Записи пользователя: Alexej
2
Мир после короткой ПМВ
8

Приветствую всех! Изначально данный текст замышлялся как своего рода подведение итогов моих предыдущих постов по теме "Вундерваффе по-русски или другая 1-я ...

1
ВУНДЕРВАФФЕ ПО-РУССКИ. Другая 1-я мировая. ЧАСТЬ 5. Победная.
8

Содержание: Задержался я с этой частью, извиняюсь. Пришлось перелопатить очень много материала, а главное, придумать как переломить ход позиционной войны ...

6
ВУНДЕРВАФФЕ ПО–РУССКИ. Другая Первая мировая. ЧАСТЬ 4. Окончание компании 1914 года.
12

Содержание: Положение с оружием и боеприпасами в Русской Императорской Армии в октябре – декабре 1914 года Этот раздел пишется специально для различного ...

4
ВУНДЕРВАФФЕ ПО-РУССКИ. Другая 1-я мировая. ЧАСТЬ 3. А тем временем в Галиции.
9

РИ действия сторон берутся, в первую очередь, по книге «Галицийская битва» А. Белого, «Стратегический очерк войны 1914 – 1918 г.г.» Ч.1 и 2 Составители Я. ...

8
ВУНДЕРВАФФЕ ПО-РУССКИ. Другая Первая мировая. ЧАСТЬ 2. Кампания 1914 года. Восточно-Прусская операция.
8

Содержание: Начало Не буду углубляться в предысторию, расстановку сил и прочее, упоминать первые стычки, носившие локальный характер, там пока всё как в ...

8
ВУНДЕРВАФФЕ ПО-РУССКИ. Другая Первая Мировая. Часть 1. Реформа системы стрелкового вооружения Русской Императорской армии накануне 1-й Мировой войны.
12

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Здравствуйте, господа. Не так давно, месяца два назад, я писал коммент к посту уважаемого Ансара по поводу перевооружения Русской армии ...

Просмотр всех комментариев от: Alexej
  1. Всем привет! Вот специально зарегистрировался, чтоб присоединиться к обсуждению. Тема уж больно интересная. Сначала немного РИ (для тех, кто не читал книги Фёдорова), чтоб было понятно почему всё вышло так, как вышло.
    Царские генералы и офицеры, увы. не обладали послезнанием. Поэтому на подведение итогов РЯВ у них ушло больше времени — порядка 2 лет или чуть больше. В ГАУ эти итоги выглядели так: необходим новый винтовочный патрон и новое основное оружие пехоты. Револьвер «Наган» сгодится как есть. А для «Максима» нужен новый станок и пули остроконечной формы. Патроны под новую пулю в1908 приняли, под них переделали патронники и на уже выпущенных винтовках. Других переделок в конструкцию трёхлинейки не вносили т.к. считалось, что она будет заменяться новой винтовкой, а для тыловиков и частей второго эшелона, если что — и так сойдёт.
    Тогда же начала работу патронная комиссия. Кроме «Арисак» испытывали и другие патроны уменьшенного калибра. Рассматривалось несколько вариантов: с пулей массой 7; 8 и 9 грамм, калибром 6; 6,5 и 7 мм., с различными навесками различных порохов. Работа была проделана ого-го, но к 1912 году так и не закончена. Комиссия, правда, забраковала пули 6 мм весом 7 и 8 гр. и 6.5 мм весом 7 гр.
    В 1908 г. был объявлен и открытый конкурс на разработку новой винтовки. Основные ТТЗ: винтовка «автоматическая» (читай самозарядная), магазин минимум на 10 патронов, штык отъёмный (допускался вариант вообще без штыка), масса не более 10 — 11 фунтов (русских, естественно), прицельная дальность стрельбы до 1000 шагов, под патрон уменьшенного калибра и мощности.
    Таким образом, Русская императорская армия должна была стать первой в мире оснащенной самозарядками в качестве основного оружия пехоты и решительно отказывалась от единого калибра. Однако, пока нового патрона не было, конструкторы пыхтели над ружбайками под стандартный русский патрон.
    Дальше события развивались так: 1911 г. подведение предварительных итогов конкурса, в полуфинал выходят 4 образца Фёдорова, Браунинга (прообраз будущего BARа), Токарева (родная бабушка «светки»), и Рощепея. Все с замечаниями отправляются на доработку. Прочим участникам конкурса говорят: «Всем спасибо, все свободны». В 1912 г. Фёдоров, имея доступ к материалам патронной комиссии, представляет доработанный образец своей самозарядки под патрон собственной же разработки 6,5х57, Токарев и Рощепей представляют доработанные образцы под стандартный трёхлинейный патрон. Браунинг нового образца не присылает.
    Три винтовки проходят полигонные испытания, образцы Токарева и Рощепея вновь отправляются на доработку (до начала ПМВ у них так и не получится создать удовлетворительный образец), а винтовку Фёдорова признают выдержавшей полигонные испытания и отправляют небольшую партию на войсковые испытания, которые проходят в конце 1912 — 1913 году. Отзывы различные. Обычная пехота: «Вау! хотим-хотим-хотим», гвардия : «Фу-у-у». Мнением гвардии манкируют. Заказывается партия винтовок и патронов для опытной эксплуатации. Но тут вдруг ни с того ни с сего случается война. Всё. Дальше все, в основном, в теме за автомат Фёдорова. Замечу лишь, что автомат появился от отчаяния и из-за острой нужды в ручных пулемётах.

    По РИ больше не буду, а об альтернативах в другой раз.

  2. В продолжение предыдущего.
    Думаю, не стоит сильно уклоняться от РИ-линии. НО! Представим, что ГАУ не устраивает шаманских танцев с бубнами в попытках выработать свой совершенно оригинальный новый русский патрон, а берёт за основу японский патрон «арисака». Эффективность его доказана? Вполне. Ну и не фиг… Конечно у «арисаки» есть недостаток — полуфланцевая гильза. Значит, гильзу переделываем. Или даже берём готовую от бельгийского 7,62х53, переобжав под 6,5 мм. И получаем новый патрон не в 12, а уже в 6-м году. И под этот патрон пусть «Мадсен» допиливает свой ручник. Опыт у них есть. Только ставить сразу условие: строить свой завод в России. Если отечественный бизнес в оружейное дело вкладываться не спешит, пусть хоть иностранцы подсуетятся. А пулемёту «Мадсен» до появления на свет «Льюиса» альтернативы действительно нет.

    По «Максимам» пусть всё идёт, как идёт и в 1910 г. получим тот самый пулемёт «Максима» на станке Соколова. Для позиционной войны самое оно. Не зря на Донбассе их сейчас пользуют вовсю, причём обе стороны.

    По короткостволу необходимость что-то менять достаточно сомнительна. Пистолетами войн не выигрывают. Тем более, что нормальной именно военной модели в то время ещё не появилось. Все образцы либо полицейско-гражданские (Браунинги), либо имеют кучу недостатков. А кому из господ офицеров нужен именно пистолет, пусть действительно сам покупает. На крайний случай, можно заказать тому же Браунингу разработку именно армейской модели. Он как раз работает сейчас над этим вопросом для армии США, так что наверняка получим что-то ну очень похожее на Кольт М1911, только под патрон 7,63х25 Маузер. Почему не 9 мм Люгер напишу ниже. (Впрочем, можем и Бердановский 42-й калибр взять, тогда пусть Браунинг и патрон разрабатывает. Совсем М1911 будет.)

