Альтернативные всепогодные истребители-перехватчики Blackburn B.87 Barghest. Великобритания
Данный материал представляет собой перевод описания модели нашего немецкого коллеги-альтернативщика dizzyfugu. Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редактировании данной статьи.
После окончания Второй Мировой войны аналитиками штаба Королевских ВВС было определено, что наибольшую угрозу Британским островам будут создавать атомное оружие и его носители – реактивные стратегические бомбардировщики. Исходя из анализа возможных угроз были сделаны выводы о необходимости – даже несмотря на окончание мирового конфликта – продолжения создания всё более совершенных истребителей с целью достижения господства в воздухе.
В 1947 году компания Blackburn Aircraft (Blackburn) представила Министерству авиации брошюру в качестве ответа на выпущенную последним спецификацию F.44/46 на перспективный ночной истребитель с высокими летными характеристиками. Спецификация требовала создать двухместный ночной истребитель, который был бы способен перехватывать вражеские самолеты на высотах не менее 40 000 футов (12 192 м). Также он должен был на этой высоте развивать максимальную скорость не менее 525 узлов (972 км/ч) и обладать большой скороподъемностью, достигая высоты 45 000 футов (13 716 м) не более чем за 10 минут с момента пуска двигателей.
Дополнительными требованиями спецификации были продолжительность полета не менее 2 часов, длина разбега не более 1500 ярдов (1372 м), конструктивная прочность планера, способная обеспечить на высоких скоростях выполнение манёвров с перегрузкой 4g. Согласно спецификации в состав бортового оборудования должны были входить радиолокационная станция перехвата, многоканальная УКВ-радиостанция метрового диапазона и различные радионавигационные приборы. Самолет должен был быть недорогим в производстве и при темпе выпуска 10 машин в месяц иметь общий объем производства в районе 150 самолетов (расчетный показатель).
В надежде удовлетворить требования спецификации конструкторское бюро компании Blackburn разработало несколько аванпроектов. Разработанный в 1946 году проект B.47 фактически представлял собой двухместный Meteor с крылом небольшой стреловидности. Подобный же проект под обозначением B.49 был предложен авиации Королевского флота. В разработанные в начале 1947 года проекты B.76 и B.77 были включены многие особенности, ставшие характерными для созданного позднее истребителя-перехватчика Barghest. Среди них – стреловидное крыло большой площади и гондолы двигателей, перемещенные к корневым частям крыла и встроенные в силовой набор фюзеляжа. Два проекта отличались своим основным назначением: P.76 должен был стать одноместным дневным истребителем с V-образным хвостовым оперением, в то время как P.77 – двухместным ночным истребителем с радаром и горизонтальным оперением, установленным на середине высоты киля.
За время разработки аванпроектов требования Королевских ВВС подверглись некоторым изменениям, главным образом в отношении радиолокационного оборудования и состава вооружения. В свою очередь компания Blackburn также инициировала некоторые изменения, среди которых были аэродинамические исследования новых стреловидных крыльев и хвостового оперения. В качестве силовой установки были выбраны новые турбореактивные двигатели Armstrong Siddeley Sapphire, под которые был соответствующим образом адаптирован планер.
13 апреля 1949 года Министерство снабжения выпустило инструкции для трех авиастроительных компаний – Blackburn, Gloster и de Havilland, – каждая из которых должна была построить по четыре летных прототипа своих проектов и по одному планеру для статических испытаний. Этими прототипами были Gloster GA.5, разработанный Ричардом Уокером (Richard Walker), de Havilland DH.110, преимуществом которого были серьезные шансы на роль палубного истребителя-перехватчика (в конечном итоге машины данного типа прописались на палубах британских авианосцев под обозначением Sea Vixen), и Blackburn B.87, который представлял собой усовершенствованный B.77 с уменьшенным фюзеляжем и со стреловидным Т-образным хвостовым оперением.
Однако ход опытно-конструкторских работ по всем трем программам был серьезно замедлен вследствие политических мер по сокращению оборонных расходов. Кроме того, меры правительства по экономии привели к сокращению количества прототипов до совершенно неприемлемого уровня – по два на каждую программу (позднее, правда, это решение было отменено). Впрочем, несмотря на все эти противодействия первый прототип B.87, получившего позднее обозначение Barghest [1], был изготовлен в 1951 году. После месяца наземных испытаний он совершил свой первый полет 26 ноября 1951 года. Второй прототип взлетел в феврале 1952 года и позднее использовался для аэродинамических испытаний, приведших позднее к созданию усовершенствованного варианта Mk.3. Третий прототип, впервые поднявшийся в небо 7 марта 1953 года, был первой машиной данного типа, оснащенной полным комплектом бортового оборудования, включая радар и вооружение. В августе 1953 года четвертый планер был передан в Научно-исследовательский центр авиации и вооружения (Aeroplane and Armament Experimental Establishment – A&AEE) для проведения испытаний.
