Записи пользователя: Ivan Drago
1
Ярость Спарты. Глава XIV. Великие Спартакиды
16

Предыдущие части цикла Ну что же, дорогие коллеги и читатели, сессия наконец-то сдана. Поэтому теперь мы с вами продолжаем альтернативную историю Спарты. ...

2
Ярость Спарты. Глава XIII. Становление эпохи Автократии
18

Предыдущие части цикла Приветствую вас, дорогие коллеги и читатели. Прошу прощения за долгое молчание. Зачётная сессия никого не щадит - ни свободного, ни ...

2
Ярость Спарты. Глава XII. Кризис диархии или гражданская война
15

Предыдущие части цикла Приветствую вас, дорогие коллеги и читатели. Сегодня мы продолжаем с вами альтернативную историю Спарты. Содержание: Война вторых ...

2
Ярость Спарты. Глава XI. Упадок Диархии
17

Предыдущие части цикла Я вас приветствую, дамы и господа. Мы продолжаем с вами АИ-цикл о Спартанской державе. Извиняюсь за столь долгую задержку. Учёба ...

2
Ярость Спарты. Глава X. Расцвет эпохи диархии
15

Предыдущие части цикла Я вас приветствую! Мы продолжаем с вами альтернативную историю о Спарте. Содержание: Да здравствует король После смерти Архидама ...

1
Ярость Спарты. Глава IX. Время перемен
13

Предыдущие части цикла Граждане бандиты, внимание! Ваша банда полностью блокирована, оба выхода перекрыты! Так что предлагаю вам прочитать новую главу АИ ...

2
Ярость Спарты. Глава VIII. Войны Великого дуумвирата
16

Предыдущие части цикла Доброго времени суток, леди энд джентльмен! Мы с вами возвращаемся к альтернативной истории Спарты. Сейчас мы с вами пролистаем ...

2
Ярость Спарты. Глава VII. Великий дуумвират
15

Предыдущие части цикла Приветствую вас, дамы и господа! Мы с вами вновь возвращаемся к истории Спарты, ярость которой проделала путь от города-государства ...

2
Ярость Спарты. Глава VI. Конец Золотого века Еврипондтидов
11

Приветствую вас, коллеги и читатели! Мы с вами вновь погружаемся в АИ, где Спарта не пала под натиском разложения и Рима, а принесла весь мир в жертву своей ...

2
Ярость Спарты. Глава V. Карфагенская война
16

Предыдущие части цикла Я вас категорически приветствую. Ха-ха! Мы продолжаем с вами АИ о ярости Спарты, которая пожрала в себе весь цивилизованный и ...

3
Ярость Спарты. Глава IV. Прорубание окна на Запад
14

Предыдущие части Доброго времени суток, дорогие коллеги и читатели! Мы продолжаем с вами альтернативную историю об отважных и могучих спартанцах, чья ярость ...

2
Ярость Спарты. Глава III. Наследники Агиса III Великого
17

Предыдущие части И так, дорогие коллеги и читатели, мы продолжаем с вами цикл АИ о Спарте. И сегодня, как вы наверное догадались из названия, мы поговорим и ...

2
Ярость Спарты. Глава II. Становление державы
18

Предыдущие части Итак, дорогие читатели и коллеги, мы продолжаем с вами цикл АИ о великой и грозной Спарте, ярости которой покорился весь мир. Кстати, ...

3
Ярость Спарты. Глава I. Замирение Эллады
19

Ярость Спарты. Предисловие И так, уважаемые коллеги и читатели, мы запускаем АИ о великой и могучей Спарте, небольшом государстве, которому суждено ...

1
Ярость Спарты. Предисловие
24

На создание данного проекта меня вдохновила работа уважаемого коллеги @boroda Великая Спартанская Империя. Альтернативная история, в которой Спарта стала ...

Просмотр всех комментариев от: Ivan Drago
  1. Забыли упомянуть, что было бы, если бы он переправился на Сицилию? А ведь интересно было бы: остров являлся основной хлебной житницей республики, больше половины населения — рабы, которые готовы к нему присоединиться. Иными словами, Спартак бы прехватил бы римлян грубо за нежное

  2. Ну что же, давайте смотреть, что мы имеем.

    «Рабы. Нет можно илиоты, но суть одна.»

    А вот и нет. Рабы и илоты — это не одно и тоже. Рабы рассматриваются своими хозяевами исключительно как вещь. Не более. Спартанцы так с илотами не поступали. Им разрешалось заводить семьи, владеть собственностью, оставлять себе излишки урожая. Когда царь Клеомен III позволил илотам покупать свободу за 5 мин серебра, выкупились 6 000 илотов. И это после потери Мессении.

    «Даже убить можно в любой момент.»

    Не в любой, а когда позволят. Вот как описывает криптии Плутарх:
    «Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днём они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов.» У меня после прочтения возник вопрос. А что илот забыл ночью на дороге или в поле? Ответ прост — пытался бежать. То есть Плутарх почти неприкрыто говорит, что якобы геноцид илотов, о котором, коллега, вы потом заговорите, на самом деле — охота на беглых рабов и только.

    «Если предположить, царь сказал надо больше типа солдат. Будут женщины рожать ибо так сказал царь? Да будут. И не важно умрет в родах или нет. Ибо четкая иерархия.»

    Уважаемый коллега, я стесняюсь спросить, у вас что по истории было в школе? Начнём с того, что власть в Спарте была разделена между эфорами, наделённых судебной и исполнительной властью, старейшинами, принимавшими важные решения, и народным собранием, избиравшим геронтов и эфоров и принимавшим/отклонявшим решения совета. Цари в Спарте были военначальниками и всей полнотой власти обладали во время войны. И то только в походе, где их эфоры сопровождали. Если царь такое скажет в Спарте, его привлекут к суду за стремление к тирании и секир бышка. А что касается рождения, у спартанцы и сами осознавали свой демографический кризис, возникший не столько из-за войенных потерь, сколько от ухода раззорившихся. Восполняться население не могло из-за поздних браков, замкнутости общества и слабой рождаемости, так как спартанцы возрастом 20-30 лет жили в казармах и жен видели крайне редко. А что касается приказал нарожать, это уже вопросы скорее к биологии, чем истории. Восполнить количество спартиатов пытался тот же Клеомен III путем освобождения илотов (за их же счёт) и дарования гражданства 4 000 периэков. Но Спарта проиграла Ахейскому союзу и реформы отменили.

    «Кидали младенцев в пропость, кидали и докидались.»

    Никого не кидали. Отсутствие младенческих костей и наличие гипомейонов (умственно и физически неполноценных спартиатов) тому подтверждение.

    «Набирается переизбытиок населения»

    Назовите мне хоть одну войну, начавшуюся по этой причине.

    «Конечно империя будет исключительно напоминать паразита, где метрополия и старые земли выглядят убого и разграблено.»

    Надо же, а я думал что государства-паразиты напротив грабят колонии и обогащают метрополию. Хорошо, буду знать.

    «Прикол в том, что Спартанская империя просто не могла не образоваться. Однако не образовалась.»

    Прикол в том, что спартанцы были замкнуты и им не было дела до того, что творится за их территориями. А после победы в Пелопонесской войне Спарта наступила на те же грабли, что и Афины, начав вести довольно жесткую политику по отношении к другим грекам и своим союзникам. Хотя до такой дури, как дань не дадумались. А также разрешение продавать/покупать землю, чем тут же воспользовались богачи и стало основным катализатором демографического кризиса. Про резкое разрешение денег и послабление нравов я и вовсю молчу.