    Трёхлинейку переделываем кардинально. Штык вообще долой. Ложе делаем удобнее. Меняем прицельные приспособления. Облегчаем, раз есть возможность. Загибаем книзу рукоять затвора. Стволы ставим только «образцовые». И выпускаем всё это очень малыми партиями, но обязательно с оптикой. Англо-бурская война уже со всей определённостью доказала необходимость иметь в армии подготовленных снайперов.

    Теперь по пистолетному патрону. Нам непременно нужен пистолет-карабин. И возможность его получить есть. Некий Луис Шмайссер сконструировал ещё году в 1910 (или чуть ранее) как раз такой самозарядный карабин под пистолетный патрон «Маузер». Это из него в 1915 г. «родит» его сын Хуго свой машинен пистоле МР-18. Конечно для генералов необходимость такого чудо-оружия до ПМВ весьма сомнительна. Но у нас есть возможность для манёвра. В 1908-м в ГАУ обратилось руководство Корпуса пограничной стражи с просьбой присоветовать какое-нибудь оружие с дальностью прицельной стрельбы шагов 300 и пулей которая не будет сохранять убойность на 3 версты. А то стрелять приходится в населённой местности и прецеденты ранений шальными пулями, как говорится, имеют место быть. Тогда им ничем не помогли, а у нас пусть просьбу запомнят и при случае лицензию то и прикупят. Ну а в армии этим карабином можно вооружить нестроевиков, а затем и экипажи броневиков, артиллеристов, связистов и т.д.
    Кроме того, не знаю кто и как делал «Наганы» в Риге, мне попадались только фото с клеймом ИТОЗа, но то, что стволы для ВСЕГО оружия России делал только ОДИН завод — Ижеский — это факт. Поэтому выбирать другой калибр, кроме трёхлинейного, и только для пистолетов, согласитесь, нерационально. Это ж будет уже 4-й.

    Про основное оружие пехоты позже и поразвёрнутие.

  3. Всем доброго времени суток. Вот, наконец, выкладываю пост про основное оружие пехоты для РИА. Отдельно потому, что вопрос это сложный, спорный и неоднозначный. Я вот, например, с решением тогдашнего ГАУ не согласен в корне. И про 2 калибра вместо единого трёхлинейного, и про самозарядку. Ну замахнулись, как мне кажется, их высокопревосходительства на неподъёмное. Самым правильным решением было бы принятие на вооружение второго ТРЁХЛИНЕЙНОГО патрона уменьшенной мощности с 8 граммовой пулей и безрантовой гильзой (ещё не промежуточный, но уже близко, похожие варианты тогда уже существовали) и разработка магазинного карабина под этот патрон как компиляция лучших мировых находок. Например, затвор по типу маузеровского, питание из отъёмных магазинов на 10 – 15 патронов, улучшенные прицельные приспособления, возможно откидной штык, а не отъёмный, с возможностью использовать его как моносошку и т.д. Вот такое перевооружение сыграло бы. И с экономической и с чисто практической точки зрения намного выгоднее. И раз уж всё равно нам переделывать патрон, пулемётный сразу делать помощнее (7,62х64 по типу спрингфилдовского). Получаем линейку из 4-х трёхлинейных патронов: 7,62х38R «Наган», 7,62х25 «Маузер», 7,62х48 (условно) карабинный и 7,62х64 (тоже условно) пулемётно-винтовочный. А мосинки – на склад, даже не заморачиваясь их модернизацией. Которые с расстрелянными стволами, продать частникам для переделки в гладкоствол охотничий. всё.

    Но мы договорились максимально близко следовать линии РИ. Увы нам:(. Пока что было только одно отступление – быстрое принятие на вооружение нового патрона 6,5 мм. Теперь делаем второе. При выработке ТТЗ комиссия приходит к выводу: патрон маломощный, прицельная дальность 1000 шагов, рукопашная более не считается основным видом боя, так нахрена козе баян (зачеркнуто) зачем делать полноразмерную винтовку? Карабин и только карабин. И солдату удобнее, и унификация оружия для всех родов войск. Этот пункт также вносится в ТТЗ. И в 1906-м параллельно с доведением патрона объявляется открытый конкурс на создание под него самозарядного карабина.

    И вот тут сразу возникает куча вопросов. А кто будет победителем в этом конкурсе? Фёдоров ли? А какую систему автоматики возьмёт за основу Браунинг? Ясно, что не «Виккерс-Бертье» 1908 г. А что там на конкурс ваяли Токарев, Рощепей и прочие? И если за Токарева и Рощепея можно кое-что в сети нарыть (но именно что «кое-что»), то за остальных участников конкурса вообще тишина, даже фамилии неизвестны. Раз где-то попадалась информашка, что вроде бы одним из участников был Карл Крнка, но насколько это достоверно – не знаю. Так что остаётся лишь фантазировать и строить версии. В общем, предлагаю один из возможных вариантов развития событий. Довольно оптимистичный, с победой Я. У. Рощепея. Как не прикидывал, но в любом другом варианте новую систему либо не успевают толком развернуть в производстве, либо с вариациями повторяется история отличной, в общем-то, винтовки СВТ-40 и в1915, когда кадровая армия выбита и по набору гребут уже всех подряд, вынужденно возобновляют производство «мосинки».
    Итак.
    Д. М. Браунинг берёт за основу свою же систему от пулемёта М1895 с газоотводной автоматикой и запиранием перекосом затвора, заменив качающийся рычаг на движущийся параллельно стволу поршень (как потом сделал «Марлин») и уменьшив вес до 5,5 кг (вполне реально, именно столько он и весил в первоначальном варианте). Первый вариант Браунинг подаёт на испытания уже в 1907 г.
    К. Крнка (пусть он будет 😉 ) делает карабин на основе автоматики с запиранием поворотом ствола при его коротком ходе по образу и подобию пистолета «Рот-Штайр» в разработке которого он участвовал. И тоже успевает к 1907 году.
    В. Г. Фёдоров, как и в РИ, свой карабин будет «выпиливать» три года, аж до 1909.
    В. Ф. Токарев в 1907 только подключится к конкурсу и первый образец представит в 1908 г.
    Остальных «неизвестных» просто сбрасываем со счетов. Проиграли в РИ проиграют и здесь.
    И тут на сцене появляется никому ранее неизвестный Я. У. Рощепей. Свою винтовку он по личному почину начал конструировать ещё в 1905 г. на основе трёхлинейки и сразу же уткнулся в проблему рантового патрона. Сама винтовка работала на основе автоматики с полусвободным затвором, обладала отличными эксплуатационными характеристиками, безотказностью в любых даже самых затруднённых условиях, т.е. не было сбоев, осечек по вине автоматики, случаев неизвлечения или разрыва гильз, а главное была простой по конструкции и понятной любому «пехотному Ване» с двумя классами церковно-приходской школы за плечами. Но вот незадача, Рощепею так и не удалось обеспечить надёжную подачу патронов из магазина. То есть то, что прекрасно работало на «мосинке», на самозарядке начало давать множественные задержки при стрельбе.

