Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года 20 английских палубных самолетов с авианосца "Илластрис", из которых 12 несли торпеды, а остальные – фугасные и осветительные бомбы, нанесли удар по итальянскому флоту, стоявшему в гавани Таранто. В результате от торпедных попаданий лег на грунт линкор "Конте ди Кавур", а еще два линкора – "Кайо Дуилио" и "Литторио" получили серьезные повреждения и отправились в ремонт на полгода. Кроме того, тяжелый крейсер "Тренто" и два эсминца были повреждены бомбами.
В этом рейде, помимо того что он стал первым крупным боевым успехом палубных торпедоносцев, примечательны два момента. Во-первых, мощная система ПВО Таранто, состоявшая из 80 аэростатов заграждения, 101 зенитного орудия и 193 пулеметов, не считая корабельных зениток, сумела сбить всего два самолета, хотя англичане изначально предполагали, что потери будут гораздо серьезнее и могут составить до половины участников налета.
А во-вторых, Таранто атаковали морально устаревшие бипланы Фэйри "Суордфиш". Из-за обилия межкрыльевых стоек и расчалок они выглядели столь архаично, что еще до войны получили у летчиков шутливое прозвище Stringbag – "авоська". Максимальная скорость "авосек" едва превышала 220 км/ч, а с торпедой или с бомбами она была еще меньше. Однако ничего лучшего англичане на тот момент не имели. Более современные палубные торпедоносцы "Барракуда" начали поступать на вооружение Королевских ВМС только в 1943 году.
Посылая тихоходные "этажерки" в ночную атаку на хорошо защищенную гавань, британское командование шло на большой риск, но он оказался оправданным. Выведение из строя сразу трех из шести имевшихся у Италии линкоров резко изменило в пользу англичан соотношение сил в Средиземноморье. Конечно жаль, что нашим торпедоносцам, несмотря на имевшуюся у них более современную технику, ни разу не удалось ничего подобного. Крупные боевые корабли они, к сожалению, топили только в кинофильмах.
Британский авианосец "Илластрис". Корабль прошел всю войну, отметившись в Средиземном море, в Атлантике, Индийском и Тихом океанах. Весной 1945-го у Окинавы получил повреждение от камикадзе, но был восстановлен и прослужил до 1954 года
Итальянский линкор "Литторио". Во время атаки на Таранто он получил три торпедных попадания и частично затонул, но через некоторое время был поднят и отремонтирован. В 1946 году его по репарациям передали США, но американцам после войны свои линкоры девать было некуда, поэтому бывший "Литторио", переименованный к тому времени в "Италию", разобрали на металл
"Илластрис" на ходу
Подъем "Суордфиша" со сложенными крыльями с ангарной на полетную палубу авианосца
Доставка торпеды к самолету на тележке-подъемнике
"Суордфиш" в полете
"Суордфиш" заходит на посадку, готовясь зацепить крюком трос аэрофинишера
"Суордфиш" с авианосца "Илластрис" – участник налета на Таранто
Схема атаки Таранто английскими бомбардировщиками и торпедоносцами
Затонувший линкор "Конте ди Кавур"
Один из двух сбитых "Суордфишей", поднятый итальянцами со дна бухты Маре-Гранде