    Для милитаризованого общества экономика ваще ЗЛО!

    Для такого государства важно иметь сильную армию. Нужны доспехи и оружие — значит нужны развитые ремесла. Армию надо кормить — значит нужна жратва, которую надо производить или покупать. Чтобы перебрасывать быстро войска, нужны дороги и корабли. Экономика для милиторизованного государства жизненно важна.

    P.S. а я не знал, что в 2013( или что вы там имелли ввиду) году в РФ продукты выдовали по карточкам.

  3. А с чего это вдруг византийцы стали себя величать эллинами? Они и византийцами-то стали зваться в эпоху Возрождения. Сами себя они звали римлянами или ромеями, а свою империю — Ромейской или Римской, подчеркивая, что они наследники Рима, но никак не Эллады.

  4. А почему счет Александров в македонской династии начался заново, а не продолжился?

  5. А у меня есть вопрос, как сделать Содержание и разделение на главы?

  6. Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы

    Ну здесь Александр Сергеевич поскромничал. Перед тем, как уйти, монголы хорошенько погуляли по Польше, Венгрии и даже успели заглянуть в Священную Римскую империю. Европа оказалась монголам ещё и не по зубам, так как там крепостей (особенно каменных) было больше чем на Руси, а их осада — это трата времени и ресурсов всех видов.

  7. Ох уж этот Черчиль, совсем у него мозги жиром затекли что ли к тому моменту?

  8. Я так полагаю, следует ожидать ещё глав про войны диадохов по-фессалийски?

  9. Если уж вестготы (Западные готы) на Балканах, а остготы (восточные готы) в Египте, то, на мой взгляд, наверное лучше их называть нордготы (северные) и зюйдготы (южные)

  10.  вестготов, которые этом мире скорее всего назывались бы нордготами

    Остготы, которые в этом мире скорее всего бы назывались Зюйдготы (южные готы).

    О-хо-хо-хо, не думал, что мои советы могут оказаться столь полезными. Интересно, что же будет дальше? Феодальная раздробленность империи, а затем повторное объединение. От кого же крестится Русь (если вообще крестится)? От Западной Империи? Больно далековато. Арабский Халифат, если появится, поближе будет, небось

  11. Свобода по-гречески — это свобода греков убивать друг-друга.

    Не помню кто сказал, но, по моему, очень жизненно и уместно

  12. либо Вар чудесным образом завершит свой путь из Тевтобургского лесаи возвращается в силе

    Вообще-то, никаких чудес для этого не надо было. В 235 году н. э. произошла битва при Харцхорне, в которые римляне также попали в засаду, однако не только выжили, но и уничтожили врага. Причина довольно банальна: римляне осознавали, что они на вражеской территории и были готовы к такому повороту событий. Поражение Вара обусловлено вовсе не ослаблением сил из-за Иллирийского восстания, а тем, что он не осознавал, где и среди кого находится.

    Империя будет иметь большую экономическую мощь из-за своей новой провинции Германия

    Ну это, коллега, что-то вообще из ряда вон выходящее. Август во время расширения своего государства не хотел завоёвывать Германию, потому что в ней ничего банально не было. Ни ресурсов, ни важных торговых путей. Его планы изменились из-за набегов, что начали совершать германцы из-за Рейна, но и только. Ничего ценного в этом регионе не было.

    В РИ истории римляне ушли из Германии, но постоянно отправляли карательный походы. Однако это не Галлия. Война с этим регионом никогда даже не покрывала затрат на неё, потому что нечего там было взять. Если Рим сохранит Германию под собой, то для её романизации и полного умиротворения опять же потребуются деньги, деньги и ещё раз деньги, которые ни за что даже не покроются, а казна будет нести одни убытки. Так что оставит Рим Германию, или отпустит — один хрен.

    Наряду с более эффективными оборонительными схемами

    Это какими же? Вал Адриана и тот прорывали неоднократно. Хотя он был короче протяжённости Эльбы и его проще было бы оборонять.

    наряду с более короткой границей

    Опять же, вспоминаем Адрианов Вал, который был намного короче Эльбы или Рейна. А построенные ещё во время походов Друза и Тиберия крепости на Рейне не больно-то потом помогли.

    Измененная Великая миграция на этой временной шкале будет состоять только из племен из-за Эльбы,

    Так из них и состояла. Бургунды, Саксы жили за Эльбой. Вандалы и Готы вообще за Одером. Последние кстати вытеснили римлян из Дакии и почему Германия должна стать исключением? Максимум в этой АИ не было бы Алеманов, которые по большой части состояли из германцев между Рейном и Эльбой. И уж на появление гуннов это точно никак не повлияло бы. Да и вообще, более восточная граница привела бы к тому, что Рим раньше бы ощутил на себе все прелести миграции.

  13. Император Флавий Антоний

    Ля, ну вылитый Рассел Кроу:)

  14. Что-то вы надолго пропали, коллега. Мне аж страшно стало. Хе-хе-хе!

    Очень интересная заварушка начинается. На мой взгляд, Клит — это Пердикка, первый, кто решил провозгласить себя прямым приемником Александра/Ясона. Ментор — Птолемей, который тихо сидел и собрал немало сил, которыми воспользовались потом его сын и внук. Интересно, кто же будет Селевком? Аишный Птолемей?

  15. Извиняюсь, коллега, я забыл: ваш Птолемей это не тот ли, что в РИ Птолемей I Сотер?

  16. Я не понял, а где 19 часть?

  17. Герои в начале, почему-то я не удивлён, негры. Готов поспорить на ящик вискаря, что оба представители сексуальных меньшинств, а женщина ещё и сильная и независимая. А ещё империя будет выглядеть воплощением всего плохого, против которого борются те, кто за всё хорошее. Ничего нового.

  18. Римские и проримские историки очерняют Набиса не меньше, чем западники Сталина.

  19. Император Гонорий II

    Вылитый Гай Юлий Цезарь Октавиан Август из сериала Рим 🙂

  20. В принципе, очень даже ничего. Однако если с Ольгой всё в порядке, то чем обусловлен выбор Владимира? Если отбросить всю эту ерундистику о выборе веры из Повести временных лет и посмотреть на всё это с экономической точки, зрения, то тут Византия вне конкуренции. Тенденции к крещению от Византии назрели задолго до 988 года

  21. Неизвестно, кто стоял за убийством — Святополк или Ярослав, убийство было выгодно им обоим.

    Отдельное уважение за то, что упомянули, что убийство Бориса и Глеба было выгодно не одному лишь Святополку. Хотя учитывая, что Борис, любимый киевлянами, сам велел им присягать Святополку, то, ИМХО, вообще не выгодно.
    Кстати, как насчёт других аспектов крещения от Запада? Учёба латинского, на котором тогда общались учёные и писались соответствующие книги? Строительство и искусство на Западный манер и т. д.?

  22. Уже бодрее ощущается прозападность католической Руси. Правда пока удивляет, что вместе с библейскими именами приходят по большей части греческие, чем западные имена. Но я думаю, это вопрос времени.

  23. Та-а-а-а-а-к, я себя уже начинаю ощущать первоклассником на линейке в честь 1 сентября. Пора бы автору побольше описывать не только внутрирусскую, но и внешнеполитическую ситуацию

  24. Иоанн, Карл, Филлип и, черт побери, Людовик! Коллега, вам не кажется, что такие именна более свойственно для другой страны, чем Англии?