    Тут сделаю отступление. Е. Драгунов писал как-то, что при создании СВД самым трудным было создать надёжно работающий магазин. Как этот вопрос решили инженеры компании «Мадсен» не знаю, но Фёдоров в своих трёхлинейных винтовках и автоматах использовал именно мадсеновские магазины и всё было хорошо.

    Так вот, новый патрон стал для Рощепея настоящим подарком судьбы. И в 1907 г. (как в РИ) он тоже подаёт на испытания свой вариант карабина под новый патрон.
    Конструкции Крнка, Браунинга и Рощепея и становятся в 1907 главными претендентами на победу. Хотя все они имеют замечания, но если Рощепею нужно устранить лишь мелкие недочеты, то Браунингу надо обеспечить более надёжную экстракцию гильз (как раз с этим были проблемы у «Марлинов») и как-то облегчить своё ружжо, бо 5,5 кг несколько слишком. Ну а карабин Крнка заметно уступает первым двум системам по точности и кучности стрельбы, что и неудивительно для системы с подвижным стволом.
    1908 год. Новые испытания. Образец Токарева выбивает из дальнейшей борьбы Крнка, но тоже требует доводки. Фёдоров торопится и подаёт на испытания ещё довольно «сырой» образец. Браунинг решил проблему экстракции и облегчил конструкцию, но всё равно 4,9 кг это больше, чем требуется по условиям конкурса. Карабин Рощепея – однозначный фаворит. Сестрорецкий завод получает заказ на полтора десятка АКР (автоматический карабин Рощепея) для войсковых (полевых, как тогда говорили) испытаний.
    1909 год. Отзывы об АКР из воинских частей исключительно превосходные. Проходит последний тур испытаний. Большинство участников уже выбыли из борьбы. Оставшиеся образцы Токарева, Фёдорова и Браунинга сравнивают уже в первую очередь с карабином Рощепея. Тот однозначно выигрывает. Образцы Токарева и Фёдорова показывают примерно равные характеристики и однозначно проигрывают образцам Браунинга и Рощепея по точности и кучности, как системы с подвижным стволом. Образец Браунинга не уступает по этому показателю АКР, но проигрывает по сложности конструкции. К тому же он на фунт с лишком тяжелее. Тем не менее, комиссия принимает решение заказать фирме «Кольт» партию в 300 Браунингов для опытной эксплуатации в войсках. Изготовить такое же количество АКР получают отечественные оружейные заводы.
    1910 год. Опытная эксплуатация в войсках. Несколько взводов разных полков вооружают пополам АКР и АКБ. Потому что «Испытания, даже полигонные и полевые – это одно, а как оружие проявит себя в руках обычного солдата – это совсем другое».
    1911 год по результатам опытной эксплуатации окончательно принимается решение о принятии АКР в качестве основного оружия.
    Начинается серийное производство. План на 1911 год 300 тыс. шт. На 1912 – 1200 тысс шт. На 1913 – 1500 тыс. шт. И на 1914 – 900 тыс. шт. В 1914 перевооружение должно завершиться.

    Вот как-то так.

  4. Интереснейший таймлайн! Особенно понравилась часть про Скоропадского и Украинскую Державу. Пожалуй, таки да. Это — единственная возможность сохраниться в качестве пусть и полузависимого для украинского государства в то время. Не совсем понятны действия Муссолини в той альтернативной Италии, ну да ладно, я в итальянском вопросе не секу, так что пусть его. Но вот эта конкретно часть вызывает боольшие вопросы и некий внутренний протест.
    Если США в войну не вступили, каким образом Колчак оказался в этих самых США, а затем в Сибири? Логичнее предположить, что он разделит судьбу Гурко, т.е. сначала — Петропавловка, а затем принудительная высылка в Великобританию. Ладно, пусть бритты решили сослать адмирала в Сибирь с важным и ответственным поручением, на кого он там обопрётся? Чехословацкого корпуса нет. На каппелевцев и семёновцев? А может его всё-таки решат отправить на юга, для усиления именно там позиций Антанты? В любом случае в Сибири уже сильно альтернативная ГВ должна быть и с сильно другим результатом. Например (так, с ходу) Каппель при отступлении рванёт за собой кругобайкалку и хрен уже белых из Восточной Сибири и Приморья выковыряешь. И возникнет какая-нибудь ВСРР или ДВРР под японской крышей.
    Чехов нет в Сибири по той причине, что США в войну не вступили. Каким спрашивается образом переправлять их из Владика в Европу? Плюнули они на германские подлодки и потребовали прохода на Архангельск и Мурманск. Как-то так. Хотя, мож я чего-то не понимаю и перевезти более 40 тыс. чел. при оружии, при «обозе» и т.д.через Атлантический, Индийский и Тихий океаны для британского флота — как раз плюнуть. Вроде как мне помнится, Англии проще было снабжаться из Штатов, а не из своих колоний.

  5. Да, ещё один вопрос. А зачем чехам непременно ехать у штаты? Нехай едуть у Канаду. Всё-таки союзники, часть французской армии как-никак. В Канаде сильная французская диаспора. Вот все описанные проблемы и метания чехов разом снимаются. И тогда имеем вариант практически РИ, где ГВ прдолжается и адмирала прислоняют к стенке сильно позже.

  6. Доброго всем времени. Благодарю за оставленные комментарии. Попробую ответить, так сказать, оптом.
    1.Порох. Неужто без Менделеева не доведут?
    2. За основу взят патрон от Арисаки для ускорения процесса. Это отход от РИ. Если сравнивать с европейскими патронами 6,5 — они практически все мощнее. Ну за исключением 6,5х32 Манлихер-карабин.
    3. Если брать патрон с учетом единого основания под 7,62 и 6,5, то лучше уже тогда швейцарский 7,65 Рубина. Вот он, а не маузер, ближайший аналог русского трёхлинейного и по геометрии пули и по мощности. Я просто не хотел валить налаженное производство пулеметных патронов. Гильза под 6,5 патрон у меня взята как раз от Маузера. Бельгийского. Он же «Аргентинка». И тож для ускорения.
    4. Бесспорно, что потери от артогня были в разы больше, чем от стрелковки. Ну так и стрелковка какая была? Магазинки и два Максимки на батальон. Что у нас, что у немцев, что у французов и т.д. А я добавляю русским еще по 2 ручных пулемета на роту (!). Что в сочетании с самозарядными «ружжами» в разы и разы повысит плотность огня. И в начальный период войны, когда вражеска пехота ещё не отучилась ходить в атаку плотными цепями, держа равнение, а у РИА ещё не начались проблемы с боеприпасами может дать ей весьма существенный перевес. Сама идея альтернативы в том, чтобы попытаться быстро разгромить Германию и Австро-Венгрию за счёт победы в Восточной Пруссии. А от проблем со снабжением и прочим наша армия и так не убежит. Не смотря даже на новые оружейный и патронный заводы. Продолжение следует

  7. Интересно было сравнить. Вот тут еще много по пайкам и не только http://army.armor.kiev.ua/hist/index.shtml

