14

Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF и доработан мной. Перевод был выполнен в сентябре 2015 года.

Предисловие редакции: Концепция самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДЛРО; Airborne Warning and Control System – AWACS), если не рассматривать внутреннее устройство летательных аппаратов данного типа, не является совсем новой, как это кажется на первый взгляд. В годы Второй Мировой войны самолеты ДЛРО уде достаточно активно применялись, и тарелкообразный обтекатель антенны, придающий машине столь примечательный внешний вид, не является чем-то совершенно новым, о чем мы и хотим рассказать в данном материале.

24 декабря 1944 года в компанию Arado из управления вооружений (Rüstungsstab; структура, входящая в состав Имперского министерства вооружений [Reichsministerium für Bewaffnung und Munition – RMBuM]), отвечавшего за разработку авиационных программ, пришло письмо следующего содержания:

«Рейхсмаршал приказом №3 от 11.12.1944 года постановляет:

Пункт 1: «Срочно приступить к испытаниям ночных реактивных истребителей для чего приказываю использовать три самолета типа Ar 234 и три самолета типа Me 262. Каждый последующий месяц к этим испытаниям дополнительно подключать еще по три Ar 234 и три Me 262» … »

После этого состоялось заседание специальной комиссии, занимавшейся разработкой всепогодных и ночных истребителей, и компании Arado, Бранденбург, были представлены для ознакомления требования к оборудованию, которым должен был быть оснащен реактивный ночной истребитель. Также в план работ был включен поршневой тяжелый истребитель Dornier Do 335. В первую очередь речь шла о том, чтобы получить ночной истребитель, способный успешно бороться с английскими скоростными бомбардировщиками de Havilland Mosquito.

В спецификации особое внимание было уделено оснащению ночных истребителей радиолокатором, поисковая антенна которого создавала бы как можно меньшее аэродинамическое сопротивление. Данный радиолокатор должен был иметь возможность кругового обзора при осуществлении поиска целей, и разработке поисковой антенне с круговым обзором и минимальным аэродинамическим сопротивлением было придано особое значение. Работы велись на базе радиолокатора FuG 240/4 Berlin N 4, но разработанная РЛС, получившая кодовое обозначение Obertasse (чашка [без блюдца]), имела антенну диаметром 1,5 метра и была отвергнута, поскольку ее установка привела бы к снижению скоростных и маневренных характеристик истребителей-перехватчиков.

В консоли крыла истребителя Do 335 без увеличения аэродинамического сопротивления можно было установить уменьшенную до диаметра в 90 см антенну радара Obertasse. Как следствие разработке подобной антенны с уменьшенным до 90 см диаметром была присвоена высшая категория срочности.

19 февраля 1945 года в Берлине компанией Arado ответственному секретарю специальной комиссии дипломированному инженеру Манигольду (Dipl.-Ing. Manigold) [1] были представлены рационализаторские предложения и краткое описание конструкции ночного реактивного истребителя-перехватчика.

В компании Arado на базе уже накопленного опыта работ приступили к разработке вариантов Ar 234: C-3 N, C-7, P-1, P-2, P-3, P-4 и P-5 (с установленными наклонно и стрелявшими вверх пушками [Schräge-musik]). Одновременно компанией Arado в НИИ аэродинамики, Геттинген, (Aerodynamische Versuchsanstalt Göttingen e. V.; AVA) был размещен заказ на проведение аэродинамических исследований. В аэродинамической трубе исследовательского центра должна была быть испытана изготовленная в масштабе 1:10 модель Ar-234 с размещенной в районе крыла круглой антенной.

AWACS и рабби Акиба: Все это уже было…

Во время испытаний должны были быть исследованы варианты установки антенны на верхней поверхности фюзеляжа и на вертикальном оперении.

Как известно ни один из этих проектов компании Arado, включая и проект с установленной над крылом антенной кругового обзора, реализован не был.