  25. Очень хорошо. Только не понятно, чего это наследники Великих князей роднятся с вассалами? В РИ Ярослав Мудрый вовсю роднился через браки своих детей с европейскими монархами и знатными феодалами

  26. То есть мальчишка, который любил проводить время в праздности и гулянии, вместо того, чтобы защищать свои земли, да ещё и любил выпить, не просто разгромил несколько раз монголов, а самого Бурундая? Одного из самых талантливых полководцев Бату-хана?

    Если победу под Коломной можно с треском принять, то новые победы, после чудовищных потерь, которые описывал сам же уважаемый автор…Это что-то из ряда вон. И да, после такого отношения к вассалам, они должны сразу же взбунтоваться, как встанут на ноги

  27. У меня вопрос, в том мире греческий огонь есть или как?

  28. Надо же, Спартанская Империя не только дотянула до Второй Мировой, но и является до сих пор важным игроком, раз у неё такие крейсера. Очень интересная идея.

  29. Ну что же, давайте посмотрим, что мы имеем.

    Октябрь -1917 коммунистическая революция в России

    Коллега, термин «коммунистическая революция» крайне некорректный (я бы даже сказал, не культурный) с точки зрения исторической науки. Есть термин, «социалистическая революция» — переход к строительству социализма от капитализма или империализма. Если термин «коммунистическая революция» и станет корректен, то как переход от социализма к коммунизму, до чего России 1917 года как до Плутона пешком.

    Февраль — 1918 мир России с ЦД

    Насчет ЦД вроде не трудно догадаться, но всё же, по хорошему, следовало бы расшифровать. Но больше всего интересует, на каких условиях? На тех же, что в РИ или как?

    Ноябрь — 1918 конец ПМВ начало переговоров с Германией

    Июнь — 1919 Версальский мирный договор

    Аналогично с предыдущим.

    Февраль — 1919 создание Венгерской Коммунистической Республики

    Опять же, что это за «коммунистические республики»? Была Венгерская Советская Республика в РИ.

    Сентябрь 1920 начало аграрной реформы в СКР(России)

    И что она из себя представляла? Коллективизация, НЭП или может быть сельские кустарные предприятия, как в Китае Мао Цзэдуна?

    Июнь 1924 создание Единой Системы Интернационального Образования или (ЕСИО) (оно принято в СКР,ВКР,Монголии)

    Опять же, зачем, почему, для чего? Что она даёт?

    Май 1926 начало индустриального подъёма (в СКР)

    Я так понимаю, гражданской войны тут не случилось в России. Возникает вопрос, что именно её предотвратило? Как изменилась судьба здесь Чехословацкого Корпуса, если он не поднял мятеж? Что у нас там с Учредительным собранием? Про Брестский мир писал уже. Колчак, Корнилов, Деникин, — что их удержало от мятежа против советской власти?

    Октябрь 1927 подписание лондонского морского соглашения

    А почему так рано?

    Май 1929 создание НИИ 1 (атомная промышленность) НИИ 2 (ЕВМ — создание транзисторов 1937*и тонкопленочной феритовой памяти 1938*)НИИ 3 (реактивного движения)

    У нас тут индустриализация не успела начаться, а мы уже ядеркой и транзисторами балуемся? Ну ладно, пока что только разрабатываем. Скайнета нет и слава Богу.

    Октябрь 1929 поджог Рейхстага,обвинение коммунистов в поджоге , военный переворот установление в Германии военной хунты 1930*

    Очень интересна, а Баварская Советская республика у ас там есть? А то раз у нас нет гражданской и мы помогли устоять Венгерской СР, по карте Финляндию уберегли от интервенции, то чего нам мешало помочь баварцам?

    Июль 1930 создание NATO в него вошли —

    Франция, Италия, Германия,Британия, Чехия, Бельгия

    Вроде всё понятно, но почему именно НАТО? В РИ это значит Организация Северо-Атлантического договора. Туда и входили Западная Европа и Северная Америка, то есть материковые части в Северной Атлантики. А тут чисто Европейский и явно антикоммунистический союз. Что мешало его так и назвать?

    Апрель 1932 начало переформирования РККА по новым штатам и реформы армии , ВВС И флота.

    А детали каковы?

    По таймлайну вроде всё. Про технику судить не берусь, так как не моя это стихия.

    Вердикт таков: крайне скомкано и абстрактно. Краткость краткостью, но хоть в какие-то детали посвятить можно в конце концов? Не обязательно для этого расписываться 10 страниц. Написали бы, «Корнилов был убит при попытке бегства из австрийского плена» или выборы в Учредилочку отложили, хорошенько подготовились, дали поучаствовать Колчаку и разделили бы эсеров на левых и правых (в РИ они уже раскололись к тому моменту, но на выборах оставались едиными). Большевики подсуетились бы с агитацией и выиграли. И всё, кратко и более понятно. А то, что изобразили вы, уважаемый коллега, вызывает больше недоумения, чем интереса.

    Если вы только недавно занялись писательством и это одна из ваших первых работ, ничего страшного. Опыт — дело наживное и я вам желаю удачи. Но если у вас приличный послужной список, вы на других ресурсах порядочно так на расписывались и ваш уровень — это, то извините. Прогноз не утешительный

  30.  После падения Москвы со Сталиным происходит инсульт, в результате которого он погибает. В итоге СССР возглавляют Жуков, Берия и Молотов (кто какой пост занимает автор не уточняет) но ситуацию исправить они не в состоянии и в 1943 году СССР капитулирует. При этом лидерам СССР и остаткам РККА удаётся бежать в США.

    Ну захват Москвы и Кавказа с инсультом Сталина ещё туда сюда, но полная капитуляция, когда за Уралом Земли мерено-немерно, выглядит как-то странно. В книге Роберта Харриса «Фатерлянд» автор не стал так далеко заходить и у него после победы Третьего Рейха СССР вполне себе живёт и огрызается из-за Урала.

  31. Мда, не везёт Русинии на Владимиров

  32. Дожили, теперь у нас и японцы спонсировали революции. Кто дальше на очереди? Османы, которые тогда на ладан дышали? Может быть болгары, что в ПМВ сражались на стороне Германии?

  33. устанавливается военная диктатура во главе которой становится барон Врангель

    Интересно, а почему именно Врангель? Деникин что, свалил из России находясь на грани успеха? Или Петр Николаевич совершил невозможное, находясь на окраине пропасти? Как там поживает Колчак? Без него большевики раздавят добровольческую армию.
    Юденич, Краснов — эти господа захотят просто так отойти на второй план?

  34. Во-первых, с возвращением вас, коллега! Рад, что вы снова в строю и в действии!

    Альтернативка, конечно интересно начинается. Правда смутили некоторые вещи. Я думал, что Антипатра вызывали в Вавилон не для замены ушедших, а на суд и расправу. Не спроста же Александр говорил, что одна слеза матери перекрывает всё его жалобы, а затем чуть не проломил голову Кассандру, который поехал вместо отца.

    И да, очень интересая штука

    Всем казалось, что Филипп, как четверо его предшественников, в конечном итоге погибнет либо от придворных интриг

    Именно это в конечном итоге и случилось)

  35. В принципе, весьма интересно. Только вот я сильно глубоко сомневаюсь, что Египет Птолемеев, в том виде в котором он пребывал к моменту упадка, без денежной помощи и покровительства Рима, так взлетит.

  36. Война Четвёртой коалиции (в которую входила и Россия) 1806-1087 гг.