  8. Отличнейшая статья. Большой и жирный +. Безусловно, сохранение нейтралитета было бы наилучшим вариантом, но
    а) отсидеться в стороне все-равно не дали бы, даже не будь договора с Францией;
    бе) паровозы нужно давить пока они еще чайники (эт я про Германию);
    в) не стоит упускать из виду патологическую ненависть некоего кайзера ко всем славянам вообще, которую он и сам признавал;
    г) планы войны с Россией начинал строить еще Мольтке-старший.
    Так что выступление на стороне Антанты, вообще-то, безальтернативно. И в Петербурге это прекрасно понимали все, кроме, пожалуй, Николая, как понимали и то, что ПОСЛЕ войны политические расклады могут измениться самым кардинальным образом, вплоть до того, что нынешние союзники станут вероятными противниками.
    А вот толкнуть Турцию, которая ну очень хотела в Антанту, в объятия Германии ради эфемерных фантазий о Константинополе и проливах — большей дури я и представить не могу. Согласитесь, прикольно могло получиться. Вопрос со свободным проходом через проливы решается автоматом. Болгария выключается из войны. Россия не теряет прямой связи с союзниками. Наконец, турецкие солдаты под командованием русских генералов гоняют австрияк по Галиции вместе с русской армией. Во альтернативочка! И все было пущено коту под хвост. Если кто интересуется первоисточником — в Википедию.
    Теперь одно единственное замечание. Насчет Галиции — чушь.
    Родина украинского национализма именно антирусской направленности — самая, что ни на есть, центральная Украина. Поинтересуйтесь хотя бы такими персоналиями, как Николай Михновский и Симон Петлюра. Вы удивитесь, но оба они из Полтавской губернии. Именно Полтавская и Черниговская (отчасти и Екатеринославская) губернии были главным оплотом украинских националистов в Российской империи. В Галичине национализм, безусловно тоже существовал, но до самого 1939 года носил он антипольскую и отчасти антиавстрийскую направленность.

    А если не по тексту самой статьи, то я, в отличие от Карла Маркса, в корне не согласен с мнением о положительной и прогрессивной роли империй.Империя, любая, это всегда насилие и зло. И непременно война.

  9. Блин, а я вот фамилиё своих прабабушек помню, даже помню как про отмену крепостного права (правда со слов своих родителей) рассказывали, а про атомную войну чёй-то не вспоминали. А несколько роликов первоисточника и мне не Ю-Тюбе попадались. Бред полнейший, а доказательства не выдерживают никакой критики. Хотя необъяснимого в истории хватает, но относится оно ко временам гораздо более древним.

  10. Тема старовата, но… Вообще-то все индоевропейские языки произошли от одного праязыка, если что. Поэтому все эти игры слов ничего не доказывают, если не подтверждаются другими фактами. А бывают еще и слова созвучные по чистой случайности. А то некоторые и русь от этрусков выводят. А что, самоназвание — рс (гласные пропускали)? После разгрома Трои поперлись, мол на Дон, точнее междуречье Дона и Волги, а потом вместе с готами и прочими «немцами» вернулись в Европу. Вон и на герб князя Святослава посмотрите — двузубец! Очень популярное было изображение у этрусков-руси с их культом быков. И замечательно объясняет неславянские имена прежних князей, и наличие сразу нескольких географических центров с русью связанных.

    И не могу не упомянуть древних укров. Таки да, БЫЛИ!!! Только жили у другого моря, у Балтийского. И полностью исчезли во время завоевания тех земель Тевтонским орденом, а те кто не исчез — ассимилировался до полного растворения. А еще от них произошли угры и огры. Как то так.

  11. Легко прошелся потому, что коротко. А если все разжевывать да еще со ссылками откуда что взялось, пост вырастет в разы. Тогда надо по каждой стране отдельный подробный обзор делать.

  12. По номерам:
    1.За отделение Чехословакии вообще-то были все. Против разделения остальных частей выступали. В реале это никак не помешало распаду АВИ, почему в альтернативе должно быть иначе?
    3.В немецких кораблях заинтересованы все. Англия смотрела, чтоб Франции поменьше досталось. Ибо нафиг ей новый конкурент на морях.
    2.Получили проливы и часть турецкой Армении. При поддержке как раз Британии и противодействии Франции.
    4.В Германии все с цепи сорвались ввиду отсутствия США, которые старались поумерить аппетиты Англии и особенно Франции. Здесь судьбу Германии решают только Англия, Франция, Россия. Мнение Сербии и Японии учитывается постольку-поскольку.
    5.Даже в РККА ухитрялись при демобилизации приныкать разные вальтеры-парабеллумы, а в РИА порядка поменьше было. Ну, пусть не приныкали, в магазинах что, берданок и мосинок мало? Поповок?
    Надеюсь я вас убедил. А почему в Германии все странно? По моему, все логично. Если правая идея не в чести, должна взять верх левая.

  13. Здравствуйте, СЕЖ
    Если вкратце, Русские войска под Берлином, франко-британские практически выдавили германцев из Бельгии, взяли Эльзас-Лотарингию и стоят на пороге Рейнской области. Немцы сражались до последнего, т.к. до октября 15-го не смотря на потери территорий, ничто не предвещало катастрофы. Там сыграл роль чисто природный фактор — сильнейший паводок на Одере просто смыл германские оборонительные линии, а русские сумели этим воспользоваться. А потом все посыпалось. По остальным пунктам позже.

  14. Ну, типа, смешно. Убийца был тот, кого на эту должность назначили. Есть такая профессия — стрелочник. Он за все и отвечает.

  15. Большевистское большинство в Думе? Скорее уж эсэровское, под лозунгом «Земля — крестьянам !» И с примкнувшими к ним меньшевиками. А дедушка Ленин и без Каплан не шибко дольше проживет, старенький он, больненький. Сталину с его статьями путь в думу вообще закрыт.

  16. Здравствуйте, коллега Артем
    Украинский национализм, именно антирусский, напомню, возник не в Галиции, как я уже писал в комментарии к Вашему посту. Еще раз рекомендую поинтересоваться персоналиями Михновского, Петлюры и их окружением. Родиной и сердцем укр. национализма были Полтавщина и Черниговщина.

    Хорваты с венграми переругаются непременно, но вот чтобы сразу? Под власть Карагеоргиевичей они не очень то рвались и пошли по безвыходности.

    Англо-Японский союз? Скорее всего прикажет долго жить. Япония отхватила германские колонии и начинает с интересом посматривать в сторону европейских. В случае стремительного «покраснения» Европы англо-саксы, в т.ч. и США, будут не заинтересованы выступать против России, поддерживая Японию. Ибо кто ж тогда примет на себя главный удар?

  17. Почитайте не у меня, почитайте у Маниковского. Там подробно расписано что было сделано, что планировалось и за какие шиши. У меня делается все то же самое, только несколько оперативнее.
    А вот это вот «План Иванова — «продолжать наступление с минимумом боеприпасов и отставшей тяжелой артой»» вообще полный бред. Процитирую сам себя:
    «…выход войск к Ратибору делает удобным снабжение как раз Юго-Зап. фронта по ж.д. через Варшаву и Ивангород. Кроме того австрийцы не удосужились сильно разрушить свои железные дорого и угнать весь подвижной состав.» А еще, по секрету, у Иванова куча австрийских трофеев. В реале на Ю-З фронте целые корпуса вооружали австрийским оружием. Даже производство боеприпасов у себя наладили. Например, патроны — на Петроградском патронном выделывали. Как то так

  18. Спасибо за помощь, коллега. Я б после Пикуля и Скобелева отвечать не стал. Прежде, чем критиковать, нужно хоть чуть-чуть войти в тему.