Первоначально всепогодный истребитель B.87 Barghest был оснащен британскими радиолокационной станцией AI.17 и двумя бесфорсажными ТРД Sapphire Sa.5, развивавшими на максимальном режиме тягу по 6500 фунтов (28,91 кН). Самолет не имел встроенного вооружения, но мог нести различные варианты боевой нагрузки в просторном внутрифюзеляжном отсеке. Варианты включали в себя:
• лафет с четырьмя 30-мм пушками ADEN;
• три выдвижных держателя с в общей сложности 70 неуправляемыми ракетными снарядами (НУРС) Microcell 2 in (калибр 51 мм);
• безоткатная 4,5-дюймовая (114 мм) пушка с семью снарядами в барабанном магазине.
Последний вариант предназначался для атаки летящих на большой высоте соединений бомбардировщиков противника и никогда не выходил за пределы стадии прототипа и наземных испытаний. Помимо этого, на четырех подкрыльевых держателях могли быть подвешены сбрасываемые топливные баки (только на внутренней паре пилонов), бомбы и блоки НУРС общим весом 4000 фунтов (1814 кг).
Официальный заказ на серийное производство истребителей Barghest был выдан в середине 1953 года одновременно с заказом на перехватчики Gloster GA.5, которые получили обозначение Javelin. С политической точки зрения данное решение было необычным, однако у Королевских ВВС ситуация с всепогодными перехватчиками была настолько ужасающей, что были приобретены истребители обоих типов, чтобы как можно быстрее насытить боевые подразделения и иметь под рукой современную матчасть. Несмотря на некоторые задержки, «суперприоритетный» статус, присвоенный программе Barghest, позволил компании Blackburn свести к минимуму время на организацию производства и изготовление истребителей B.87. Производству способствовал крупный заказ, размещенный ВВС Соединенных Штатов, которые закупали самолеты в рамках Программы взаимной военной помощи (Mutual Defense Aid Program – MDAP).
22 июля 1954 года первый серийный самолет поднялся в небо в Лидсе, и в 1956 году всепогодные истребители Barghest F(AW).1 начали поступать на вооружение Королевских ВВС. Первой их получила 46-я эскадрилья, базировавшаяся на аэродроме Одихем (RAF Odiham). В целях скорейшего ознакомления экипажей с новой техникой истребители-перехватчики B.87 были немедленно включены в интенсивную летную работу. Чтобы облегчить обучение, двенадцать машин первой производственной серии были переоборудованы в учебные с двойным управлением. Эти лишенные радиолокационного оборудования машины получили обозначение Barghest T.2.
Принятие B.87 на вооружение значительно увеличило способность Королевских ВВС действовать в темное время суток. Во время эксплуатационных испытаний в составе 46-й эскадрильи было установлено, что на расстоянии более ста миль (161 км) от берега моря истребители Barghest способны легко перехватывать реактивные бомбардировщики, такие как English Electric Canberra, и современные реактивные истребители. Несмотря на свои размеры, B.87 оказался довольно маневренным и подвижным самолетом с хорошими летными характеристиками. К концу июля 1959 года все эскадрильи ночных истребителей Королевских ВВС в метрополии и в колониях были перевооружены с истребителей-перехватчиков Meteor на Barghest и Javelin.
После первоначальной производственной партии из 48 истребителей F(AW).1 и дюжины учебных самолетов T.2 в октябре 1956 года британская авиастроительная промышленность начала производство усовершенствованного варианта F(AW).3, отличавшегося рядом изменений и улучшений. Самым большим внешним изменением варианта F(AW).3 было модифицированное крыло с небольшим выступом (т.н. «клык») на расстоянии 1/3 размаха консолей крыла, испытанным на втором прототипе с 1953 года и улучшившим обтекание и управляемость на больших скоростях. Помимо этого, хвостовое оперение было модифицировано таким образом, чтобы на малых скоростях отклонялись рули высоты, а на больших – всё горизонтальное оперение. Данный механизм размещался в луковицеобразном аэродинамическом обтекателе, размещенном на вершине киля.
