В 1982 году итальянские военные определились со своими требованиями к основному боевому танку. В 1984 году технические условия его производства были согласованы с предприятиями промышленности, и они приступили к работам над основными подсистемами будущей машины. Первый опытный образец танка С-1 «Ариенте» был построен в 1986 году, к 1988 году была готова вся опытная партия из 6 машин, которые были переданы армии для испытаний. К весне следующего года танки прошли уже 16 000 км., а первая выпущенная машина преодолела отметку в 6400 км. Испытания были признаны удачными и танки были запущены в серийное производство. К августу 2002 года итальянская армия получила все заказанные танки в количестве 200 штук.
Стоит отметить, что развитие итальянской танкостроительной школы все время шло со значительным отставанием от основных конкурентов. Во вторую мировую войну Италия вступила с танками, не удовлетворяющими требованиям времени. После войны Италия формировала свои бронетанковые силы путем закупок техники за рубежом. Нет ничего удивительного в том, что в 80-е годы, когда в стране возникла необходимость в собственном ОБТ, итальянские конструкторы решили активно применять опыт танкостроителей Германии. В итоге в облике С1 «Ариенте» прослеживается достаточно сильное влияние таких танков как «Леопард-2» и американского М1 Абрамс.
Компоновка танка
Танк С-1 «Ариенте» выполнен по классической компоновке и практически повторяет «Леопард-2». Отделение управления с местом механика водителя расположено спереди и смещено к правому борту. Управление танком осуществляется с помощью штурвала. Крышка водительского люка поворачивается и поднимается влево. На ней установлены 3 перископа переднего обзора, один из которых может быть заменен бесподсветочным ИК перископом для вождения ночью. Башня танка отцентрована по корпусу, в ней находится 3 члена экипажа. Справа в башне размещаются наводчик (впереди и ниже) и командир танка, заряжающий находится слева. В корме танка находится моторно-трансмиссионное (МТС) отделение.
Корпус и башня ОБТ представляют собой полностью сварную конструкцию с многослойным комбинированным бронированием в баше, включая ее боковые части, и в верхней лобовой детали корпуса, расположенной под значительным углом наклона. Башня танка клиновидная во фронтальной проекции, с развитой кормовой нишей. Нижняя лобовая деталь, борта и корма танка имеют однослойную броню. Дополнительную защиту от малых кумулятивных боеприпасов выполняют бортовые экраны из армированной резины (по 6 секций на борт). При этом габарит используемой лобовой брони несколько меньше, чем на зарубежных аналогах. Точные уровни защиты танка неизвестны, но по заявлениям ряда зарубежных аналитиков броня танка обеспечивает защиту лишь от 105-мм бронебойных снарядов и от кумулятивных частей большинства легких противотанковых систем. Танк не имеет динамической защиты и, по всей видимости, планов по оснащению ее не существует. При этом предусмотрено наращивание брони за счет использования апплицированных модулей.
Общая толщина лобового бронирования, по мнению специалистов, доходит до 600 мм. При этом бортовые стенки башни заметно слабее, бронирование до 150 мм. Боковые стенки ослабляет наличие отверстий (под ФВУ, под лючок для выброса гильз). Броня кормового листа башни еще тоньше, но некоторую дополнительную защиту ей обеспечивает башенная корзина для хранения ЗИП. В задней части башни расположены 2 двустворчатые вышибные панели, которые обеспечивают сгорание выстрелов не переходящее в детонацию боекомплекта. Между ними и боевым отделением находится бронированная перегородка. Внутренняя поверхность башни оснащена противоосколочным кевларовым подбоем.
Система управления огнем
На танке смонтирована универсальная модульная СУО TURMS производства компании «Оффичине Галилео», такая же система смонтирована и на колесном истребителе танков В-1. Несколько модифицированный вариант данной СУО с увеличенной вертикальной наводкой прицела должна получить и БМП VCC-80. Предполагается, что это будет первый в истории случай, когда один тип СУО будет использоваться на трех различных типах машин. Такая общность, по мнению итальянских конструкторов, приведет к заметной стоимостной экономии, а также упростит материально-техническое обеспечение частей.
Основными элементами данной системы являются основной стабилизированный перископический прицел наводчика с лазерным дальномером, стабилизированный панорамный дневной прицел командира, баллистический вычислитель, система датчиков условий стрельбы, система начального положения дульного среза и информационные панели управления командира, наводчика и заряжающего. Командирский прицел обеспечивает 2,5 и 10х увеличение. Для ночного наблюдения тепловизионное изображение от прицела наводчика выводится на отдельный дисплей на рабочем месте командира. При этом на танках последних лет выпуска, командир получил отдельный тепловизор. Разработанный совместно с французской компанией SFIM монтируемый на крыше прицел может поворачиваться на 360 градусов и обеспечивает вертикальную наводку в диапазоне от -10 до +60 градусов, голова командира танка при повороте головки прицела остается неподвижной.
