Юрий Пашолок. Былинный отказ под красивой оберткой
Содержание:
Благодаря всяким игровым проектам про мирные цистерны удалось реализовать целый ряд танков, которые хоть и существовали в металле, и даже не в единственном числе, но на войну не попали. Как правило, связано это с тем, что машины на нее опоздали, хотя разработка целого ряда этих танков была начата еще в 1944 году. Так что появилась возможность, так сказать, сравнить кита со слоном. При этом возникают некоторые заблуждения насчет боевой эффективности данных танков на поле боя.
Одной из таких боевых машин, которые так и не добрались до поля боя, стал Heavy Tank T29. Работы по нему инициировали 14 августа 1944 года, на основании выводов, сделанных по изучению новейших немецких тяжелых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Даже первые танки данного типа, оснащенные башнями, изначально создававшимися для тяжелого танка Typ 180, являлись грозной силой. Это, впрочем, не помешало немцам профукать их при весьма дурацких ситуациях вроде тарана Гормена. Так или иначе, стало ясно, что нужен свой тяжелый танк. Ситуация была настолько критичной, что к началу 1945 года имелось где-то пять разных программ, связанных с разработкой танков, потенциально способных воевать против Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Приоритетным, впрочем, оставался Heavy Tank T29. 1 марта 1945 года Комитет по Вооружениям санкционировал выпуск 1200 Heavy Tank T29, это к вопросу, насколько высокой была потенциальная потребность в данных машинах. Впрочем, на практике работы по машине шли куда медленнее, чем предполагалось изначально. Первые опытные образцы были готовы в 1947 году, причем изготовили их всего 10 штук — 2 силами Pressed Steel и 8 силами Детройтского арсенала.
Отчасти столь существенно снизившиеся темпы работ были напрямую связаны с тем, что война закончилась, а потому спешка уже не требовалась. Разумеется, если бы война продлилась дальше, первые опытные образцы Heavy Tank T29 мы бы увидели куда раньше. Вот только есть определенные сомнения, что его судьба оказалась бы сильно лучше. Даже готовое изделие выглядело несколько сомнительно, а ведь тот танк, который получился бы в 1945 году, по некоторым параметрам уступал изготовленным в 1947-48 машинам. У нас снова пятница, посему решил понаписать немного букв о том, почему бы Heavy Tank T29 «не взлетел бы» при любых обстоятельствах.
Ни брони, ни орудия
К концу войны мировое танкостроение подошло с разными результатами. По хорошему счету, убедительная победа оказалась за советскими танкостроителями. В 1944-45 годах были созданы прогрессивные боевые машины, которые надолго определили пути развития советских танков. Это Т-44 и ИС-3, оба на войну попасть не успели, но послужили основной для дальнейшего развития. Особенно это касается Т-44, послужившего базой для Т-54, данная платформа, не сильно меняясь, выпускалась до 1979 года (это если мы только танки советского выпуска берем). С тяжелыми танками ситуация была похуже, тем не менее, общая концепция ИС-3 (особенно с точки зрения габаритно-массовой составляющей, формы корпуса и вооружения), выпускалась до второй половины 60-х годов. Немцы являются отдельной темой, но в целом они себя загнали в угол, создав платформы, которые уже нельзя было развивать дальше, а на новые времени не хватило бы. Англичане, всю войну занимаясь неизвестно чем, под конец смогли создать Centurion, который хоть и потребовал серьёзных доработок, но выпускался больше чем полтора десятилетия. Что же касается американцев, то они создали лучшую в мире легкую танковую платформу, которая оказалась хорошей базой для САУ. Правда, окончание войны развить ее не позволило, хотя дальнейший Light Tank M41 во многом является продолжением данных идей. Самым же большим успехом стало создание Heavy Tank T26E3, единственный союзный танк нового поколения, который всё же успел на войну и вполне повлиял на результат некоторых боевых операций.