С уверенностью можно сказать, что Ar 234 B-2 (зав. номер 234140145) был переделан и в «вспомогательный» ночной истребитель проходил летные испытания. Данный самолет представлял собой прототип варианта Ar 234 C-3 N, который планировали серийно изготавливать и который не был утвержден соответствующим отделом Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM).

AWACS и рабби Акиба: Все это уже было…

По результатам испытания в аэродинамической трубе был составлен доклад, часть текста которого и оригинальные рисунки приведены в Приложении к данной статье. Во время испытаний были использованы результаты более ранних исследований круглого крыла, о чем сообщали Х. Й. Эберт (H. J. Ebert) и Х. Й. Мейер (H. J. Meier) в опубликованной в апрельском выпуске журнала «Luftfahrt international» статье про самолет с круглым крылом AS 6 V1 конструкции Артура Сака (Artur Sack) (см. статью «Экспериментальный самолет с круглым крылом AS 6 V1. Германия»).

В заключение следует сказать, что даже если немецкий AWACS-45 не был доведен хотя бы до стадии прототипа, он представляет собой один из примечательных примеров из раздела «Все это уже было…», что делает изучение истории техники привлекательным и поучительным.

AWACS и рабби Акиба: Все это уже было…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Научно-исследовательский институт

аэродинамики

Геттинген, зарегистрированное объединение

8.2.1945

Сообщение: 45/W 6

Дополнительные испытаний комплексной модели Ar 234 с дополнительным оборудованием (антенна Berlin-N).

Заказчик: Max Kühl Nachfolger GmbH, Ландсхуд (Landeshut)/Силезия

Обзор:

Для исследования влияния установленной на самолете типа Ar 234 антенны радиолокатора Berlin-N проводились исследования изготовленной в масштабе 1:10 модели данного самолета. Во время дополнительных испытаний поток свободного воздуха диаметром 2,25 метра перемещался со скоростью около 30 м/с. Антенна имитировалась вращавшимся эллипсоидом, размещавшимся:

  1. на профилированной стойке над фюзеляжем с некоторым смещением назад относительно центра тяжести;
  2. на оконечности киля вертикального оперения.

В обоих вариантах размещения антенны исследования проводились с замером трех и шести компонентов.

Результаты исследования первого варианта показали слабое снижение устойчивости в отношении аэродинамических моментов тангажа и рыскания, а второго варианта – увеличение устойчивости в отношении данных аэродинамических моментов.

Подробности вариантов размещения антенны и расчётные параметры показаны на эскизе.

Доклад составлен по результатам следующих исследований:

  1. Отчет Ava 38/27; фрагмент: измерения трех компонентов круглого крыла (GB II)
  2. Отчет Ava 40/14/40: 3 измерения трех компонентов круглого крыла с двумя отклоняющимися поверхностями (3.8.1940 для компании Messerschmitt AG, Аугсбург)
  3. М. Хансен «Измерения круглых крыльев и сравнение с теорией несущих поверхностей» (M. Hansen: Messungen an Kreistragflächen und Vergleich mit der Theorie der tragenden Fläche; журнал для прикладной математике и механики [Zeitschrift für angewandte Mathematik und Mechanik], сборник 18, выпуск 6, декабрь 1938 г.)

[использованное оборудование] Аэродинамическая труба института

Руководитель института Редактор просмотрел
Р. Зайферт (R. Seiferth) Кейделл (Keydell) Бетц (Alb. Betz)
дополнительное оборудование (антенна радиолокатора Berlin-N) на комплексной модели самолета Ar 234

дополнительное оборудование (антенна радиолокатора Berlin-N) на комплексной модели самолета Ar 234

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Экспериментальный самолет с круглым крылом AS 6 V1. Германия


[1] руководитель комиссии профессор Курт Танк, компания Focke Wulf

источник: Theodor Mohr «AWACS und Ben Akiba: Alles schon mal dagewesen…» «Luftfahrt international» 3-4/82, стр.133

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account