  37. Что-то я очень сильно сомневаюсь в поражении тандема Россия-Германия во Второй Мировой войне. А что до возможности его существования, уже сказал коллега @stalingradec

  38. Ирония альтернативной истории)

  39. Впринципе, об этом можно было догадаться, учитывая что для похода в Карфаген, Спартак использовал египетские, но не финикийские суды. Уж такая у меня привычка: не раскрывать все карты сразу, а оставлять намёки

  40. Это вряд ли. Почти все побережье Средиземноморья под контролем империи. Соперников на море нет, пиратских государств как в 1 в до н.э. тоже. Таможенные границы практически отсутствуют, и контрабандисты не нужны.

    Все верно, но не стоит сбрасывать со счетовначавшуюся гражданскую войну (которая не обещает быть последней). Тоже какой-никакой двигатель прогресса

  41. Ну почему же не смогут? Римляне же объединились после кризиса 3 века. А у них там вылезли всякие Галльская Империя и Пальмирское царство

  42. Я так понимаю произошёл раздел на Западную и Восточную империи.

    Не совсем. Произошёл раздел сфер ответственности. Спартой, в отличии от Рима, в этой АИ управляли два царя уже давно. Просто если раньше они осуществляли совместное управление за счёт согласованности, то теперь, за счёт раздел территориальной ответственности.

    Неужели в таком отличном мире Рим как город так же бы взлетел? Неужели у него такое уж удачное местоположение

    Рим здесь взлетел за счёт того, чего и в РИ — своих военных подвигов. Правда в этой АИ он обломал зубы об спартанцев, которые прониклись уважением к городу, который в одиночку почти захватил всю Италию. Да и Агиадам нужна была своя «Персия». Обо всём это я писал в главе «Прорубание окна на Запад».

    И до что там у нас с промышленной революцией. Помнится мы уже стоим на её пороге.

    Он идёт полным ходом. Мануфактуры, которые в РИ появились в XIV веке, флот оснащён пушками Архимеда. А для массового произвлдства последних надо ой как много. Правда тут есть несколько оговорок. Спартанское государство у нас откровенно милитаризское, а значит все самые лучшие плюшки — армии и всему, что её поддерживает и обпеспечивает в плане вооружения и оснощения. Ткацкие и глинянопосудные мануфактуры вряд ли уйдут далеко в технологическом оснащении. Ну и наконец, не стоит сбрасывать со счетов ещё кое-какие факторы, начиная от начавшейся гражданской войны и заканчивая Великим переселениме народов (с заморозками, упадком урожайности и прочими прелестями), которое продлиться аж до 8 века. Прорыв в промышленности есть, и он очевиден, но полёта в космос в 5 веке не предвидится.

  43. А, ну этот момент я действительно упустил

  44. Я имел ввиду статус чисто сырьевой колонии, где ичего культурного сверх крайне необходимого

  45. Очень интересный взгляд на мой мир. Люблю такие длинные и мудрые комментарии. Правда у меня возникли вопросы.

    Где это я писал о быстрой ассимиляции этрусков и умбров?

    В общем по языку иберо-кельты и галлы были ближе к италикам а не к грекам. И как это повлияет на распространение культуры затрудняюсь сказать

    Верно. И потребуется немало времени, что бы эллинская культура там как-то устроилась. Но что-то мне подсказывает, что будет как с Египтом в Римской Империи: из духовного и культурного центра он превратился в обычного поставщика хлеба. Да ещё и приходящим в упадок. Правда Галлия и Дальняя Испания не такие еж и развитые регионы, каким был Египет в РИ

  46. Это расцвет не самой державы, а только эпохи. А она не одна тут будет

    Во 2-3 веке моря уже будут бороздить броненосцы

    Для этого нужен не только паровой двигатель, но и технологии по обработке и выплавке металлов, которых сейчас нет и неизвестно, привидятся ли? Ну допустим будут, но ведь нужны и производственные мощности.

    а в веке 4-5 можно будет отправить человека в космос?

    Это время заморозков, неурожая и, конечно же, Великого переселения народов. Тут не до космоса. Тут живыми надо остаться, с чем Западная Римская Империя не справилась.

    А вообще у рабовладельческих, феодальных и даже капиталистических государств есть только один способ развития — экстенсивный, то есть в ширь, а не вглубь. А возможности расширения и удержания отнюдь не бесконечны.

  47. Сентябрь — не самый загруженный месяц. Хуже будет в ноябре. А уж во время сессии точно новый частей не будет

  48. Текст, сам по себе, не плох. Что сразу бросается в глаза, так это краткость и быстрые развитие сюжета. Либо это ваш стиль, либо нехватка опыта. Первое ни в коем случае не плохо. У каждого автора свой уникльный и неповторимый стиль. Второе тоже не беда. Мои фанфики в группах ВК, с которых я начинал свою писательскую (но не историческую) деятельность, были просто «шедевром» абстракционизма

  49. Добавлю, что у многих эллинов сложилось мнение, что спартиатов легко побить

    Да, действительно. Забыл упомянуть эту деталь

  50. Правда, самим спартиатам оно не особенно и нужно

    Естественно. Я же написал, что Клеомен III не смог избавиться от старого предрассудка, что государство должно владеть всем и вся.

    Черт с ней, с экономикой, можно просто следить за замечательными перипетиями бесконечной войны

    Этому уже пришёл конец. Я писал в конце, что спартанцы шли на войну через «не могу» в конце правления Аякса. Им уже охота пожинать плоды своих побед. К тому же, взбунтовавшись против Аякса, они взбунтовались против старых устройств, что государство должно получать самые жирные сливки, а им, как вы правильно выразились, кости. Так что, как минимум, одна из последующих глав будет побольше об экономике и послаблениях. Там уже будут тонкости рекрутчины, владения кучей разбросанных земель, которые вас так интересовали.

    Но позвольте, где брать новых спартиатов по мере выбытия последних из строя из-за боевых и санитарных потерь, и просто по дряхлости!? И как может продолжиться самовоспроизводство спартанцев, если Штирлиц двадцать восемь лет уже не был на Родине.

    Есть три способа сделать что-либо: правильный, неправильный и солдатский. Какой выбрал Аякс, надеюсь, понятно? Он сделал ставку на дарования гражданств за заслуги в промышленных масштабах, а не на естественное размножение.

    Кстати, жёны спартиатов за это время явно изголодались и нарожали кучу детей вне браков. Такое уже было во время Первой или Второй Мессенской войны. Эти, так называемые, дети дев, не получили полных гражданских прав. Обидевшись, они ушли из Спарты и основали город Тарас. Но, повторюсь, спартанцы взбунтовались против некоторых старых порядков и, я уверен, с пониманием отнесутся к своим жёнам и дочерям. Так что в этот раз, думаю, с детьми дев и внебрачными отпрысками всё будет нормально

  51. А если сидонский бизнесмен решит не делиться прибылью и просто заберет себе всю выручку от продажи товаров и земли, то ему даже не нужно сбегать в Карфаген. Спартиат же не побежит жаловаться губернатору на сообщника. Или все теневики работают в колониях?

    Хотел бы я увидеть чёрного бизнесмена, который бы пожаловался, что его партнёр кинул, губернатору или президенту. Не побежит в Карфаген. Тогда его найдут мёртвым или вообще не найдут.

    В первых случаях никакого влияния мелкие жулики на жизнь империи не оказывают. Это просто аналоги барыг в СССР

    Спартанцы — это не мелкие торговцы джинсами и магнитофонами. Это те, в руках у кого после 91 окажется вся страна.

    То ли организованная преступность в масштабе Империи, в которой замешаны все до единого «губернаторы», (все термины далее в кавычках) мэры, министры, командующие округами, особисты, налоговики, фээсбэшники и т.п., получающие свой гефешт, и каким-то образом сумевшие потратить незаконно нажитые средства.