Но за красивой «витриной» скрывалась масса проблем, в том числе и концептуального характера. Во всяких околоисторических кругах очень любят перемывать косточки Генриху Книпкампу, который фактически определял концепцию немецких танковых шасси. Вот только на самом деле Книпкамп был совсем не одинок. У американцев была ровно та же ситуация. Они долго тыркались с каким-нибудь концептом, а потом его масштабировали в разных вариациях. В 30-е и первую половину 40-х годах таким книпкампом был Гарри Нокс. Созданная им концепция шасси с носовым размещением трансмиссии и подвеской VVSS была основополагающей для подавляющего большинства американских танков и САУ второй половины 30-х годов и большинства танков военного периода. А дальше началась эпоха Колби. Глава Танково-Автомобильного центра в Детройте с 1942 года целенаправленно развивал концепцию шасси с пониженным корпусом и кормовым расположением трансмиссии, при этом мотор и коробка находились в едином силовом блоке. Позже к этому списку добавилась и торсионная подвеска, которая была одновременно и большим плюсом, и дополнительным источником головной боли. Доведение до ума торсионной подвески растянулось примерно на год, лишь на Heavy Tank T26E3 конструкцию довели, наконец, до ума. Да и сам средний танк, по ходу действа превратившийся в тяжелый, развивали 2 с лишним года. При этом не надо строить иллюзий: от ряда болячек избавиться удалось, но война в Корее, где данные танки воевали уже как Medium Tank M26, запомнилась массовыми жалобами на техническую часть. То есть качество подтянулось до уровня «на грани». Вот только об этом летом 1944 года не сильно задумывались и снова включили режим масштабирования. То есть решили делать из среднего, по сути, танка тяжелый. Тот же самый форум любителей альтернативной истории, только в реальной жизни. Что из этого получится? Правильно, какая-то фигня получится.
Собственно говоря, что за дурдом получался с таким подходом, хорошо видно по первому образцу Heavy Tank T29, который в 1947 году изготовили на Pressed Steel Car Co., Inc. Боевая масса превысила 64 тонны, при этом ходовую часть Heavy Tank T26E3 использовали по-максимуму. Даже опорные катки остались те же — 26х6 дюймов. Только у T26E3 на 12 двойных катков приходилось меньше 42 тонн (в среднем 3,5 тонны на каток), а у T29 — 64 тонны на 16, то есть в среднем 4 тонны на каток. Что при этом подумали бандажи опорных катков, никто так и не узнал, а вот удельное давление на грунт сказало «лолшто». Ибо использовали всё те же траки T80E3 шириной 580 мм. И с ними удельное давление составило 1,05 кг/см2. Где-то начали громко хохотать «Тигры», даже у Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B оно было ниже. Потом, правда, поставили траки T84E3 с уширителями, что снизило давление до 0,89 кг/см2, но надо понимать, что уширители живут, но не очень долго. Тем более что делался трак исходно для другой машины.
И это еще не всё. Если кто-то думает, что выпущенный в 1947 году танк был равнозначен тому, что предполагалось изготовить в количестве 1200 экземпляров, то это он зря. Может шасси и выглядело очень похоже, а вот башня нет. Тут некоторые одаренные умы бегали с криками поставить на Heavy Tank M6A2E1 башню Heavy Tank T29, ибо в документах написано. Да, в документах написано, что башня T29. Только читаете вы их жопой. Потому что на M6A2E1 и стоит башня Heavy Tank T29. Да, изначально она именно так и выглядела. Взяли башню Heavy Tank T26 и «надули» по всем направлениям. Одним словом, запусти Heavy Tank T29 в серию в 1945 году, башня у него была бы именно такой, как на Heavy Tnk M6A2E1.
