Броненосный крейсер «Александр Невский» Проект Ансальдо.
Решение о строительстве броненосных крейсеров принятое генеральным морским штабом поставило перед Морским ведомством две проблемы. Первая заключалась в том, что никто не знал, что именно надо строить, вторая, где именно. Казенные верфи были заняты постройкой броненосцев и легких крейсеров. Частная же промышленность не была настолько развита что бы взять на себя выполнение этой задачи. Нельзя сказать, что бы частные заводы совсем ничего не строили для флота. Канонерские лодки, минные крейсера, контрминоносцы строились на Невском и Путиловском заводах.
Черноморский завод Наваль и Адмиралтейство также не остались в стороне. На последнем следует остановиться подробнее. Закрытые черноморские проливы не позволяли использовать имеющуюся судостроительную промышленность для пополнения других флотов, прежде всего Тихоокеанского. Черноморский флот также было решено не увеличивать, за исключением двух легких крейсеров и нескольких миноносцев. Что бы не допустить простоя мощностей было найдено простое и элегантное решение. Всякий флот помимо кораблей боевых нуждается в большом количестве судов транспортных, вспомогательных и прочих. В самом деле, чем отличается вспомогательный крейсер от обычного транспорта? Только вооружением, которое можно установить в любом месте. Минный транспорт если никто не знает о находящихся в его утробе страшных приспособлениях, также ничем не отличается от обычного пакетбота. По сему было принято за благо строить все эти необходимые единицы на черноморских заводах. Всего было построено три минных транспорта, две яхты, три портовых ледокольных буксира и две плавмастерские, необходимость которых в составе эскадр стала очевидна для русских флотоводцев. Было также построено два транспорта предназначенных для обучения кочегаров и машинных команд для чего на них стояли котлы различных типов. В военное время эти транспорты могли применяться как вспомогательные крейсера.
Все эти меры привели к тому, что балтийская промышленность могла сосредоточиться на постройке боевых судов. Однако и в этом случае стапелей не хватало. Имеющиеся были заняты постройкой четырех броненосцев и двух крейсеров типа Аврора. Балтийский завод был готов построить еще один большой корабль, броненосец или большой броненосный крейсер. Адмиралтейский завод переживавший организационные трудности вследствие объединения под его крышей Нового Адмиралтейства, верфей Галерного островка и Франко-Русского завода брался за сооружение одного крейсера эльсвикского типа. С последим, кстати сказать, также еще не определились. Это было все и потому решение обратится к иностранному производителю было совершенно обосновано.
Когда стало известно, что Российская империя собирается построить на иностранных верфях несколько крейсеров, среди производителей этой специфической продукции возник небывалый ажиотаж. Первыми откликнулись признанные мастера в этом деле англичане, но не слишком дружественная политика их правительства заставила отказаться Россию от сотрудничества. Следующие претенденты были союзники, французы, обосновано рассчитывавшие на изрядный кус «русского пирога». Но и им было предложено поучаствовать в конкурсе. Без конкурса заказ получили, как ни странно, датчане. Впрочем, странность тут только кажущаяся, родственные связи российского императорского и датского королевского домов значили ничуть не меньше, нежели прекрасная репутация ведущих производителей. Так или иначе но фирма «Burmeister & Wein» из славного города Копенгагена получила заказ. Построенный датскими корабелами крейсер весьма напоминал пропорциями несколько ранее построенную ими для царской семьи яхту «Штандарт», но, разумеется, без шикарной отделки. За этот заказ морское ведомство весьма критиковали, называя странным, но по прошествии времени выяснилось, что крейсер получился ничуть не хуже прочих.
Еще один кораблестроитель сделал попытку обойти участие в официальном конкурсе. Это был хорошо известный в России американец Вильям Крамп. Он брался построить для России целую эскадру из двух броненосцев, четырех крейсеров и дюжины миноносцев, да еще в придачу и судоремонтный завод во Владивостоке. Последнее предложение привлекло внимание военно-морского руководства и Крамп получил заказ на один легкий крейсер по типу недавно построенного им для Японии «Кассаги». Также были заказаны и миноносцы, два из них должен был построить Крамп для всесторонних испытаний, а остальные собраны во Владивостокском порту. Надо сказать, что Крамп был несколько разочарован, но сотрудничества не прекратил, надеясь на более крупный «улов».
Остальные два крейсера после конкурса были заказаны французской фирме «Форж и Шантье де Митеране» в Гавре и немецкой верфи «Германия» в Киле.
Конкурс на проектирование и постройку крейсеров броненосных отличался не меньшей конкуренцией и драматизмом. Французы представили несколько проектов представлявших из себя адаптацию «Дюпюи-де-Лом»и «Монкальм» к требованиям русского заказчика. «Адмирал Шарне» сочли, все же мелковатым. Или же построить для русского заказчика любой корабль какой ему только заблагорассудится. Немецкая фирма «Вулкан» предложила построить крейсер по типу «Якумо» строящегося им для японцев. Итальянская фирма «Ансальдо» предложила довольно популярные на «рынке крейсеров» «Гарибальди». Не остался в стороне и Балтийский завод. Один из предложенных им вариант был вариацией Пересвета с увеличенной до 20 узлов скоростью. Другой башенной вариацией России совмещавшей башенное и казематное вооружение ГК.