    В кое-то веки вы подобрались близко к моему замыслу. Я очень этому рад ? .

    А поймают эфоровцы, дык нас просто понизят в должности и заставят купить за свой счет броневик. Вот и все наказание. А вас… ну сами понимаете, что ожидает преступников.

    А крышу, пути отступления и уничтожение следов, по вашим, не обеспечены? Как-то сомнительно для тёмного бизнеса.

    Как вообще можно вкладывать семейные сокровища в покупку земли на чужое имя, если чужак вам не родственник и не вольноотпущенник!? 

    Во-первых, так как общество довольно военизированное и государство при каждом правителе воюет. Значит первичные связи — это сослуживцы. Причём греки. Ну вы поняли.

    Во-вторых, долговое рабство никто не отменял. Если спасти человека от этой участи, выплатив его долги, то он по гроб будет обязан. Да и банальный шантаж с компроматом никто не отменял.

    Кстати о родственниках, вы не забыли, что Александр I разрешил жениться на не спартанках? Более того, я в этой же главе, под которой мы с вами сейчас общаемся, я упоминал о возобновлении традиции массового дарования гражданства. А у таких знакомства и связи из прошлой жизни должны остаться.

    Да и мало какие ещё способы они придумают?

    Спартиат погиб на войне, его сообщник-купец умер, наследство последнего поделили племянники, которые знать не знают о преступной сделке. Договора на пергаменте нет, свидетелей нет. Это как-то несерьезно.

    А завещания? А семейный бизнес, в котором вся семья — участники?

    Спарта завоевала весь цивилизованный мир, плюс часть варварского, спартиаты насмотрелись на роскошную жизнь покоренных… и не видят смысла устраивать новые походы. Десять-пятнадцать тысяч пентаклеров прекрасно можно купить в Египте, Апулии, Лукании, на Сицилии и в Тавриде.

    Вы с нетерпением ждёте «Золотого века спартанской шляхты»? В принципе, оно и неудивительно. После всего, что было спартанцы и сами уже вон из шкуры лезут.

  52. Как я понимаю, в случае войны призывать будет особо некого. Все уже на службе

    Будет. Эллинов. Спартанцы уже укрепились в роли господ.

     не могут официально покупать землю,

    Странное утверждение под этой главой

    у них нет верных вольноотпущенников и почти нет бедных родственников — неграждан, на кого они могут оформить сделку. На фиктивною же сделку, нарушающую закон Спарты, согласятся лишь проходимцы и мошенники.

    Работа в бюрократическом аппарате и на должности наместников не приносит нужных знакомств и связей? Взимание пошлин не выводит на греческих купцов и других дельцов?

    А вообще, детали обеих партий знати я вынес в другую главу. Правда, стоит мне признать, зря я взял на вооружение их названия, так как заимствовал лишь некоторые второстепенные черты, а не все. Как думаете, стоит здесь поменять их на более действительные?

    И в Античности, и в Средневековье, торгово-ремесленная знать, едва возникнув, сразу захватывала власть в своем городе.

    Если расположение обоих царей не захват власти, то что?

    лишь горстка подпольных цеховиков и деляг, ведущих дела исключительно с отчаянными авантюристами, нечистыми на руку, и не 

    Про нечистых на руку авантюристов я уже писал. Так что вопрос о влиянии на полисы решён.

    Не удивительно, что цари напрочь игнорировали их интересы, кинув лишь небольшую кость

    Кажется вы что-то говорили об отдалении правителя от народа

  53. Трудно чувствовать себя властителями, когда подчиненные народы купаются в роскоши, а ты должен питаться вареным мясом, словно варвар, а медовые лепешки отдавать илотам.

    Опять же вспоминаем РИ, в которой илоты и периэки были богаче и зажиточнее своих господ. А спартанцы, в свою очередь, очень не любили что-то менять в их устоявшейся жизни.

    Странный вопрос. Когда интересы граждан и союзников кардинально расходятся

    Ничего странного не вижу. Разойтись интересы здесь могут только в том случае, если спартанцы угомонятся или зайдут слишком далеко, как это произошло с Александром Македонским или монголами. Только тогда они уже станут бесполезными для союзников.

    Любой мелкий купчик или отслуживший наемник смогут позволить себе куда больше. Тут уж разговорами о доблести, чести и энтузиазме не отделаешься.

    Истину глаголете, только до этого ещё надо созреть. А по спартанским меркам ещё рано. Снова повторюсь, у них илоты и периэки были богаче, а сами спартиаты не любили менять устоявшиеся порядки без крайней нужды.

    Я, кстати, не спроста Монгольскую империю упомянул. Монголы подмяли под себя полмира, да только что с этого поимели? Всё награбленное добро пропивалось, проедалось, уходило на красивую одежду и прочее ля-ля. Это вполне себе естественно. Вчерашний охотник-пастух не может стать банкиром/инвестором/вкладчиком. Лишь потом монголы опомнились и решили, что они должны что-то получать со своего статуса «властелинов мира». Однако маховик раздробленности уже закрутился. Кстати мотивация к завоеваниям, которая, как я погляжу, не даёт вам покоя, тоже оттуда. У простых монголов/спартанцев — это сильная дисциплинированность общества. У верхушки же завещание Чингисхана завоевать всё до последнего моря или честолюбие царей (престиж заботливого владыки для Агиса и властные амбиции для Леонида).

    ДАЛЬШЕ СПОЙЛЕРЫ

    Нет, я не собираюсь создавать из Спартанской Державы полный аналог Монгольской империи. Иначе было бы ради чего огород городить. Но я принципиально не могу вот прямо сейчас сделать из спартанцев, которые кроме войны и землевладения ничего не знали и не хотели знать, сделать в один миг дельцов финансистов. Это будет откровенное натягивание совы на глобус. Для этого им надо сперва как следует навоеваться так, чтобы тошнило потом от одной мысли о войне. Потом прозреть, увидеть «кому на Руси жить хорошо». Потом они должны поцапаться с другими эллинами за плоды побед, набить шишек и только потом уже быть монополистами ( или, по крайне мере, завладеть большей частью) земли, ремёсел, торговли ну и чего там ещё было в античности

  54. Самим спартиатам нет дела до пиратов и набегов галлов на северную Италию.

    Дело есть престижное. Если ты не можешь защитить свои владения, то что же ты за властитель? К тому же в РИ италийские союзники страдали от пиратов и галлов больше, чем римляне

    предел мечты для них покушать вместо отвратительной черной похлебки жареное мясо с приправами

    Пресловутую чёрную похлёбку давали в основном детям, что бы они уже тогда привыкали к суровой жизни. Но это так, к слову.

    В АИ от завоевания обогащаются только союзники.

    В каком смысле обогащаются только союзники? То что они могут торговать и вкладывать? И что с того? К тому же вы на всё смотрите через призму «официоза». У римлян тоже были законы что-то вроде против роскоши или что-то другое в том же роде. Но потом это стало пустой условностью, где-то уже во время Гражданских войн. Да и произвол правящий верхушки никто не отменял.

    Конечно, вы правы, что спартанцы получают мало плюшек от завоеваний. Но опять же, повторюсь, всякому овощу своё время. Для примера, российские дворяне обросли вольностями и привилегиями при Екатерине II. А при Иване Грозном, опорой которого они были, их иначе как бесправными нищебродами назвать было нельзя.

    Коллега, данный аргумент совершенно несостоятелен.