  19. Как в реале по штатам 1916 года два ручника на роту и два станкача на батальон, как оно и было в 1914. До мая 15 никто не считал. что нужно больше.

  20. Ну старушки с телефонами, это конечно да. Были и специально оставляемые агенты. НО. На авиаразведку Притвиц плевать хотел, кавалерия для разведки вообще не использовалась, а радиоразведка мирно дремала. Закончилась сия идиллия только с появлением Гинденбурга. И ерапланы залетали, и кавалерия зашевелилась, и проснувшиеся шифровальщики в два дня сломали русский шифр. Видать мощный пистон был 😉

  21. Ну, для разнообразия, я с Вами соглашусь. Поэтому альтернатива только в реформе стрелкового вооружения. На этом все завязано, и предпосылки были её осуществить вполне реальные. Все прочее идет, как шло. Ну почти так. Хочется проиграть сценарий по мотивам ув. Хомы Брута.

  22. Тут Вы полностью правы. Но, как я уже отмечал, я не задаюсь целью перестроить ВСЮ РИ. Без революции или иных каких серьёзных потрясений, способствующих просветлению мозгов — это уже не АИ, а ненаучная фантастика, и место ей в разделе «укурка». Или на худой конец «мегапопуданец».

  23. Ну вот опять, никогда не было и снова, я про Фому, а мне про Ерёму.
    1. Я не предлагаю 7,62х39. Он тогда действительно не очевиден.
    2. Мощность патрона оговаривается. Аналог винтовочного патрона Арисака.
    3. Русский трехлинейный патрон НИКУДА не исчезает. Его продолжают юзать только уже с остроконечной тяжелой (в отличие от РеИ) пулей. Не выбрасывать же 4,5 ляма уже готовых винтарей, да и как пулеметный для Максимок самое то.
    4. Для ручного огнестрельного оружия как раз и требуется дальнейшее уменьшение калибра и мощности патрона, что замечательно впервые ОБОСНОВАЛ еще Федоров, так что мне ничего обосновывать нет нужды.
    5. А вот Вы сами пробовали сделать из нашей чудесной трехлинейки хотя бы 20 выстрелов подряд? А если 50 или 100? А если еще и мощность патрона увеличить? Отдача не замучает в самом буквальном смысле этих слов?

  24. Увы, темой не владею.

  25. Енто да. Надеюсь в Ставке не идиоты сидят. А то я их планами пользуюсь.

  26. Вот и вскроют. Только все-равно раньше, чем через 3 недели подкреплений ждать не приходится.

  27. А шоб не сдавать ёго ворогу запросто так. Укрепления там ого-го. Брестская крепость лопнет от зависти. А Кёнигсберг для немцев — навроде Москвы для русских. Абыдна атдать, панымаш.

  28. Все правильно. ЧАСТЬ корпуса фон Белова. А другая часть, перекрывая потери в гарнизоне и поднимая, так сказать, моральный дух не дюже себя проявившего на полях сражений ландвера, в Кёнигсберге.

  29. 1. Ранненкампф неоднократно высказывал Хану свое «фе» действиями кавалерии, вот только поделать ничего с ним не мог — слишком высокие покровители. Вообще русский генералитет — тот еще гадючник.
    2. Разведка, что у Жилинского, что у Притвица вообще была поставлена из рук вон плохо. Но причина остановки 1-й армии другая. Усталость войск, большие потери и отставшие обозы.
    Германскую кав. дивизию в реале остановил маршевый, он же этапный батальон, вооруженный одними трехлинейками, вообще без пулеметной команды. Это у меня там 8 мадсенов завелось, а может и не 8, а всего пара, немцам хватит. Кстати, никто не мешает пулеметчикам залечь и стрелять с сошек. А может, вообще из войск первой линии отряд с пулеметной командой на перехват отправили, хотя это вряд ли. Бой то окончен, а немцам всяко больше часа понадобится на отход.

  30. Да вы, господа, всю РИ перестроить решили. Где столько альтернативно мыслящих людёв набрать? К таким переменам в той России никто готов не был. А вот к перевооружению вполне себе. Даже мосинка в 1891 г. принималась на вооружение как временная, пока не будет сконструирована удовлетворительно работающая самозарядка. О как! Поэтому мой вариант вполне реализуем без переворотов, попаданцев и коренной ломки существующей системы.
    Теперь по ценам. Завод Юза, металлургический, его наследники после конкретной модернизации выставили на продажу за 10,5 млн. рэ. До 1917 никто так и не купил. Видать дорого запросили. Постройка Юзовского азотного завода обошлась казне в 1,3 млн. руб. Бакинского нефтеперегонного в 700000.Сталелитейный и снарядный в станице Каменской — рекордные 49 млн. Вся программа строительства новых заводов в 1916 г. оценивалась в 655 млн. р. Или 260 млн. в ценах 1913 г. Если же посчитать, что «построил» я, то вместе с реально построенными заводами сумма не превысит 20 млн. Потом, во время войны, потребность в постройке заводов непременно вылезет. Так никто ж с этим и не спорит. Я ставлю себе одну задачу — не затянуть войну далее лета 1915 г.
    По автомобилям. В те времена завод производительностью 1000 автомобилей в год считался реальным автогигантом. 5000 супер-пупер-мега предприятие. И никаких конвейеров. Даже Генри Форд поставил свою Модель Т на конвейер только в1913 г. Отсюда высокие цены на автомобили. Каждый из них, фактически, «ручная работа». При большом заказе возможна и скидка процентов 10, вряд ли больше. Русское военное ведомство озаботилось проблемой автомобилизации армии. Искали и среди иностранных моделей, и среди отечественных. Первоые машины, более-менее устроившие военных, были грузовики Завода пожарных автомобилей Челышева и Гюнтера (но там много иностранных комплектующих) и РБВЗ. Дело было в 1912 году. И так, за 2 года нужно собрать 50000 автомобилей. По 25 000 в год. Т.е. требуется 5 мегазаводов. Но чтой-то меня берут сомнения, что правительство раскошелится на 250 млн., да пусть даже и на 200 млн. руб. в год на такую интенсивную программу автомобилизации. Тем более, что НИ В ОДНОЙ армии мира нет такого количества автомобилей. А это ж мы еще легковые не посчитали. Во французской армии в конце войны, в 1918 году было лишь порядка 20000 ВСЕХ автомобилей. Такие дела.
    По артиллерии рассуждения, конечно, интересные. Но это рассуждения с учетом послезнания. Мне же нужно без. А в реале ни в одной армии мира, кроме германской, тяжелой артиллерии внимания не уделялось. Война всем виделась скоротечной и маневренной. Маневренность же тяжелой артиллерии на гужевой тяге у меня, как и у русских генералов, вызывает боольшие сомнения. Особенно по осенней распутице. Готов допустить, что, насытив пехоту пулеметами, которые возьмут на себя часть функций полевой артиллерии, ГАУ уделит чуть больше внимания более крупным калибрам, но вряд ли сильно больше. Полевая же наша артиллерия превосходила германскую и количественно, и, что самое главное, качественно. Это отмечали все германские генералы. Еще бы каким то чудом увеличить предвоенный запас снарядов на ствол, дабы избежать кризиса весны-лета 1915 года.