Сложность заключалась в том, что заказчики сами не очень понимали, чего они хотят. Хотелось чего-то большого и грандиозного, однозначно превосходящего своих японских визави и при этом не слишком дорогого. И тут ход конем сделали представители Италии, как по мановению волшебной палочки из портфеля жителя знойного Апенинского полуострова появился весьма примечательный проект. Внимательно ознакомившись с ним, русские адмиралы в один голос закричали: «да вот же оно»!
Как оказалось, это был проект недавно умершего итальянского конструктора Бенедетто Брина. По этому проекту предполагалось построить два быстроходных броненосца для Италии, но после смерти автора проект подвергся значительной переделке. А первоначальный вариант как, оказалось, отвечал всем тайным чаяниям русских адмиралов.
Водоизмещение 12500 тонн. Скорость 20-21 узел. Дальность плавания 8000 миль. Котлы бельвиля. Вооружение 2х2-254мм 4х2-203мм 28х1-75мм орудий. Бронирование: борт, траверзы – 150мм. Башни ГК и боевая рубка-200мм, башни СК -150, казематы ПМК -80мм.
Ну как тут было не влюбиться!
Было решено, что головной корабль будет построен в Италии, второй на Балтийском заводе. Адмиралтейский завод был загружен, а французы не согласились строить по итальянскому проекту. Они отыгрались потом, предложив броненосец по проекту Бертена для Балтики. И тогда на сцену как черт из табакерки выскочил мистер Крамп.
Планируемая эскадра Тихого океана.
№ | Наименование, год ввода, изготовитель. | Водоизмещениние | скорость | дальность | вооружение |
Эскадренные броненосцы | |||||
1 | Пересвет 1900 БЗ | 12500 | 18 | 6000 | 4-254; 11-152; 20-75 |
2 | Ослябя 1901 НА | 12500 | 18 | 6000 | 4-254; 11-152; 20-75 |
3 | Победа 1901 БЗ | 14300 | 18 | 5000 | 4-305; 12-152; 20-75 |
4 | Слава 1902 БЗ | 14300 | 18 | 5000 | 4-305; 12-152; 20-75 |
5 | Цесаревич 1903БЗ | 14500 | 18 | 5000 | 4-305;4-203; 12-152; 12-75 |
6 | Ретвизан 1903 НА | 14500 | 18 | 5000 | 4-305;4-203; 12-152; 12-75 |
7 | Кн. Суворов 1903 БЗ | 14500 | 18 | 5000 | 4-305;4-203; 12-152; 12-75 |
8 | Имп. Александр III 1903 ГО | 14500 | 18 | 5000 | 4-305;4-203; 12-152; 12-75 |
Броненосные крейсера | |||||
1 | Рюрик 1895 БЗ | 12000 | 18 | 8000 | 4-203; 16-152; 6-120 |
2 | Россия 1897 БЗ | 12200 | 19,5 | 7500 | 4-203; 16-152; 12-75 |
3 | Громобой 1904БЗ | 12500 | 21 | 8000 | 4-254; 8-203; 12-120 |
4 | Баян 1903 А | 12500 | 21 | 8000 | 4-254; 8-203; 12-120 |
5 | Александр Невский 1902 К | 12500 | 21 | 8000 | 4-254; 8-203; 12-120 |
Крейсера | |||||
1 | Паллада 1900 ГО | 3700 | 20 | 5000 | 6-152; 10-75 |
2 | Диана 1900 ГО | 3700 | 20 | 5000 | 6-152; 10-75 |
3 | Аврора 1901НА | 3700 | 20 | 5000 | 2-152; 8-120; 10-75 |
4 | Юнона 1903НА | 3700 | 20 | 5000 | 2-152; 8-120; 10-75 |
5 | Аскольд 1902 В | 4700 | 22 | 4000 | 2-203;8-152; 12-75 |
6 | Богатырь 1902 БиВ | 4700 | 22 | 4000 | 2-203;8-152; 12-75 |
7 | Варяг 1901 К | 4700 | 22 | 4000 | 2-203;8-152; 12-75 |
8 | Витязь 1901ФиШ | 4700 | 22 | 4000 | 2-203;8-152; 12-75 |
Минные крейсера | |||||
1 | Алмаз 1899 БЗ | 1400 | 22 | 2000 | 2-120; 6-47 |
2 | Яхонт 1900 НЗ | 1400 | 22 | 2000 | 2-120; 6-47 |
3 | Изумруд 1901 НЗ | 1400 | 24 | 2000 | 2-120; 4-75 |
4 | Жемчуг 1901 ПВ | 1400 | 24 | 2000 | 2-120; 4-75 |
Сокращения: БЗ – Балтийский завод, НА – Новое Адмиралтейство; ГО – Галерный Островок, НЗ – Невский завод, ПВ – Путиловская верфь, ФиШ – Форж и Шантье, БиВ –Бурмайстер и Вайн, К- Крамп, А –Ансальдо, В – Вулкан.
Некоторые фактические данные ТТХ у кораблей одного типа, но разного производителя незначительно отличались.