Смонтированный на крыше прицел наводчика объединяет в себе 4 основных модуля (блок наблюдения, основное стабилизированное головное зеркало, тепловизионный блок и лазерный дальномер) с одной амбразурой, которая защищается бронированными шторками, открываемыми в обе стороны. Прицел обеспечивает 5х увеличение. Дневное и тепловизионное ночное видение с широкими и узкими полями зрения осуществляется через общее головное зеркало.
Баллистический вычислитель отвечает за все расчеты по стрельбе, осуществляет управление оптическим прицелом и лазерным дальномером, обеспечивает работу сервоприводов, осуществляет доворот орудия на цель. Вычислитель обеспечивает системе переход с обычного режима управления в дублирующий режим, в том случае, если происходит частичный отказ элементов системы. Датчики системы TURMS обеспечивают баллистический вычислитель данными о положении танка в пространстве, износе орудия, метеорологической информацией. Метеорологический датчик и датчик ветра установлены на крыше танковой башни.
С1 «Ариенте» в состоянии вести огонь по неподвижным и подвижным целям с места или в движении. СУО позволяет командиру танка передать обнаруженную цель наводчику, а самому вести поиск новых целей. Дублирующий прицел наводчика представлен соосным телескопическим прицелом с 8х увеличением и 3-мя выбираемыми вручную сетками прицела.
Вооружение
Основным средством поражения целей на танке является 120-мм гладкоствольное орудие с длиной ствола в 44 калибра стабилизированное в двух плоскостях. Орудие оснащается теплоизоляционном кожухом, эжектором, а также системой контроля начального положения дульного среза. Орудие разработано фирмой «ОТО Малера» на основе немецкой танковой пушки Rh-120, визуально отличается более компактным эжектором. По баллистике пушка не намного отличается от своего немецкого прототипа. Углы наклона ствола составляют от -9 до +20 градусов.
Камора данного орудия идентична по своим размерам 120-мм гладкоствольным орудиям, устанавливаемым на «Леопард-2» и М1А1 Абрамс, поэтому их боеприпасы полностью совместимы. Полный боекомплект орудия состоит из 42 выстрелов. 27 из них размещаются слева от водителя в корпусе танка, еще 15 находятся в нише башни и отделены от боевого отделения броневыми заслонками. Скорострельность орудия в боевых условиях составляет 5-7 выстрелов в минуту, после израсходования снарядов первой очереди снижается до 2-3 выстрелов в минуту.
В неподвижной бронемаске справа от орудия располагается спаренный с ним 7,62-мм пулемет, стрельбу из которого при помощи электропривода ведет наводчик, имеющий также и механическое дублирующее устройство. Второй 7,62-мм пулемет устанавливается на крыше башни и управляется командиром танка. Пулемет предназначен для самообороны и обстрела низколетящих воздушных целей. Выживаемость танка в бою повышается за счет использования системы предупреждения о лазерном облучении. Данная система объединена с универсальной гранатометной установкой «Галикс». Пусковые установки установлены по бортам башни – по 4 на каждый борт.
Двигатель и трансмиссия
Сердцем танка является 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель с водяным охлаждением и турбонаддувом производства компании «ФИАТ — Ивеко». Мощность двигателя составляет 1200 л.с. Возможно его кратковременное форсирование до 1300 л.с. Удельная мощность составляет от 22 до 25 л.с. на тонну, что позволяет 54 тонному С1 «Ариенте» разгоняться до 65 км/ч. Наддув осуществляется с помощью двух турбонагнетателей, которые устанавливаются в задней части двигателя. Два основных топливных бака размещаются в кормовой части боевого отделения. Еще один вспомогательный бак обеспечивает подачу топлива во время преодоления подъемов или в том случае, если баки частично пусты. Топливо подается к двигателю насосами с электроприводом.
Двигатель соединен с автоматической трансмиссией LSG 3000 производства немецкой фирмы ZF. Трансмиссия обеспечивает 4 передачи переднего хода и 2 передачи заднего, а также 3 радиуса поворота и вращения танка вокруг своей оси. Устройство переключения передач гидромеханическое. В качестве дублирующего устройства используется аварийное механическое включение второй передачи в обе стороны.
Торсионная подвеска танка состоит из 7 двухкатковых обрезиненныхопорных колес с каждого борта и 4 поддерживающих роликов. Направляющее колесо переднее, ведущее колесо – заднее. Все катки кроме четвертого и пятого имеют гидравлические амортизаторы. Все 7 балансиров подвески с каждого бота оснащены гидравлическими упорами, для того чтобы ограничить чрезмерный ход опорного катка.
По моему мнению танк устарел, т.к. ужасная для нашего времени бронезащита которая спасает только от 105 мм БОПС, не спасёт даже от устаревшего советского лома ЗБМ22. У танка очень низкая скорострельность всего-то 5-7 выстрелов в минуту, а из БК второй очереди так вообще 2-3 -выстрела…
Источник — https://topwar.ru/5726-osnovnye-boevye-tanki-chast-12-s1-ariente-italiya.html