Надо сказать, что эта самая башня по конструкции получилась весьма спорной. С одной стороны, толщина лба достигала 191 мм, это же касалось и подвижной бронировки орудия. С другой стороны, результаты обстрела дали крайне неоднозначные результаты. В конце мая борт башни обстреляли из 90-мм пушки M3, были зафиксированы трещины в районе попаданий и одно пробитие. При обстреле подвижной бронировки маски орудия тоже были зафиксированы трещины, но без пробития. Маску обстреляли и 105-мм танковой пушкой T8, также без пробития. Но заметили, что у подвижной бронировки есть уязвимые зоны, не говоря уже о том, что ее форма провоцировала рикошеты в крышу отделения управления. Но самой смешной оказалась процедура обстрела подвижной бронировки из пулеметов. Выяснилось, что при стрельбе в район орудийной маски имелись случаи, когда пули рикошетировали от лобовой детали, а затем, попадая в щель между ней и маской, оказывались внутри башни. Собственно говоря, именно поэтому в 1947 году была уже другая башня. Но корпус никто не менял, а вот с ним ситуация оказалась просто аховой. Вы себе хорошо представляете танк со лбом башни 191 мм и лбом корпуса 102 мм? А именно это у американцев получилось. При этом верхняя лобовая деталь является основным «приёмником» вражеских снарядов. До стриммеров, которые показывали, как танковать башней, было еще почти 7 десятителий. И грустно, и смешно.
Еще более интересно выглядела ситуация в вооружением. Как уже говорилось, общая концепция Heavy Tank T29 сводилось к созданию машины, способной бороться с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Для этого танк решили оснастить 105-мм орудием T5E1, которое, в теории, выглядело вполне прилично. Но это в теории. А на практике были после войны испытания обстрелом корпуса одного из немецких танков, которые захватили на заводе в Касселе. Корпус был самых последних выпусков. Так вот, стреляли по нему, с дистанции 1000 ярдов, подкалиберным снарядом. Результат — «нипрабил!». Судя по всему, американцы о чем-то подобном догадывались, поскольку одновременно запустили разработку Heavy Tank T30, то же самое, но со 155-мм орудием T7. Оно тоже не пробило лоб корпуса немецкого танка, но изнутри вырвало приличный кусок брони, так что такое попадание было бы фатальным. А 17 мая 1945 года была запущена разработка Heavy Tank T34 со 120-мм орудием T53, которое оказалось оптимальным. Правда жизни в том, что эти орудия являлись не приоритетными, так что ни в 1945, и в 1946 годах их ждать не следовало. То есть на что-то перспективный американский тяжелый танк мог рассчитывать в бою на ближних дистанциях, и при условии, что стрелять в него будут «честно», то есть только в лоб башни. Сами понимаете, таких чудес не бывает.
«А мотора-то нет!»
Еще одной, отдельной историей является ситуация, связанная с силовой установкой танка. Точнее, с силовыми установками. Достаточно хорошо известна ситуация с советскими танковыми двигателями, которые довольно долго доводили до ума, а из всего многообразия получился разве что мотор В-12, это который ставился на ИС-4, а позже на Т-10. Так вот, на самом деле ситуация с новыми моторами была интернациональной. Немцы где-то лет 8 корячились с Maybach HL 210/230, причем некоторые проблемы так и не удалось устранить (собирались ставить впрыск на HL 234, но в серию он попасть не успел). Существенные проблемы оказались и у американцев. Ставка на авиационные «звёзды», в случае с тяжелыми танками, не оправдались. Мотор был слишком большой. Поэтому, когда пришлось срочно запускать программу Heavy Tank T29, выяснилось, что готового решения нет. Хотя долго искать и не пришлось.