  31. 1) Почитайте-ка Федорова и хотя бы пару оружейных сайтов посетите, сразу поймете нахрена уменьшать калибр и мощность патрона.
    2) Сходите на спиритический сеанс и разъясните свое видение офицерам ГАУ того времени, узнаете о себе много интересного.
    3) Съездите в США времен войны во Вьетнаме и разъясните им, что вместо 7,62 НАТО нужно срочно принять на вооружение .338 Лапуа Магнум, а не несчастный .223 Ремингтон. Узнаете ещё больше интересного.
    Апосля в глубокой печали «уббейтись ап стену»

  32. Немцы, конечно не идиоты. Я говорю об одном единственном эпизоде. Они отходят по дороге, верхом. Сзади русская пехота с пулеметами, пусть и далековато. А впереди русская кавалерия, шашки наголо навстречу летит. Это всего лишь эпизод, а не ключ к победе.

  33. А чем, собственно, Ранненкампф не устраивает? http://www.grwar.ru/library/PakhalukRennenkampf/PR_01.html http://www.grwar.ru/library/Rennenkampf/index.html
    А предположения они всегда спорны. Даже объективная реальность иной раз такие споры вызывает… Но вот на счет 17-го корп. — гарантированно. Немцы вымотаны и деморализованы. Макензен вступил в бой сходу, совершив ночной 30-километровый марш. Затем случилось жестокое побитие. Порядка 30% потерь в реале и около 50% в альтернативе. Беспорядочное отступление, переходящее в откровенное бегство, длящееся до 19 часов примерно. И с раннего утра новое отступление с висящими на плечах русскими. Поэтому, когда среди ночи начинается ураганный артобстрел силами 2-х корпусов, а потом добавляются еще и пулеметы, мысль в немецких головах может быть только одна: «Ну её нахрен ту войну, в плену оно поспокойнее, да и жить охота».

  34. Безусловно дешевле 50 000х10 000=500 000 000 рублей золотом. Это не считая денег, которые нужно вбухать в ПОСТРОЙКУ С НУЛЯ 5 — 6 автозаводов. А не подскажете мне какой там был бюджет Империи?

  35. Могут, но не приведут. В 4 части я постараюсь объяснить почему. А нехватка продовольствия возникла из-за того, что Жилинский разорвал контракт, заключенный Ранненкампфом и не обеспечил своевременных поставок. Но это сказалось уже во время отступления, а не в первую неделю. В случае же быстрого оставления немцами Восточной Пруссии появится и «местный ресурс». Всё с собой не утянут.

  36. 1) Вы о производстве азотной кислоты из чилийской селитры? Это не самая большая проблема. Альтернативить, так по крупному. Можно было:
    а) купить у норвежцев готовую технологию;
    б) допустить к производству частный капитал;
    в) году так в 9 — 10 пригласить В.Ф. Освальда и под его руководством построить уже к началу 1912 Юзовский завод.
    В реале до постройки Юзовского завода закупали норвежскую селитру вместо чилийской и как-то проблем особых не испытывали, кроме амфибиозной асфиксии.
    2) Калибр 6,5 мм желало отечественное ГАУ, а не я, если кто не понял с 18 раза, кроме того этот калибр не был преступлением для 1909 года, как не является он преступлением и сейчас. Этот калибр, кроме Японии был в Италии. Там он благополучно дожил до принятия единых НАТОвских стандартов. А также в Румынии, Дании, Швеции, Норвегии, Греции. Для того времени это было как раз шагом вперед. А насчет того, что «ниже 7 мм в межвоенный период никому в голову не приходил», так опять ошибочка вышла. В США при разработке самозарядной винтовки была попытка перейти на калибр 6,8. Пресечена по экономическим соображениям. В СССР в 38 году начались НИИ и ОКР по выработке нового патрона калибром (только не смеяться) 5,45 мм. Почему не закончили, надеюсь объяснять не нужно. Японцы, итальянцы, скандинавы от своих 6,5 отказываться тоже как-то не спешили. Правда япошки ввели для пулеметов еще калибры 7,7 бритиш и 7,92 дойч. Так они просто покупали лицензии на пулемет и даже не заморачивались переделать его на другой калибр. Лепили «как есть». Да и слабоват арисаковский в качестве патрона для станкача. Тут мы плавно подъезжаем к
    3) Бороться будем как в реале. Полевую артиллерию пока никто не отменил. Максимки под русский трехлинейный патрон тоже. Как и сам патрон. Правда в моей альтернативе он остаётся с тяжелой, хотя и остроконечной пулей. Крупнокалиберные пулеметы до конца 1916 г. — нонсенс и бред сивой кобылы в безлунную ночь. Для них просто нет целей.
    Ну а Пы Сы вообще в стиле ИМХО. Бездоказательно и не на чем не основано. Просто г-ну комментатору так захотелось. «Он так видит» тм.

  37. Вмешивайтесь, уважаемый Брут, Вам можно. В конце концов, я пытаюсь воплотить именно Вашу идею: быстрая победа Антанты без участия США, как следствие поражения Германии в Восточной Пруссии. Только вот обоснуйте, пожалуйста, мысль, что рубки не будет. Только не в стиле ИМХО. Я понимаю это так. Единственная кав. дивизия германцев отправилась разорять тылы 1-й армии, наткнулась на маршевый батальон (просто пополнения к русским шли), была бита (это к вопросу об огневой мощи, равной пехотному полку), видать не прихватили в этот раз лихие кавалеряки с собой в рейд ни тяжеленных Максимок, ни, тем более, артиллерию. Кав. дивизия быстро отступает верхом, чтоб русская пехота не увязалась следом. Отступает неподалеку от расположения Хана. Это все реал. Теперь альтернатива. В виду того, что бой с корп. Франсуа окончен, Хан приказ ПОЛУЧАЕТ (в реале его доставить не смогли) и верхом неожиданно атакует верховых же германцев, охватывая с флангов. Тремя дивизиями против одной вполне возможно. Чего ж еще бедным фрицам делать, кроме как, стреляя на ходу и размахивая шаблюками, пытаться прорваться через русский строй? Отступать им некуда. Так что рубка однозначно. Или Вы думаете, немцы срочно спешатся и начнут рыть окопы? Дык не успеют.

