Авизо «Бегун»
Паровой катер на борт «Бегуна» поднимали с максимально возможной скоростью. Вся команда авизо прекрасно понимала, что если получивший сообщение о том, что Великое герцогство Муравийское имеет честь находиться в состоянии войны с Испанским королевством, гарнизон откроет огонь, неподвижный, слабо бронированный кораблик будет уничтожен в течении нескольких минут.
Но комендоры расположенных на острое Эль-Фрайл испанских батарей были видимо полностью деморализованы видом грозной фаланги состоящей из шести муравийских линейных кораблей, и никаких попыток обстрела авизо не последовало.
Подняв флаги, сообщающие о выполнении миссии, «Бегун» устремился навстречу пришедшей в движение эскадре.
«Бегун» стал первым металлическим боевым кораблем полностью спроектированным муравийскими конструкторами, хотя французское влияние на этот проект было более чем ощутимым.
Начатая в 1888 году постройка эскадры линейных кораблей, требовала создания для них посыльных судов, которых принятая в феврале этого года десятилетняя программа предусматривала
Задуманный авизо должен был иметь минимальные размеры, вооружение из двух 8-дюймовых и шести 5-дюймовых орудий, скорость 21 узел и силуэт «способный ввести противника в заблуждение о направление его движения», что требовало симметричного расположения труб и мачт относительно корпуса. В итоге обе паровые машины были размещены между котельными отделениями, причем из-за малой ширины корпуса, вызванной большим относительным удлинением, размещались последовательно.
От 203-мм орудий, которые собирались установить в оконечностях, отказались из-за их неготовности, заменив их на 127-мм.
Постройка авизо началась в старом деревянном эллинге Главного адмиралтейства в 1890 году и проходила довольно медленно. Только весной 1892 года корабль, получивший название «Бегун», был спущен на воду, причем сразу же выяснилось, что остойчивость узкого длинного корпуса оказалась гораздо меньше расчетной, что вынуждало отказаться от расположенных на полубаке и полуюте орудий. Чтобы не уменьшить число 5-дюймовок до минимума, эту пару орудий перенесли на верхнюю палубу, расположив, как и остальные, побортно.
На проведенных летом 1894 года испытаниях «Бегун» показал максимальную скорость 20,5 узлов, что было несколько меньше проектной, но, тем не менее, оказался самым быстроходным в то время кораблем Муравийского флота.
«Бегун» показал себя исключительно полезным для эскадры кораблем, но технический прогресс был неумолим – уже в начале 1910 годов, он полностью потерял свое значение в качестве посыльного судна, уступая теперь в скорости новым линейным кораблям-дредноутам.
Как не парадоксально это обстоятельство вызвало своеобразное «повышение в звании» старого корабля, который был переведен в класс крейсеров, хотя его главное вооружение состояло теперь только из восьми 102-мм патронных орудий, длиной в 57 калибров, и двух пулеметов.
Тем не менее, после начала муравийско-японской войны, старый крейсер продолжал патрулировать воды Филиппинского архипелага, несмотря на каждодневный риск встречи с более современными и гораздо лучше вооруженными японскими крейсерами.
Однако беда пришла совсем с другой стороны: в августе 1916 года «Бегун» был потоплен японской подводной лодкой.
Водоизмещение: 1920 т.
Скорость: 20,5 уз. Мощность машин 6000 л.с.
Вооружение: 8х1 127-мм/33, 6х1 47-мм, 4х1 надводных бортовых торпедных аппаратов.
Размерения: 93.0х9,0х5,2 м.
Бронирование: палуба над МКО — 25 мм.