN3 Wasp Junior мощностью 450 л.с. был заменен на 550-сильный Pratt & Whitney R-1340-S3H-1 Wasp такой же компоновки. Model 8W, имевший цельнометаллическую конструкцию и убирающиеся основные стойки шасси, отличался двухместной кабиной с размещением членов экипажа тандемом и обширным остеклением. Его вооружение состояло из двух стреляющих вперед фиксированных пулеметов калибра 7,62 мм и одного подвижного пулемета того же калибра, который был установлен в задней части кабины и огонь из которого вел наблюдатель. Под консолями крыла можно было подвесить десять небольших бомб по двенадцать килограммов каждая.

Первый полет прототип Model 8W совершил в октябре 1937 года. В следующем месяце он был предложен для испытаний авиационному корпусу армии США. К сожалению, результат испытаний оказался безапелляционным. Если конструкция самолета была современной, то летно-технические качества машины вызвали недоумение, поскольку вооружение легкого бомбардировщика Model 8W было на уровне монопланов начала 1930-х годов. К Рождеству 1937 года американская армейская авиация отказались от самолета, и в начале 1938 года он был предложен авиации ВМС США под обозначением FBW-1 Zeus. В то же время два экземпляра самолета были проданы военно-воздушным силам Китая, который в те годы по всему миру искал боевые самолеты, чтобы противостоять японцам. Непомерно высокая цена за самолет не позволила китайцам приобрести еще больше машин данного типа. Нам неизвестна судьба этих двух самолетов и как долго они участвовали в японо-китайской войне. Также как армейская авиация, авиация ВМС США также отвергла FBW-1 Zeus. Управление аэронавтики настаивало на том, что оморячивание машины может сделать ее еще менее эффективной.

Наконец, летом 1938 года компания Spartan получил заказ от военно-воздушных сил Мексики (Fuerza Aérea Mexicana) на четыре самолета FBW-1 Zeus. Мексиканцы приобрели машины данного типа для использования не в качестве вооруженных самолетов-разведчиков или легких бомбардировщиков, а для задач обучения стрельбе. Эти самолеты были переданы мексиканским ВВС в сентябре того же года. Однако через несколько недель два из четырех самолетов были сняты с вооружения и отправлены в Испанию, чтобы сражаться в гражданской войне на стороне республиканцев против войск националистов. Самолеты были погружены на торговые суда, но в Испанию прибыла только одна машина. Другой самолет затонул вместе с судном в Северной Атлантике; гибель грузового судна до сих пор вызывает ряд вопросов. Согласно ряду источников гибель судна, перевозившего мексиканские оружие и военную технику для правительства Испанской республики, была делом рук подводной лодки нацистской Германии. Республиканские ВВС недолго использовали свой единственный FBW-1 Zeus – этот самолет наблюдения разбился во время посадки.

В декабре 1941 года – сразу после японской атаки на базу в Перл-Харборе – компания Spartan в последний раз попыталась предложить свой Model 8W авиации ВМС США. Теперь машина предлагалась американским морякам в качестве промежуточного учебного самолета. Машина, которой было присвоено обозначение XN2P даже не проходила испытания! На этом его карьера закончилась. К несчастью для компании Spartan, самолет очень быстро канул в лету.

В заключение следует сказать, что не всегда хороший гражданский самолет может стать основой для полноценной боевой машины. Spartan FBW-1 Zeus является ярким тому подтверждением. Бог греческого пантеона, возможно, заслуживал лучшего, чем этот жалкий одномоторный самолет, о котором так до конца и невозможно сказать, чем он был: легким бомбардировщиком, самолетом-разведчиком или промежуточным учебно-тренировочным самолетом или учебным самолетом для базовой подготовки? Сомнения остаются и по сей день.

схема легкого бомбардировщика и самолета-разведчика Spartan FBW-1 Zeus

схема легкого бомбардировщика и самолета-разведчика Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus из состава ВВС Мексики

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus из состава ВВС Мексики

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus из состава ВВС Мексики

легкий бомбардировщик и самолет-разведчик Spartan FBW-1 Zeus из состава ВВС Мексики

схема окраски легкого бомбардировщика и самолета-разведчика Spartan FBW-1 Zeus

схема окраски легкого бомбардировщика и самолета-разведчика Spartan FBW-1 Zeus

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Spartan FBW-1 Zeus

Назначение: легкий бомбардировщик и самолет-разведчик

Статус: единичное производство

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1340-S3H-1 Wasp, развивавший мощность 550 л.с. и вращавший двухлопастный винт

Размеры:

размах крыла 11,90 м
длина 8,60 м
высота 2,85 м
площадь крыла 23,20 м²

Масса:

пустого самолета 1223 кг
максимальная взлетная 2248 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 377 км/ч
крейсерская скорость 335 км/ч
практическая дальность 1223 км
практический потолок 8961 м

Вооружение:

стрелковое – три 7,62 мм пулемета (два фиксированных и один подвижный)
бомбовое – 120 кг бомб

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account