  38. А если корпуса Макензена НЕТ? От слова ВООБЩЕ. И корпуса Франсуа НЕТ. Там пленных поменьше, зато больше разбежавшихся. Во все стороны. И собрать их до кучи та еще задача. Корпус Белова стараниями Притвица в Кёнигсберге. ХХ корпус теми же стараниями на участке Мариенбург — Мариенверден. Теперь берем карту, например, из Вики «План отступления Притвица (20 августа)» (хорошая карта, крупномасштабная и все ж.д. ветки нарисованы) и смотрим возможность для маневра. Не забываем также, что в реалк, когда Гинденбург вечером 23 прибыл в штаб 8 армии план уже в черне был. Они с Людендорфом его лишь слегка подкорректировали. В альтернативе, когда Гинденбург приезжает вечером 24, такого плана нет. После разгрома двух корпусов там царит полнейшая растерянность. Значит что? Значит надо день (ну, или хотя бы ночь на 25-е потратить на его разработку. А что в это время русские? 24 утром 1-я армия возобновляет движение на запад, не отворачивая к северу. От пленных известно о приказе отходить на Мариенбург, а корпус Франсуа, направлявшийся к Кёнигсбергу, повторюсь, разбит. Поэтому русские ошибочно считают, что там, кроме гарнизона из ландвера, немцев нет. К вечеру 24 1-я армия должна быть примерно на полпути между Инстербургом и Велау на правом фланге и под Норденбургом на левом. А кавалерия должна уж проводить разведку в районе восточных полевых укреплений Кёнигсберга. Для выработки плана Гинденбургу необходимо знать расположение и направление движения русских армий. У фон Притвица служба разведки была поставлена как бы не хуже, чем у Жилинского. Получается, надо ждать утра и посылать ерапланы. Значит, день 25-го таки потерян. К вечеру 25 русские уже в Велау, Алленбурге и перехватили ж.д.ветки от Фридланда на восток и юг. 2-й АК, переданный 21 из 2-й армии в 1-ю, двигаясь на соединение, сбивает заслоны креп. Бойен в озеных дефиле и останавливается в Растенбурге. Так какая альтернатива отходу за Вислу? Учитывая, что в реале на переброску корпусов против 2-й армии потребовалось более 2-х суток, а значит на выбранном месте немецкие ХХ корпус и три дивизии 1-го резервного будут не раньше 28-го числа. За это время 1-я армия, заметим без боя, возьмет Фридланд, Эйлау, Бартенштейн, Бишофштейн и, возможно, Зеебург. Если судить по тому, как Самсонов действовал в реале, то, узнав от Жилинского об отступлении немцев на Мариенбург и разгроме двух их корпусов, он должен забрать еще круче к западу и 28 находиться основными силами в районе Лёбау — Танненберг. Там просматривается возможность удара во фланг и тыл 6-му, корпусу, но в связи с изменением направления, он должен теснее сойтись с 13-м, а на левом фланге нужно немцам еще два дня пешкодралить, если они не хотят встречного боя одним корпусом сразу с двумя русскими. Причем между двумя наличными немецкими корпусами образуется разрыв более 60 км. Внимание вопрос: а рискнет ли Гинденбург при таких раскладах вообще напасть на 2-ю армию? Особенно учитывая, что вот только на днях, русские, находясь в меньшинстве, фактически уполовинили его армию. Думаю, он согласится с мнением, что лучше выполнять план Шлиффена, как он и задумывался первоначально, а импровизации отложить до того времени, пока подойдут корпуса с Зап. фронта.

  39. Накануне войны в РИА имелось 37 корпусов и предполагалось сформировать еще 3 В полностью отмобилизованном корпусе было 32 батальона, сответственно, всего 4736 рот или 9472 пулемета, плюс 10% резерв. Округленно 10,5 тыс пулеметов. Посчитаем каждый пулемет по1,5 тыс рублей, что дороже тульского Максима (1370 р.), получаем 15 750 000 р. Дорого, но отнюдь не заоблачно. Вполне сопоставимо с ценой 4,6 млн. трехлинеек. Ну а все прочее уже во время войны, когда «все для фронта, все для победы»

  40. Я то думал вы за фрицев говорите, а русские, конечно, на телегах. Кобыла — это наше всё. Просто я исходил из таких соображений:
    1.Ранненкампфу «ставили на вид», что он не продолжил преследование, но он называл иные причины остановки, отнюдь не дефицит боеприпасов.
    2.Никто из офицеров-генералов 1-й армии никогда не жаловался на оный дефицит. На нехватку жратвы жаловались, но не на нехватку боепитания.
    Отсюда я делаю вывод, что уж на одни сутки боев патронов и снарядов точно хватило бы.

  41. Ну вот, опять 25, за рыбу гроши. Почитайте, пожалуйста мой ответ ув. коллеге Буллу. Там все это есть. И про выбор оружия, и про выбор калибра, а про порох так вообще подробно расписано. И кто сказал, что нет хим. производств на отечественном сырье? Ну почитайте, хотя бы Вику. 4 пороховых завода в стране, все, что характерно на отечественном сырье, а в 14-м, еще до начала войны пятый заложили.
    Далее. откуда взялась цифра в 5 млрд? Я так понимаю 2,4 млрд. просто удвоили. Но до войны кто об этом подумает? Генералы они навроде Вас, только без послезнания. Раз практическая скорострельность самозарядки вдвое выше, чем магазинки, то построим ка мы еще один патронный завод в Симбирске и будет он производительностью 840 мл. патронов в год. А три старых еще 600 млн. дадут и хорош балдеть. Понимаете, я пишу альтернативу не по принципу «я лучше знаю как лучше», а стараюсь максимально близко соответствовать реалу. Вношу одно изменение — быстрое принятие на вооружение нового патрона. Из этого следует, что и оружие под него сделали раньше, и перевооружиться как раз к началу войны успели. Как то так.

  42. Ну, мы подумали и я решил, что альтернативные генералы водятся исключительно в ГАУ. Там у них заповедник 😀 .

  43. Совершенно верно:

    «…не новое оружие стало причиной иного исхода операции, а иные принятые решения в несколько изменившейся ситуации. Но именно это оружие создало предпосылки для изменения ситуации и принятия соответствующих решений».
    По расходу боеприпасов см. мой ответ Ансару.

  44. Уважаемый Ансар. Осмелюсь напомнить, что в первой части русские генералы учли увеличившийся с переходом на автоматическое (РП Мадсен и самозарядки Рощепея) оружие расход патронов и построили новый завод по мощности превосходящий три уже существующих. Проблемы, как и в реале, ожидаются к концу сентября.
    Кавалерия Хана Нахичеванского как раз и участвовала накануне в пешем бою. А свое неучастие в Бою при Гумбинене он как раз мотивировал тем, что накануне расстреляли почти все боеприпасы, а пополниться своевременно не удалось. В данном случае у меня идет бой кавалерии против кавалерии. Классическая рубка.
    Первоначальный план Шлиффена действительно допускал потерю Вост. Пруссии. Но эта самая потеря привела к сильному изменению хода войны в Галиции, о чем будет сказано ниже.

  45. Ув. тов. Мао. В реале Ранненкамф первоначально отдал приказ преследовать противника, а затем под давлением командиров корпусов, дивизий и т.д. его отменил. Части вымотаны маршем и боями, тылы растянулись и поотстали много раненых. Здесь альтернатива в том, что русские потери несколько меньше, германские заметно выше, немцы явно деморализованы поражением, а русские вдохновлены убедительной победой. Ранненкампф приказ НЕ отменяет.

  46. Ну, это, конечно, авторский произвол. Хотя завод по выпуску Мадсенов у нас построен, и завод вполне себе коммерческий, так что думаю датчане будут активно пулеметную тему в РИА проталкивать. А если к двум станкачам на батальон добавить два ручника на роту, как раз столько пулеметов и получится.

  47. Возможности вполне себе учтены. Просто германские войска действуют согласно первоначальным приказам фон Притвица, отданным в реале.

