Попаданцу в копилку: Американский пахарь в русском поле. Трактор «Fordson».

15

Американский пахарь в русском поле. Трактор Fordson

Думаю, некоторые факты про хорошо известный трактор коллегам будут интересны.

Сделанный целиком из металла этот трактор прост как всё гениальное. С момента начала выпуска Фордсонов прошло более сотни лет, и помимо прочего, именно эта модель считается первым трактором в истории нашего сельского хозяйства.

Попаданцу в копилку: Американский пахарь в русском поле. Трактор "Fordson".

Желая расширить свою машиностроительную империю, Генри Форд с сыном создали отдельную компанию, специализировавшуюся на выпуске тракторов. Кстати, отсюда и название Ford&Son, поэтому распространенный перевод «фордзон» не совсем верный.

Попаданцу в копилку: Американский пахарь в русском поле. Трактор "Fordson".

Что бы максимально удешевить производство, Форд решил по максимуму использовать детали от своих, уже существующих машин. Двигатель здесь – практически копия мотора, устанавливавшегося на Ford T, просто адаптированный для работы на керосине. Его мощность около 20 л.с.

Попаданцу в копилку: Американский пахарь в русском поле. Трактор "Fordson".

Еще в штатную комплектацию добавили водяной насос, когда выяснилось, что при работе термосифонного охлаждения недостаточно.

Рамы здесь нет, её роль выполняет массивный чугунный поддон картера двигателя, соединенный с картером сцепления, коробки передач и заднего моста. Корпус трансмиссии в собранном виде является единым целым.

Попаданцу в копилку: Американский пахарь в русском поле. Трактор "Fordson".

Заводится мотор на бензине, после чего питание надо переключать на керосин. Топливо в карбюратор поступает самотёком, зажигание от магнето.

Керосиновый фильтр-отстойник

Керосиновый фильтр-отстойник

Карбюратор

Карбюратор

Коробка передач трёхскоростная, причем каждая из скоростей автономная. Переключить передачу во время движения нельзя. Здесь какую включил, на той трогаешься и едешь.

Попаданцу в копилку: Американский пахарь в русском поле. Трактор "Fordson".

Редуктор заднего моста червячного типа. Странное и недолговечное решение, на которое Форд, очевидно пошел, ради удешевления производства, и чего скрывать, ради отдельного направления своего бизнеса – торговли запчастями.

Попаданцу в копилку: Американский пахарь в русском поле. Трактор "Fordson".

Как и в случае с автомобилями, Форд предлагал к трактору кучу опций за отдельную плату. Среди них был вал отбора мощности, позволявший использовать трактор в качестве автономной силовой установки, фары, крылья и грязезащитные щитки, с 1921 года стал доступен электростартер, резиновые колёса и даже примитивная кабина в виде брезентовой накидки над головой.

Попаданцу в копилку: Американский пахарь в русском поле. Трактор "Fordson".

В 1922 году Фордсон в самой простой комплектации стоил 395 долларов, и был самым дешевым трактором в мире. СССР, нуждавшийся в срочной механизации сельского хозяйства обратил внимание на эту машину.

Попаданцу в копилку: Американский пахарь в русском поле. Трактор "Fordson".

В 1922 году была куплена лицензия на сборку Фордсонов, машинокомплекты и несколько готовых образцов. Сборка началась на Ленинградском заводе, но дело шло так себе, да и трактор отечественной сборки оказался дороже оригинального почти в 2 раза, причем даже с учётом стоимости его доставки из-за океана. В конструкцию внесли небольшие изменения, выхлопную трубу, например, переместили вниз, что бы тракторист не дышал выхлопными газами.

Попаданцу в копилку: Американский пахарь в русском поле. Трактор "Fordson".

В 1925 году было закуплено несколько крупных партий готовых машин, причем, Форд пошел на условия о рассрочке платежа. СССР в общей сложности приобрел 20 тысяч Фордсонов.

Попаданцу в копилку: Американский пахарь в русском поле. Трактор "Fordson".

По сути, этим контрактом советская сторона выручила американского промышленника, так как на территории самой Америки его трактора теряли популярность. Сказывалась низкая надёжность редуктора заднего моста, фермеры предпочитали переплатить за более надёжные машины конкурентов, благо выбор на американском рынке был.

Фордсон британской сборки

Фордсон британской сборки

Производство Фордсонов в США стало убыточным и в 1928 году оно было свёрнуто. В 1932 году убыточное производство было свёрнуто и в СССР, а в Британии, как ни странно, трактор пользовался популярностью и выпускался аж до начала шестидесятых. Правда, в модернизированном виде, с более надёжным редуктором.

ССЫЛКА НА ПЕРВОИСТОЧНИК: https://zen.yandex.ru/media/oldtimer/amerikanskii-pahar-v-russkom-pole-traktor-fordson-5ddd8f81ddb0193a8f32424b?&dbr=1

Могу добавить из других источников про изготовление «Фордзон-Путиловцев» в Советской России:

Сперва, естественно, копирастили!

Чтобы собрать трактор, надо было изготовить около 700 разных деталей. Многие из них требовали безукоризненной обработки. Даже для мастеров-краснопутиловцев работа оказалась очень трудной. Испытав детали на твердость и проведя металлографический и химический анализы, подобрали материалы и установили технологию изготовления. Не все детали удавалось скопировать точно, многие инструменты не подходили, были некачественными.

Особенно много усилий потребовалось для изготовления коленчатого вала. Его делали из целого куска, строгали, точили, фрезеровали, опиливали напильником и полировали наждачной шкуркой. Доводкой шейки коленчатого вала занимался лучший слесарь Иван Иванов, работавший виртуозно. На шейке не допускалась гранёность более одной сотой миллиметра. Токарный станок не мог дать такой точности, и шлифовать пришлось вручную.

Но даже при тщательной ручной обработке не всегда удавалось достигнуть нужной чистоты. И все-таки благодаря таким энтузиастам, как Сергей Калинцев, Иван Иванов, Александр Фомин, работу провели очень качественно. Когда с фирмой Форда установились деловые контакты, завод получил официальную лицензию и стал получать из Америки некоторые детали, они были полностью взаимозаменяемыми с отечественными, а путиловская технология производства в некоторых случаях оказалась совершеннее фордовской.

Специалисты дали рекомендации по улучшению конструкции систем питания и зажигания двигателя, коробки передач и других узлов трактора. Вскоре на испытательном поле академии появился «Фордзон-Путиловец» под номером 3. Он пришел из Ленинграда своим ходом. Чтобы не испортить дороги, на колеса надели самодельные резиновые шины. «Фордзон» тащил вместительный фургон, в котором помещались две кровати и печка-буржуйка.

Попаданцу в копилку: Американский пахарь в русском поле. Трактор "Fordson".

Не обошло своим вниманим тему «Форзона» и советское изобразительное искусство!

Подписаться
Уведомить о
guest

22 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account