    Ну почему же? Спартанцы при строительстве империи, как я уже упоминал, отталкиваются от персидского образца. Они не пытаются уничтожить провинциальную знать. Они пытаются с ней договориться и только потом уже теснят. Лишать земли местное население спартиаты также не торопятся. Сначала им надо укрепиться. К тому же союзников с наёмниками также надо благодарить, а земля в то время одна из лучших форм награды.

    Полагаю, что даже пятидесяти тысяч граждан будет недостаточно

    А на кой пёс они нужны, позвольте спросить? Объясните мне пожалуйста, зачем огромное число граждан, если есть союзники и наёмники, которые, как вы утверждаете, больше заинтересованы чем сами спартиаты?

    Это значит, что в Спартанской империи самим спартиатам нет места в промышленности и финансах.

    Вы наверное удивитесь, но такое государство существовало в РИ. Монголы в своей же собственной монгольской империи не занимались ничем, кроме войны и просиживания штанов в Курултае. Бюрократический аппарат, распределявший налоги и обдиравший самих же монголов, состоял из китайцев.

    Хотя стоит отметить, что из-за этого Монгольская империя и просуществовала так мало. Даже фраза появилась: «Сидя на коне можно создать империю, но управлять ей нельзя». Но это я так, опять к слову.

    А вот что до моих АИшных спартанцев [spoiler title=»то с ними, по моему замыслу должно произойти следующее: навоеваться как следует, завоевать кучу земель, награбить кучу бабла, и только потом обратить внимание на обогатившихся союзников и понять, что надо бы поиметь выгоду со своего положения и трудов. Это, на мой взгляд, очень даже реалистично и исторично. Спартанцы в плане общественного устройство были крайне консервативны и неохотно что-то ч нём меняли. А в то же время их илоты и периэки были богаче своих господ.»] [/spoiler]

    P.S. Кстати, вы верно заметили, что выгоду в первую очередь из спартиатов получают цари и отнюдь не материальную. В следующих двух главах я подробнее раскрою эту тему.

  55. Весьма умные мысли излагаете, коллега. Однако смею дать вам совет, приглядывайтесь к мелочам. Сейчас объясню, о чём я.

    пока не видно, что должно простимулировать спартиатов раздвигать границы империи

    Тут всё очень просто. Предальпийская (Цизальпийская) Галлия была захвачена с целью прекращения набегов на северные владения в Италии. Иллирия была покорена, дабы покончить с пиратами в водах Адриатики. Об я этом я писал в самой главе. Спойлер: по этим же причинам они был покорены римлянами в РИ. Правда Иллирию они не стали сразу делать провинцией, так как не были заинтересованы тогда в Балканах. Спартанцы — другое дело. Для них Балканы — это вотчина. Плюс Иллирию — единственная сухопутная связь с италийскими владениями. Поэтому в неё Спарта вцепилась как следует. Что же до Леонидовской (Нарбонской) Галлии, то я прямо не писал, но открыто намекнул, что Леонид II завоевал её для поднятия авторитета и популярности своего рода с последующей властью, которой Еврипонтидам придётся делиться, так как спартиаты уважают военных героев. Но в качестве предлога использовал «помощь союзнику». Ничего не напоминает? Именно с такими мотивами и поводом Гай Юлий Цезарь полез в Галлию.

    Войны с целью материальной выгода (ресурсы, торговые пути) вопрос времени. Но вот за что спартанцы точно не будут воевать, так это для получения рабов. У них илоты размножаются будь здоров. Аж девать некуда. Однако у них может быть альтернативная причина — земля, которой должен владеть каждый гражданин. Но об позже.

    Раздача гражданство – редкое исключение, а не правило. Но с моей точки зрения регулярно предлагать гражданство самым достойным из числа союзников и наемников было бы вполне логично: за долгую верную службу, за подвиги, за успехи в гражданской службе, за победу в ежегодных состязаниях, и т.п. Сотня-другая человек в год – это не настолько много, чтобы потомственные спартиаты начали возмущаться, а приток свежей крови Спарте не помешает.

    Мудрое замечание, как и про численность римлян, позволившая им проводить столь широкую экспансию. Правда с тех пор, как римляне вышли за пределы Италии, их могущество держалось на союзниках, так как их самих было недостаточно для такой экспансии. Правда признавать их роль римляне не хотели и получили Союзническую войну. Так, это я отвлёкся. Спартанцы в моей АИ не даруют гражданство в промышленных масштабах. Признаю, но это вовсе не из-за возмущения старой гвардии. Каждый спартиат обязан владеть земельным наделом с илотами, клером. И если начать давать много гражданства, то никаких земель с илотами не напасёшься. Это их кардинально отличало от римлян, которые могли быть кем угодно: от нобиля, владевшего космическими землями, до люмпенов или, проще говоря, бомжей. Последние кстати служили велитами, лёгкими пехотинцами, которыми у спартанцев были илоты. Кстати, очень интересная мысль, насколько римлян будет больше чем спартанцев, если от числа первых отнять всех бомжей люмпенов и малоимущих? К слову, я уже писал ранее, что общество уже не столь замкнуто, супругам позволяется чаще видеться, а порицание холостяков и бездетных никто не отменял. К тому же Агис III уже столько гражданств надавал, что надолго хватило.

    Можно ли спартанцам покупать на трофейные деньги землю, в АИ не уточняется, или же я этот момент пропустил.

    Нет, не пропустили. Но пока нельзя.

    В отличие от прочих греков и римлян, вкладывание денег в ремесло, торговлю и ростовщичество у спартиатов в АИ по-прежнему остается под запретом. Подпольные миллионеры имеются, но их немного, а потратить заработанное им трудно.

    У спартанцев до недавнего времени под запретом была любая роскошь. После Пелопоннесской войны многим башню унесло от несметных богатств. Потом Агесилай II в моей АИ стал пытаться вставить им мозги на место своими реформами. В общем, им было всё это время не до инвестиций и ростовщичества. Те же ушлые граждане, что спохватились, как я уже писал, были определены в конницу. А на коня надо тратить немало средств. Но, как говориться, всякому овощу своё время. Запрет на роскошь отменили, и до этого руки дотянуться.

    пока сами они живут в сравнительной нищете

    Весьма резкое заявление, после

    Что же касается награбленных денег, то они так и лежат у спартиатов мертвым грузом!

    Просто они пока не могут пустить свои капиталы в оборот пока. Хотя, если вы не заметили, умеренную роскошь (правда на законодательном уровне у них не определена где его граница) никто уже не запрещает, а сами спартиаты могут уже обедать дома, то есть то кушанья, что позволяют капиталы. В добавок, повторюсь, что некоторые незаконно начали уже пускать деньги в оборот. Тенденции уже вовсю назревают.

  56. Честно говоря, нигде не встречал информацию тему, пресечения царской династии в Спарте. Насчёт того сколько должно быть царей, то спартанцы верили, что Еврипонтиды и Агиады — ветви одного рода Гераклидов, появившиеся от сыновей-близнецов царя Аристодема. Так что, вроде, можно было бы обойтись и с одной династией. Однако эфоры и геронты вряд ли такое допустили. Первые к тому же имели право сместить царя, если «нагадают» по звёздам, что Боги не благоволят ему. В теории, они таким же Макаром могли избрать и нового царя, в случае пресечения династии. Однако стоит отметить, что до того момента, когда разложение общества не достигло своего апогея, Спарта не знала пресечения родов. Во-первых, из-за порицания бездетных. Во-вторых, если мужчина не имел сына или младшего представителя своего рода, то он не имел права ходить в походы (опять же, в теории).

