Carro Armato Сelere Sahariano или крейсерский танк по-итальянски.
Не для кого не секрет, что на начальном этапе Второй Мировой войны итальянские танковые подразделения были на 90% (!) укомплектованы танкетками L3, боевая ценность которых была крайне невелика. Принятие на вооружение танков поддержки М11/39 ситуацию не исправило в виду тесной компоновки и нерациональной схемы размещения вооружения. Тем не менее, именно с этими танками Италия вступила в войну.
Первые встречи с британскими танками очень быстро показали, что L3 всех модификаций использовать во встречных танковых атаках не рекомендуется. Лучше держались М11/39, но по сумме боевых качеств они не превосходили машины противника. Стало ясно, что без скорейшего принятия на вооружение более мощных боевых машин итальянские танковые силы просто исчезнут. Начиная с 1940 года работы проводились в двух направлениях. Первое предусматривало коренную модернизацию “танка поддержки”, с установкой на него башни с круговым вращением, в которой устанавливалась 47-мм пушка и спаренный с ней пулемет. Второй направление было более интересным, поскольку в качестве исходного образца брался не отечественный танк, а машина противника.
Первый опытный образец на шасси M14/41
История единственного итальянского “скоростного” танка неразрывно связана с танком среднего класса A13 Mk.I, который сами британцы именовали “крейсерским” (Cruiser Tank Mk.III). Его конструкция, в свою очередь, основывалась на ходовой части типа Christie, идеально подходившей для боевых машин массой до 15 тонн. Несмотря на слабое бронирование, не превышавшее 14 мм в лобовой части корпуса, британские машины обладали высокой мобильностью и могли перебрасываться на любой участок неширокого африканского фронта своим ходом в течении нескольких часов. Итальянские средние танки М.11/39 и даже M.13/40 этим похвастать не могли. Таким образом, чтобы наверстать упущенное, в начале 1941 года, после ознакомления с трофейным A13 Mk.I, был выдан приказ о начале разработки аналогичной машины. Предусматривалось, что новый “колониальный” средний танк должен был обладать очень низким силуэтом, не очень мощным бронированием, хороший скоростью и достаточным вооружением. Так родилась идея “быстрого Сахарского” танка.
A13 Cruiser Tank Mk.III, "вдохновивший" создание танка Celere Sahariano
Первое упоминание об этой машине относится к 24 мая 1941 года, когда данное предложение было официально оформлено в документах Commando Supremo (Верховного командования Италии) и Высшей инспекции технических исследований (Roatta Ispettorato Superiore di Studi). Спустя месяц, 23-го июня, пока проект обсуждался высшим генералитетом, фирма Ansaldo изготовила полноразмерный макет танка. Проектное вооружение включало башенное 47-мм орудие 47/40. Первый образец скоростного танка был измененным M14/41, на шасси которого были произведены переустановка бронеплит (они стали более наклонными) и изменена форма башни (она стала ниже и шире).
Celere Sahariano вид 3/4 спереди
В августе 1941 года появился значительно обновленный проект, который обозначался как Ansaldo-Fossati Carro Medio Celere. Вместо стандартной многотележечной ходовой части на нём использовали по 4 опорных катка на борт и 2 поддерживающих ролика. От первоначального варианта в виде вертикальной пружинной подвеской типа Кристи было решено отказаться в пользу индивидуальной подвески опорных катков на витых пружинах. Пружины работали на скручивание и попарно размещались в барабанах, которые располагались между первым-вторым и третьим-четвертым катками. Такое решение, несмотря на некоторую монструозность, имело и неочевидное преимущество, — работающие в противоположном направлении рычаги подвески взаимно компенсировали скручивающее усилие, сводя к минимуму кручение, передаваемое на корпус. Это повышало надежность подвески, особенно при движении на высокой скорости. Ведущие колеса находись сзади, направляющие – спереди.
Celere Sahariano вид сбоку на заводской площадке
По всей видимости, помимо А13 Mk.I итальянскими конструкторами использовались наработки советских коллег в виде досатавленного из Испании трофейного БТ-5 а также Т-34, поскольку лобовые и бортовые листы корпуса имели большие углы наклона. По проекту масса танка оценивалась в 13100 кг, экипаж состоял из 3-4-х человек. В качестве силовой установки был выбран бензиновый двигатель SPA мощностью 275 л.с., что позволило бы развить максимальную скорость порядка 55 км/ч при движении по твердому грунту или шоссе.
Вид 3/4 сзади на узел подвески
Представленный деревянный макет танка Carro Armato Veloce в масштабе 1:10 был одобрен Commando Supremo, и 13 августа 1941 года была разрешена постройка опытного образца танка Carro Armato Celere Sahariano.
