Cамолет поддержки с артиллерийским вооружением Voisin LB
Данная статья выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье коллеги byakinа "Первый в мире истребитель. Истребитель Caproni Ca.20. Италия".
Братья Габриель и Шарль Вуазены построили первый самолет еще в 1907 году, для строительства самолетов братья организовали в Исиле-Молино, департамент Сена, небольшую мастерскую, которая со временем превратилась в настоящий завод.
На базе семейства машин созданных по схеме биплана с толкающим винтом использовавшихся в качестве разведчиков и бомбардировщиков, фирма создала целый ряд модификаций самолетов поддержки с артиллерийским вооружением. Все модификации отличались в основном двигательными установками и небольшими изменениями в конструкции. Надо заметить, что обозначения принятые на заводе определяли функцию самолета и тип использованного двигателя, в армии использовалась другая номенклатура.
Фирма экспериментировала с "тяжелой" артиллерией еще в 1910 году когда Габриель Вуазен поставил пушку на аэроплан, который впрочем, с ней не летал. Уже в конце 1914 г. на Voisin 3 начали устанавливать 37-мм пушку Hotchkiss M1885, такой самолёт получил обозначение Voisin IV Ca.2, а заводское Type LB и Type LBS. Но недостаточная мощность двигателя ограничила выпуск этой машины.
Весной 1916 г. во Франции были разработаны спецификации самолёта, вооруженными авиапушками. Проект получил название Class D. На D1 устанавливалась 37 мм. Hotchkiss M1885 с низкой скоростью стрельбы, а на D2 — скорострельная M1902. Вскоре в ответ на нее на базе модификаций Voisin V с двигателем Salmson M9 в 150 л.с., появился самолет поддержки LBP, который имел меньшие габариты, чем прототип, но оказался более тяжелым, из за установки пушки. На самолет устанавливали то же 37-мм орудие или более серьезную 47-мм систему той же фирмы Hotchkiss. Как и на предыдущих машинах пушка стояла в носовой части фюзеляжа на подвижном лафете. Самолеты LBP начали применять на фронте с августа 1916 года. Всего было построено 23 LBP, кроме того в 1915-1917 годах Россия приобрела десять самолетов LBP и двигателем Isotta-Fraschini. Это была специальная экспортная модификация, созданная для России. Кроме того, по лицензии в России было построено около 400 Voisin разных типов, сколько из них оснастили пушками неизвестно.
Появившийся в августе 1918 года Voisin 10 с двигателем Reno так же имел модификацию LBR с 37-мм пушкой, два таких пушечных самолета приобрели американцы, но из-за окончания войны он так и не нашел применения на фронте.
Надо заметить, что кроме систем Hotchkiss применяли и другие пушки, например 25-мм Revelli-FIAT в Италии. Кроме того в порядке эксперимента устанавливали модифицированную 75-мм пушку Canon de 75 образца 1897 года правда эту систему благоразумно не стали испытывать в боевых условиях.
Самолёты с авиапушками не получили широкого распространения, так к 1 февраля 1916 г. на вооружении Франции было всего 25 таких самолётов, а к августу 1917 г. — около 60. Причины в этом крылись в самой артсистеме, первые же бои показали что пушка имеет большую отдачу что затрудняло стрельбу, обладали низкой скорострельностью, да и точность была низкой последний фактор заставил отказаться, в конце концов, от применения ее против самолетов и сосредоточится на поражении наземных целей. Вскоре после окончания войны все Voisin с артиллерийским вооружением были списаны.
ЛТХ: |
Модификация | Voisin LBP |
Размах крыла, м | 14.75 |
Длина, м | 9.53 |
Высота, м | 3.63 |
Площадь крыла, м2 | 45.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 970 |
нормальная взлетная | 1370 |
Тип двигателя | 1 ПД Salmson P9 |
Мощность, л.с. | 1 х 150 |
Максимальная скорость, км/ч | 112 |
Крейсерская скорость, км/ч | 86 |
Радиус действия, км | 350 |
Практический потолок, м | 3500 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | одна 37-мм пушка Hotchkiss |