    Для сравнения, в Риме эпохи Принципата тоже инструкций на случай пресечения династии не существовало. Так как это не Речь Посполитая, где шляхта выбирала монарха и не Монгольская Империя со своим Курултаем, в Риме вспыхивала гражданская война, победитель в которой становился новым императором и основоположником новой династии.

    В Спарте в РИ ничего такого возникнуть не могло. Она в принципе не знала гражданских войн, а спартанские рода отличались от римских более сильной живучестью. Причины я писал выше

    Что до моей АИ, то так как Золотой век Еврипонтидов прошёл, без последствий пресечение чьего-либо рода пройти не может. Поскольку сейчас спартанцы ещё хранят верность традициям, с поправками на другие условия, слияние царских родов в один невозможен. Еврипонтиды и Агиады никогда не заключали династических браков. В добавок принадлежали к враждующим партиям (проперсидской и антиперсидской) и нередко враждовали между собой.

  57. Но в которой можно было бы, до поры до времени, успешно торговаться. А что до ловушек, он везде в ней был. В италии, куда рано или поздно пришли бы легионы, за Альпами он мог бы податься в земли кельтов, которые вряд ли встретили бы такую ораву переселенцев с распростёртыми объятиями

  58. И вся его государственная деятельность, если вы не заметили, сводилась к возвращению всего, что было при Александре, и продолжению его линии. При этом ничего нового особо не привнёс, тем самым не улучшил, но и не ухудшил систему брата. По проложенному пути всегда проще идти.

  59. Я бы предложил вам использовать такой инструмент как династическую унию

    У-у, это ходьба по тонкому льду. Александр в РИ столкнулся с серьёзным непониманием. Точно не знаю, но Селевка тоже наверное не поняли, когда он отказался разводиться с Апамой.
    В моей АИ я это тоже учёл. Агису III простили брак с Барисиной, потому что он не стал вести себя, как персидский шахиншах (в отличии от своего среднего сына), не мнил себя богом и вёл себя в повседневной жизни, как обычный спартанец.

    А греческое высокомерие и их презрение к персам никто не отменял. Если такое будет случаться часто, то у эллинов может возникнуть ощущение, что ими правят варвары и тогда полыхнёт будь здоров.

    А потом в Персии сформировать что то на подобии державы Селевкидов. Фактически протекторат но юридически независимое государство.

    Идея неплоха. Осталось дождаться пресечения Ахеменидов и победы в борьбе за их наследие. Только вот чтобы управлять такой огромной и многонациональной страной, как Держава Селевкидов, нужен сильный правитель. А такой ни за что не станет чьим-то протекторатам. Придётся спартанцам действовать как римлянам в Греции: поддерживать вражду между местными царьками/полисами, а затем, когда те окончательно выдохнуться, брать тёпленькими. Только шкуру убитого медведя много кто захочет себе присвоить. Придётся повоевать с теми же парфянами или индийцами.

    И ещё вы как то перестали уделять внимание кавалерии, которая через сотню другую лет должна стать катафрактариями

    Спартанцам нет смысла пока создавать катафрактов. Они появились на востоке как раз в противовес греческой фаланге и римским когортам. Римляне создали аналогичный род войск лишь для того, чтобы бороться с катафрактами. Не более. А сейчас у спартиатов нет ни той, ни другой проблемы. Так что смысл пока нет

  60. Мне кажется, что спартанцы строят не империю, а некую, причём очень рыхлую конфедерацию.

    Как и римляне, пока не вышли за пределы Италии. Самниты, этруски и остальные италики были не провинциалами, и даже не вассалами, а союзниками Рима. Никаких налогов не платили, выставляли свои контингенты, имели тех же союзников и врагов, что и Рим. Правда они нередко подвергались произволу риской знати, но после получения гражданства эта проблема была решена. А случившаяся до этого Союзническая война показала, что римская держава не такая уж и единая и надёжная, как кажется на первый взгляд.

    Причём это касается и заиталийской политики. Египет вошёл в орбиту Рима не при Октавиане, а после Птолемея IV. Помните момент из сериала Рим, где Цезарь говорит, что Египет — вассал Рима? Сериал конечно не очень историчный, но здесь была сказана правда. Только благодаря Риму Египет не стал сатрапией Селевкидов. То же самое и с греческими полисами. Ещё задолго до образования провинции Ахейя/Ахайя, римляне вовсю хозяйничали в Элладе и считали эту землю своей.

    Может пришло время спартанцам привести устройство империи хотя бы в соответствие с персидской?

    Так по ней всё и делается. Держава Ахеменидов не такое уж и унитарное государство, в отличии от Сасанидов. Местная знать и население пользовались большими правами и автономией. Естественно, это оборачивалось бедой, если на троне оказывался пассивный или слабый царь царей. Тогда вам и восстание сатрапов, и отделение Египта обеспечены.

    Спартанцы, из-за того, что страной правит, фактически, династия с персидской ориентацией, старается учитывать ошибки персов. Они и с местными считаются, и своё влияние пытаются усилить.

    Вы заметили, что в этой АИ стало с полисами? Они либо проспартанские, либо кастрированные (Фивы, Афины), либо пофигисты. Так и до создание царской стратегии Эллада не далеко.

    Коллега а в этом мире парфяне будут персов прессовать. И союз со Спартой не позволит ли Ахаменидам уцелеть?

    Не факт, уважаемый коллега. В возвышении Парфии огромную роль сыграли междоусобицы в Державе Селевкидов, которые к тому моменту там стали свято чтимой традицией. Парфию постигла та же участь: междоусобицы и гражданские войны настолько её истощили, что путь Сасанидам к политическому Олимпу был буквально ковровой дорожкой проложен. Если Ахемениды до такого же докатятся, то…Нет, союз со Спартой, которая без пяти минут гегемон Средиземноморья, — это огромный плюс. Но долго ли лакедемоняне будут терпеть такого слабого и неспокойного соседа? Сколько они будут позволять себе вливать силы и средства в эту чёрную дыру? Так что если Ахемениды докатятся до такого состояния, то их падение под натиском парфян неизбежно. Союз со Спартой сможет лишь оттягивать этот момент

  61. Агесилай позиционируется как великий знаток искусства управления и торговли. Уничтожать город с самой лучшей гаванью региона для него было бы немыслимо.

    Вы его спутали с Александром. Это он знаток. Агесилай лишь вернул всё как было при самом старшем брате. Чему он из этого мог научиться в агеле?

    Арабские скакуны, даже средневековые, а не современные, это явный анахронизм. Впечатление и на китайцев, и на греков произвели ферганские скакуны

    Вполне возможно. Только я не говорил, что это была именно арабские чистокровные скакуны. На Аравийском полуострове ещё во II тысячелетии до нашей эры были отличные лошади. Хотя насчёт реала Великого шёлкового пути вы правы. Именно ферганцы приглянулись китайцам. Только в РИ это произошло значительно позже

    Т.е. Агесилай чистил канал полвека.

    А где вы вычитали, что он начал чистить в 289? Кажется я об этом не заикался. В тех условиях, когда в стране снова был бунт, а казна после братца, любившего шиковать, явно не ломилась от избытка. Тут вовсе не до Канала Фараонов. А потом, если вы читали следующую главу, то он ещё вёл немало войн, которые тоже не были бесплатными.

  62. Да-да, вы правы. Я перепутал название, но лишком поздно заметил

  63. Я читал ,что евреи своими махинациями, с серебром в частности,сильно подорвали мощь Римский империи

    Звучит, как заговор масонов.) Честно говоря, не слыхал такого. Хотя подобных историй наслышан и отношусь к ним, как к хорошим шуткам.