Несмотря на всю революционность конструкции для итальянского танкостроения эта машина сохранила несколько анахронизмов. Корпус танка имел преимущественно клёпаную конструкцию, что не способствовало его хорошим прочностным характеристикам. Вооружение, состоявшее из одной 47-мм танковой пушки 47/40 и спаренного с ней пулемета, уже явно не соответствовали текущим требованиям фронта. Впрочем, существовал вариант с 75-мм пушкой, но он не был реализован. Бронирование Carro Armato Celere Sahariano также было трудно назвать мощным – наибольшую толщину (30 мм) имели лобовые листы корпуса и башни, бортовое бронирование не превышало 20 мм, крыша и днище выполнялись из 6 мм бронелистов.
Вид сверху на МТО
Сборка опытного образца затянулась вплоть до весны 1942 года, когда британские танки серии А13 уже были выведены из эксплуатации и постепенно заменены на более мощные M4 Sherman. На тот момент стало очевидно, что Celere Sahariano устарел ещё до принятия на вооружение и проект сразу же потерял привлекательность. Об испытаниях итальянского “скоростного” танка данных не сохранилось. Впрочем, большинство западных источников указывает, что масса прототипа составила около 14000 кг, а скорость доходила до 71 км/ч. Тем не менее, в июле 1942 года проект Carro Armato Celere Sahariano был закрыт, а фаворитом стал средний танк М15/42, являвшийся развитием проекта М.14. Единственный прототип поставлен на временное хранение и в 1944 году был разобран на металл.
цветные виды Carro Armato Сelere Sahariano
Провал данного проекта возможно объяснить целым рядом причин:
- неудачный образец для подражания, устарелость которого в 1941 году была уже очевидной,
- неверная концепция “колониального” танка, которому пришлось бы воевать с противником, оснащенным более современными танками,
- FIAT и Ansaldo не были заинтересованы в том, чтобы менять производство, сконцентрированное на танках серии M,
- “призраки” других проектов, таких как быстрый Р.40 с двигателем мощностью 450 л.с., обычный Р.40 и нескольких проектов самоходок на его базе имевших больший приоритет по сравнению с Celere Sahariano,
- неопределенные попытки итальянского руководства объединиться с промышленностью союзников (в частности немецкой и чешской) привели к колебаниям, ставшим роковыми для проекта среднего быстрого танка.
чешский Skoda T21 как возможный конкурент машинам типа М
Кроме того, часть проблем проекта Celere Sahariano было связано с тем, что данный танк появился как часть промышленной политики. Он был почти как потенциальный туз в рукаве, вынимаемый каждый раз с целью воспрепятствования возможному импорту существенного числа средних танков (массой 18,7 т) типа Skoda T21, который успешно прошел совместные испытания с итальянскими М13. В конечном счете факт наличия разрабатываемой модели танка национального производства работал в качестве сдерживающего фактора при любой попытке "вторжения" извне, чтобы сохранить де-факто монополию итальянской промышленности — статичной и лишенной идеи из-за отсутствия стимулов типичных на конкурентном рынке.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Carro Armato Celere Sahariano
БОЕВАЯ МАССА, кг |
14000 (15000-16000***) |
ЭКИПАЖ, чел. |
3-4*(4***) |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм |
|
Длина, |
≈6040** (5800***) |
Ширина |
≈2640**(2800***) |
Высота |
≈1930**(2000***) |
ВООРУЖЕНИЕ |
|
Пушки |
1×47-мм обр.1940 г. (Cannone da 47/40) |
Пулеметы |
1×8-мм Breda обр.1938 г.(2×8-мм Breda обр.1938 г.***) |
БОЕКОМПЛЕКТ |
|
Пушки |
≈87 выстрелов** |
Пулеметы |
≈964 патрона** |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ |
оптические прицелы |
БРОНИРОВАНИЕ, мм |
|
Лоб башни |
30 |
Лоб корпуса |
30 |
Борт |
20 |
Крома |
20 |
Крыша и днище |
6 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА |
|
Тип двигателя |
SPА V-12, 12-цилиндровый, V-образный, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения |
Мощность, л.с. |
1×250(1×275***) |
Общая мощность, л.с. |
250(275***) |
ТРАНСМИССИЯ |
механическая |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
|
4 опорных катка, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо |
СКОРОСТЬ, км/ч |
71 (60***) |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ |
н/д (300***) |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ |
|
Высота стенки, м |
н/д |
Ширина рва, м |
н/д |
Глубина брода, м |
н/д |
СРЕДСТВА СВЯЗИ |
отсутствовали |
* — данные ориентировочные (в башне итальянских танков находились 2 человека и при отсутствии стрелка в передней части корпуса наличие 4 члена экипажа представляется сомнительным)
** — данные расчетные на основе рисунков взятых тут
*** — данные взяты тут
Список источников:
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/italy/celere_sahariano.htm
- http://shushpanzer-ru.livejournal.com/539365.html
- http://utenti.quipo.it/mc68/Italtank/celere.htm
- http://ww2drawings.jexiste.fr/Files/1-Vehicles/Axis/2-Italy/02-MediumTanks/Celere-Sahariano/Celere-Sahariano.htm
- http://it.wikipedia.org/wiki/Carro_M_sahariano