В начале 60-ых годов ХХ века по заданию Министерства обороны СССР в ряде КБ была развернута работа по созданию бронированных боевых транспортных средств нового поколения для мотострелковых подразделений. Основные требования, которым они должны были отвечать, были следующие: обеспечение защиты от оружия массового поражения, значительная огневая мощь, возможность преодоления водных преград, а также возможность самостоятельно бороться с танками противника.
В начале 60-ых годов ХХ века по заданию Министерства обороны СССР в ряде КБ была развернута работа по созданию бронированных боевых транспортных средств нового поколения для мотострелковых подразделений. Основные требования, которым они должны были отвечать, были следующие: обеспечение защиты от оружия массового поражения, значительная огневая мощь, возможность преодоления водных преград, а также возможность самостоятельно бороться с танками противника.
В 1964 году на БАЗе под руководством Главного конструктора В.А.Розова была начата разработка подобной машины под условным названием «Объект 1200». Уже в сентябре 1965 года был создан опытный образец колесной (8х8) БМП. Она была выполнена на специальной базе с размещением десанта спереди и сзади боевого отделения с выходом через пороговую дверь. В поворотной башне предполагалось размещение 73-мм орудия и спаренного с ним 7,62-мм пулемета. Корпус и башня были сварными, из катаных броневых листов из стали марки 2П. Для движения по воде использовались водометные движители реактивного типа (скорость движения на плаву – до 10 км/ч). Силовая установка УТД-20 мощностью 300 л.с. производства барнаульского завода «Трансмаш» была расположена в корме по левому борту. Также отдельно следует отметить у БМП наличие гидропневматической подвески, позволявшей изменять дорожный просвет, и широкопрофильных шин с системой централизованной подкачки воздуха.
Экипаж машины составлял 3 человека, кроме того она была способна перевозить 7 десантников.
«Объект 1200» успешно выдержал конкурентные испытания (испытания проводились без вооружения) с аналогичными машинами с разными типами движителей (колесным, колесно-гусеничным, гусеничным – среди прочих участие в конкурсе принимали «Объект 609» Курганского машиностроительного завода, «Объект 911» Волгоградского тракторного завода, «Объект 19» Алтайского тракторного завода и др.), однако Министерство обороны отдало предпочтение гусеничному варианту, а дальнейшие работы на БАЗе по «Объекту 1200» были прекращены.
Тактико-технические характеристики:
Боевая масса 13,67 т
Габаритные размеры, мм: 6860х2830х2020 (ДхШхВ)
Преодолеваемые препятствия: подъем 30 град.; крен 25 град.; ров 2,0 м; стенка 0,6 м
Мощность дизеля: 300 л.с.
Максимальная скорость (на плаву): 90(10) км/ч
Запас хода: 500 км
Бронирование: противопульное
Экипаж (десант): 3 (7) человека
Вооружение: 73-мм «Гром» (40 снарядов) 7,62-мм пулемет «ПКТ» (2000 патронов), 4 ПТУР «Малютка»
Прицел 1ПН22 ИК-прожектор ОУ-3 Радиостанция Р-123.
Основные причины по которым машина не была принята на вооружение:
- тесно было внутри из-за водометов. Они же и запас топлива уменьшали и мореходность.
- колеса наплаву (особенно в морской воде — требование1969 г.) в самом деле вели себя не лучшим образом. Например, в них размокали тормозные колодки (о чем упоминал ув. ВВВ) и кроме того, — главное:
- с переходом с водометов на колеса начинались проблемы. Плюс соскальзывали эти довольно тяжелые машины с малых береговых крутостей при выходе из воды. Это были еще даже не БТР-70. Потому приняли гусеничное шасси, ибо во-первых, сцепление с берегом при выходе замечательное, во-вторых, смогли отказаться от водометов. Простой перемоткой гусениц скорость плава получалась вполне приемлемой. И полезный объем увеличили.
Тот же БТР-60 тогда еще далек от совершенства был. Он только недавно обрел право на существование.