  48. Вдогонку вчерашнего и в завершение пороховой темы. Цитата из Википедии:

    «Впервые пироксилиновый порох был получен во Франции П. Вьелем в 1884, баллиститный порох — в Швеции Альфредом Нобелем в 1888, кордитный порох — в Великобритании в конце XIX века. Примерно в то же время (1887—1891) в России Дмитрий Менделеев разработал пироколлодийный порох, а группа инженеров Охтинского порохового завода — пироксилиновый порох».

    У Менделеева там, вроде, с Охтинцами еще терки вышли. Они свой порох сделали раньше, а менделеевский считали лишь разновидностью своего. Так что специалистов порохового дела хватает. Тем более, что и проблема то чисто техническая — уменьшить размер пороховых зерен для ускорения сгорания порохового заряда. Никаких (ну почти) изменений в технологии производства или составе самого пороха.
    Вот характеристики патрона 1908 г.

    Характеристики порохового заряда
    Тип пороха бездымный, пироксилиновый
    Марка пороха Пл 10-12, ВЛ
    Масса порохового заряда, г 2,5…3,1
    Плотность заряжания, г/см3 0,805
    Максимальное давление пороховых газов, МПа 289,8
    Форма и размеры порохового зерна (Пл10-12) квадратная пластина
    длина сторон, мм 0,98…1,21
    толщина, мм 0,12…0,16
    Форма и размеры порохового зерна (ВЛ) трубка
    наружный диаметр, мм 0,65…0,80
    внутренний диаметр, мм 0,1…0,2
    длина, мм 2,0…23

    А вот патрона 1943 г.

    Тип пороха бездымный, пироксилиновый. Марка пороха ВУфл
    Масса порохового заряда, г 1,7…1,8
    Плотность заряжания, г/см3 0,8
    Максимальное давление пороховых газов, МПа 299,1
    Форма и размеры порохового зерна трубка
    наружный диаметр, мм 0,40…0,55
    внутренний диаметр, мм 0,10…0,15
    длина, мм 0,85…1,20

    Порох ВЛ и ВТ это уже к патрону 1908/30 года.

  49. Да я, в принципе, с Вами даже бы согласился. НО! Открываем Федорова и читаем какие требования выдвигали к новому оружию в ГАУ. Там даже есть пункт, что можно его ВООБЩЕ не оснащать штыком(!!!). От этих хотелок я и отталкиваюсь. Поелику нема у меня в альтернативе карманного попаданца, который всем может мозги вправить. С порохом, я уверен, чего-нибудь придумают. Не на одном Менделееве наша химическая наука держалась. На крайний случай можно технологию и купить, раз в местные умы веры нет.

  50. А это не третий. Я там писал, что пистолет-карабин состоит на вооружении лишь корпуса пограничной стражи. Генералам такой аппарат кажется ненужным. Пока. Просто задумка на будущее, на всякий случай.

  51. Ув. коллега Bull, С удовольствием сообщаю Вам, что «карабин — облегченная винтовка с укороченным стволом» (толковый словарь). Если Вас интересуют конкретные цифры, то 20,5 — 21 дюйм. И это не результат жуткого послезнания, а оптимальная длина, рекомендованная по результатам испытаний, проведенных с патроном арисака на стрелковом полигоне ГАУ в ТО время. И, к стати, если не секрет, откуда в Русской И-М-П-Е-Р-А-Т-О-Р-С-К-О-Й армии возьмутся СОВЕТСКИЕ солдаты??? 😮 Аккуратнее надо.

  52. Добрый день, ув. Назар. Я, конечно, стесняюсь спросить, но Вы внимательно читали? Если да, то где Вы нашли третий патрон? У меня их всего два: русский трехлинейныи и 6,5 мм. Всё. Не вводите, пожалуйста людей в заблуждение.

  53. Дык куды ж я поеду с ДНРки без пачпорту? :whew: Так что ремонт, ремонт и снова РЕМОНТ. Ладно, уважаемый коллега, уболтали. Попробую сваять чего-нибудь, отталкиваясь от материалов Хомы Брута. Там кажется просматривается реальный шанс реализовать огневое преимущество в ходе Восточно-Прусской операции.

  54. Благодарю за ответ. На счёт автоматической (самозарядной) винтовки я тоже писал, что на мой взгляд это лишнее. Но такие были хотелки у ГАУ в РИ, и именно под патрон уменьшенного калибра и мощности. Неотъёмный магазин — да на здоровье. И Ли-Энфилд тому свидетель, и Я. Рощепей, как раз, ЕМНИП, в1902 сконструировавший такой магазин под мосинку. А вот Мадсены на массовом вооружении — это уже альтернатива. Но мы её принимаем. А вот три патрона (даже четыре с учётом Нагана) одного калибра, ИМХО, — самое оно. Не винтовочных, а РАЗНЫХ. Для короткоствола — 7,62х38 Наган и 7,62х25 Маузер, для легкого карабина — что-то близкое к промежуточному (похожие патроны уже существовали и даже были на вооружении за бугром) и винтовочно-пулемётный по типу 30-06 Спрингфилд

  55. Всем привет и с возвращением меня из отпуска 😉 . А что оформлять то? Про железо я уже высказался. Про то как РИА моццной вундервафлей кайзера пришибла? Так не будет этого. Будут отдельные частные изменения в ходе ПМВ при общем неизменном результате. Кроме оружия хорошоб ещё мозги в черепушках у царских енералов сменить.

  56. Да тут всё просто. Вытряхнули со складов 3 с лишком миллиона мосинок и патроны к ним — вот проблема и закрыта. Может ещё Арисак для верности прикупят. И всё, и не надо по всему миру разный старый хлам скупать чуть ли не под дымный порох. А в 16 проблема в реале была закрыта и весь металлолом стали из фронтовых частей убирать, оставляя только «Арисака» и «Винчестеры» под отечественный патрон.

  57. Спасибо, что сочли коллегой авансом, я пока так — тренируюсь. Что же до принятия патрона вчерашнего противника, по-моему ничего ужасного. Вчера противники, 10 лет не прошло — союзники, причём самые надёжные из усей АНТЫНТЫ. Тогда к этому относились проще. Но даже в СССР не стеснялись заимствовать у вчерашних противников всё, что ни найдут полезного. Кроме того принимается на вооружение не патрон «Арисака» в чистом виде, а его отечественная версия под новую гильзу и свой порох. «Арисака» служит только образцом и донором пули. Зато насколько сокращается время на принятие нового патрона! Год — полтора вместо 7 в РИ. И сразу появляется время на конструирование и доводку новой винтовки. И ещё на перевооружение остаётся. И сразу затыкается вопрос с винтовочным голодом 15 года.

  58. Во-во! Так оно в то время и было. После долгих споров и танцев с бубнами на заседаниях различных комиссий ГАУ в РИА приняли концепцию из 6,5 мм патрона для самозарядной винтовки и трёхлинейного для станкового пулемёта. Никакого автоматического оружия для рядового пехотинца поначалу не предусматривалось. Потому и «Мадсены» не придумали куда приспособить. А для СССР 20-х годов 2, тем более 3 калибра — это даже не АИ, это фэнтези чистой воды. Это какой-то совсем другой СССР.

Альтернативная История
Logo
Register New Account