Первым же мотором, на который обратили внимание, оказался прародитель двигателя Ford GAA. Собственно говоря, это тоже был исходно авиационный двигатель, V-образный, 12-цилиндровый, объемом 27 литров. Когда делали Ford GAA, 4 цилиндра выкинули, в случае с Heavy Tank T26 сделали версию Ford GAF. И вот теперь предстояло вытаскивать из нафталина прародителя. Назвали его Frod GAC, максимальная его мощность составляла 770 лошадиных сил, эксплуатационная 650 лошадиных сил. Вместе с ним, согласно спецификации, работал он в паре с электромеханическим трансмиссионным блоком EX-120 разработки General Motors. Благодаря использованию КПП с поперечным расположением валов трансмиссионный блок получился довольно компактным, но из-за увеличившейся ширины кормовую оконечность корпуса, по сравнению с Heavy Tank T26E3, пришлось менять. Ну и само моторно-трансмиссионное отделение пришлось переделывать, ибо потребовалось больше пространства. Всё вроде ничего, эту же комбинацию поставили и на Heavy Tank T32, который стала параллельной ветвью создания тяжелого танка. Причем тяжелый танк поменьше, если кратко описать T32, сделали быстрее T29. И вот в случае с ним в Департаменте Вооружений начали что-то подозревать. Дело в том, что моторы на ресурсных испытаниях работали нормально, но вот EX-120… Ломалась она на обеих машинах с незавидным постоянством, кроме того, выяснилось, что её обслуживание является непростой задачей. А ведь именно такая комбинация была на исходном T29. То есть получили бы Medium Tank T23, дубль два.
Пилотные танки выпуска Presed Steel построили по неизменной схеме, но и они показали — EX-120 безнадёжна. Поэтому быстро произошла замена на гидромеханическую трансмиссию CD-850-1. Собственно, она не появилась ниоткуда: Alisson разработала ее в пожарном порядке по результатам испытаний T32. Впрочем, уже тогда появились подозрения, что и мотор — не совсем то, что надо. Дело оказалось не только в надежности, но и в недостаточной мощности. Поэтому быстренько стали подыскивать альтернативные варианты. Одним из них оказался популярный авиационный мотор Allison V-1710. На базе авиационного мотора создали танковую версию Allison V-1710-E32. Максимальную мощность снизили до 870 л.с., мотор работал в паре с трансмиссией CD-850-1. Но поскольку двигатель был длиннее Ford GAC, моторный отсек пришлось чуть удлинить. Танк, переделанный подобным образом названный Heavy Tank T29E1, прошёл программу испытаний, но дальнейшего хода использование Allison V-1710-E32 не получило. В чистом виде авиационный двигатель для танка не подходил, что уже многократно подтверждалось историей танкостроения.
Между тем, с ноября 1947 года начались ресурсные испытания танков, которые выпустили силами Детройтского арсенала. И вот познали американцы своё счастье… Если на Heavy Tank T32 мотор Ford GAC работал более-менее, то на танке, чья боевая масса была на 10 тонн больше, дело приняло совсем другой оборот. Не было ни одного танка, который бы не пришлось многократно перебирать по мотору, это не говоря о том, что почти везде дело дошло до полной замены силового блока. Много мучений вызвала и гидромеханическая трансмиссия CD-850-1. Вместе с тем, американские военные прекрасно помнили, что творилось в 1943-44 годах, и осознавали, что лучше с CD-850-1 помучиться. Так оно и случилось: сначала появилась улучшенная версия CD-850-2, а к 1949 году CD-850-3, которая достигла работоспособного состояния. А вот с мотором явно дела шли неважно. Мало того, что удельная мощность маловата, так еще и работает кое-как. Так что появление в 1948 году двигателя Continental AV-1790-1 было воспринято с энтузиазмом. Данный мотор воздушного охлаждения объемом 29 литров и максимальной мощности 810 лошадиных сил испытали на Heavy Tank T30. В 1949 году началось серийное производство Medium Tank M46 с двигателем Continental AV-1790-5A и трансмиссионным блоком CD-850-3. Это же сочетание силовой установки и трансмиссии использовали и проектировании Heavy Tank T43, превратившегося в серийный Heavy Tank M103. Но — с момента, когда T29 должен был пойти в серию, прошло 4 года. Одним словом, общая программа второй итерации американского тяжелого танка стала эпическим провалом. Есть программа Heavy Tank T1 всё же закончилась серийными танками, которые были не столь и плохи для своего времени, то T29/30/32/34 — это почти полный ноль.
Статья по Heavy Tank T29:
Юрий Пашолок. Когда поздно — не лучше. Опытные тяжелые танки Heavy Tank T29. США
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12893139.html