    Что же до инфляции в Риме, она и правда серьёзно повлияла на экономику и, как следствие, могущество империи. Только вот евреи тут были не причём. Тут и без них было кому куролесить. В эпоху гражданских войн знать очень любила баловаться с фальшивомонетничеством, дабы нажиться. Но Гай Юлий Цезарь начал прикрывать эту лавочку, что стало ещё одной причиной его убийства.

    Затем при Нероне чеканщики монет, вполне себе легально, разбавляли серебро медью в монетах, чтобы пополнить оскудевшую казну и затормозить обесценивание серебра. Подобную политику продолжали и последующие императоры. Даже захват Траяном Дакии, с колоссальным запасом золота, не решил эти проблемы, так как все награбленные сокровища ушли на обустройства новых провинций.

    При Адриане, Антонине Пие и Марке Аврелии, отменивших многие налоги, порча монет только усилилась и стало видна не вооружённым глазом. Хотя ещё при Нероне, чтобы это понять, надо было постараться. Добавтье сюда ещё их траты на строительство, а также Маркоманскую войну. В итоге при Коммоде инфляция и обесценивание серебра разрослось о-го-го. И так далее по наклонной.

    В общем, обесценивание серебра и инфляция — всё это закономерности, без всякого вмешательства еврейских заговоров.

  64. Очень рад, что заметили

  65. Тарас был основанным не просто спартанцами, а аж целой кастой — детьми дев. То ли внебрачные, то ли дети от смешанных браков, родившиеся во время Первой Мессенской войны. Не получив полноты прав, они обиделись и ушли, а затем основали города в Южной Италии.

    К тому же Пирр, по Полибию, удивлялся, что

    по доброй воли не склонны были не защищаться, ни защищать кого бы то ни было, а желали отправить в бой его, чтобы самим остаться дома и не покидать своих бань и пирушек.

    То есть Тарас — антипод Спарте. И делать из них друзей это как-то…

  66.  В принципе законченная АИ. Но лучше продолжить.

    Естественно, это ещё только начало империи

    Что касается Востока, до думается до появления парфян там должна быть тишь да гладь

    Ну не скажите. В РИ ещё у Селевка I Никатора были проблемы с индийским правителем Чандрагуптой, которому он уступил часть земель за 500 слонов. Это видимо из-за того, что у него были проблемы по серьёзнее, в виде остальных диадохов. У Ахеменидов тут таких проблем нет, так что они свои земли будут отставить огнём и мечом.

    Я так понимаю Пирр в Эпире должен начать воду мутить

    Ему в 310 году до н. э. было 9 лет. Чего он там на мутит?)

  67. Народы-то примерно те же входили в империю

    Народы да, а правящая верхушка была другой.

    Если парфяне через пару-тройку сотен лет имели конных лучников в большом количестве, то почему их не могли иметь Ахемениды?

    Я сам не знаю, но наверное это связанно с природными условиями. Ведь персы тоже в прошлом были кочевникам, но их конница отличалась от парфянской. Даже больше, изобретатели конницы, как рода войск, ассирийцы до того, как осесть, тоже были кочевниками. Но учитывая, что в седле они сидели не очень уверенно, никаких конных лучников у них не было

  68. ваша АИ на уровне лучших работ коллеги Артура Праэтора.

    О, как это лестно. Стилистика коллеги Артура — моя самая любимая на сайте и её я от части заимствовал.

  69. В Сирии у Дария III дружков не было, так что думаю прокатило бы до определенного предела 🙂

    А их и не надо. и без них всё отлично может получиться. Когда Антиох III решил ограбить храм, дабы раздобыть денег для выплаты контрибуции римлянам, его местное население и прихлопнуло.

    грамотно использовать конницу, которой у персов было гораздо больше (и лошади у персов были лучше)

    Так-то оно так, да только вот у македонян была кое-что немало важное, которое хромало у персов. Когда в битве при Гавгамелах 3000 всадников Мазея прорвались через левый фланг Пармениона и что вы думаете они сделали? Помогли добить фланг? Зашли фаланге в тыл? Ничего подобного. Они бросились грабить лагерь с обозом. Дисциплинка-то с организованностью у персов хромали. Так что будь их хоть в сто раз больше македонян, а без дисциплины им далеко не уйти. Вернее не ускакать 🙂

    Конных лучников у македонцев и вовсе не было

    Что-то я не припомню, что-бы персы-ахемениды использовали этот род войск, как парфяне. Если у всадника есть лук, это не значить, что он конный лучник кочевого типа.

    При умном ведении войны персами Александр не дошел бы до Египта.

    С этим не поспоришь.

  70. Можете увидеть что я немного подкорректировал ваш пост в плане оформления

    Благодарю, а то я понятия не имею, как это делать

  71. Надо просто использовать тактику выжженной земли

    Чтобы использовать такую тактику, нужна полная поддержка населения, которое само с энтузиазмом уничтожало бы своё имущество, дабы оно не досталось врагу. Вы думаете, что жители Малой Азии, Сирии или, тем более, Вавилонии, которые открывали македонянам ворота без единого выстрела пошли бы на это? Кстати, самопровозглашенный после смерти Дария III Артаксеркс IV попытался применить эту тактику у себя в Бактрии. И что вы думаете? Его же дружки его и выдали Александру

  72. Если бы Клит знал, как Александр «отблагодарит» его за спасение, то так бы оно и вышло, наверное

  73. То есть это вполне реальная тема. Агесила мог бы отработать тактику использования тяжёлой кавалерии, которая в дальнейшем сделает его армию сильнейшей в ойкумене.

    Если подумать, то гетайры это и были гоплиты на конях. Они ведь носили панцирь льняной или бронзовый, вооружались они длинными копьями и мечами. Разница лишь в том, что они носили беотийские шлема, в которых было хорошо видно, и не имели гоплона(щита гоплитов), потому что он был достаточно большой и тяжелый, а с такой ношей, когда нет жесткого седла и стремян, легко можно упасть с коня.

  74. Люблю длинные тексты, написанные грамотным русским языком. Ну и интересные конечно.

    О, спасибо за столь лестную оценку.

    А вот какое-то седло с хорошей поддержкой спины Агесилай мог бы ввести. Агесилай мог бы создать некое подобие катафрактов, а точнее создать таких себе протокатафрактов, посадив часть гоплитов на коней.

    Тут вы чутка загнули. Появление гетайров (которые не имели крепких седел и не ломали пехоту в лоб) стало в то время настоящим прорывом в развитии конницы, а появление катафрактов с рогатыми седлами (чтобы крепко прижимались ноги к коню) это вообще революционный прогресс семимильными шагами будет. А вот указанные вами «протокатафрыкты», в виде гоплитов на конях, к тому времени вовсе не новинка: это уже проделали лидийцы, но не для прорыва строя пехоты, а чтобы отогнать назойливых скифов.

  75. О-хо-хо-х, вот это нежданчик ? ! Спасибо, очень интересно

  76. В эпоху Классической Греции возможно. На суше они друг дружку стоили. Но с появлением на арене македонян и римлян, спартанцы и, тем более, фиванцы, отошли на задние ряды

  77. Спасибо. А редактора нужно найти и договориться или как?

  78. Да, я перечитал статью и понял, что проморгал ответ на свой вопрос. Хотя с другой стороны, не понятно, почему грекам для этого потребовалась гражданская война, которые у них были нормой? Итальянцы в ходе Ренесанса вспомнили про античность и без них

Альтернативная История
Logo
Register New Account