Помимо изменений в конструкции было модернизировано и оборудование самолета. Истребители Barghest F(AW).3 были оснащены более мощными радиолокационными станциями AI.22 (фактически это был американский радар Westinghouse AN/APQ-43) и на пилонах могли нести по четыре ракеты «воздух-воздух» Firestreak с ИК ГСН. Все эти усовершенствования значительно повысили возможности самолета в роли истребителя-перехватчика. Всего в общей сложности Barghest F(AW).3 имел шесть внешних узлов подвески, из которых к двум новым и самым ближним к законцовкам узлам можно было подвесить только лишь ракеты Firestreak. Внутрифюзеляжный отсек вооружения был сохранен, но теперь в нем, как правило, размещался лафет с четырьмя пушками Aden.
В целях компенсации возросшего общего веса и сохранения летных характеристик истребители-перехватчики F(AW).3 оснащались двигателями Sapphire Sa.6, которые развивали на 23% большую тягу и были узнаваемы по увеличенным воздухозаборникам овальной формы вместо оригинальных круглых. Более мощные двигатели с форсажными камерами не устанавливались, поскольку это потребовало бы серьезных конструктивных изменений задней части фюзеляжа, и этот недостаток потенциала развития B.87 Barghest в конечном счете благоприятствовал его конкуренту – Gloster Javelin.
Большинство выпущенных самолетов варианта F(AW).1 были модернизированы до F(AW).3, а остальные двенадцать машин были переделаны в учебные машины. Все T.2 получили доработанные крыло и хвостовое оперение, но сохранили более слабые двигатели Sapphire Sa.5; обозначение их при этом сменилось на T.4.
Благодаря более высокому потенциалу развития Gloster Javelin затмил своего конкурента B.87 Barghest, сделав его производство относительно небольшим. Всего в общей сложности было изготовлено 125 истребителей-перехватчиков B.87, в то время как всепогодных истребителей Javelin произвели более чем 420 единиц. Последний истребитель Barghest уже был снят с вооружения в 1966 году; его конкурент прослужил в Королевских ВВС лишь не намного больше – до 1968 года. Оба самолета были заменены двухмаховыми перехватчиками BAC Lightning.
В заключение следует сказать, что, несмотря на относительно небольшое количество изготовленных машин, опыт разработки истребителей-перехватчиков Barghest был использован при создании палубного штурмовика Buccaneer.
Всепогодный истребитель-перехватчик Blackburn B.87 Barghest F(AW).3 (военный номер WZ507/A) из состава 19-й эскадрильи Королевских ВВС, Леконфилд (RAF Leconfield), графство Йоркшир, лето 1959 года
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Blackburn B.87 Barghest
Назначение: всепогодный истребитель-перехватчик
Статус: серийное производство
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: два турбореактивных двигателя Armstrong Siddeley Sapphire Sa.6 тягой по 8000 фунтов (35,6 кН) каждый
Размеры:
размах крыла 40 футов 7 дюймов (12,37 м)
длина 54 фута 0 дюймов (16,46 м)
высота 14 футов 9 дюймов (4,50 м)
площадь крыла 514,7 кв. футов (47,82 м²)
Вес:
пустого 19 295 фунтов (8752 кг)
нормальный взлетный 29 017 фунтов (13 162 кг)
максимальный взлетный 34 257 фунтов (15 539 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 606 узлов (697 миль в час; 1122 км/ч)
радиус действия 954 мили (1535 км)
практический потолок 52 800 футов (16 090 м)
скорость набора высоты 7000 футов в минуту (35,6 м/с)
удельная нагрузка на крыло 66 фунтов на кв. фут (325 кг/м²)
Тяговооруженность 0,56
Вооружение:
фюзеляжный отсек вооружения
лафет с четырьмя 30-мм пушками ADEN с боезапасом по 180 снарядов на ствол
три выдвижных держателя с в общей сложности семьюдесятью неуправляемым ракетными снарядами (НУРС) Microcell 2 in (калибр 51 мм)
шесть подкрыльевых узлов подвески с общей грузоподъемностью 4000 фунтов (1814 кг)
четыре ракеты воздух-воздух Firestreak
подвесные топливные баки
неуправляемые бомбы и блоки НУРС
[1] мифическое существо из английского фольклора. Может выглядеть по-разному, но чаще всего принимает вид чёрного пса с горящими глазами, огромными когтями и клыками. Считается злым духом, приносящим несчастье и горе. Говорят, что по ночам он охраняет могилы своих хозяев от вандалов и прочих недобрых людей. Является разновидностью боги или буки (нечто вроде злобного гоблина).
Баргест появляется только по ночам. Он также охотится на капризных детей, пугая их. Спокойные и послушные дети его не волнуют. Может напугать до потери речи, а в некоторых случаях и до смерти.
Согласно поверью, встреча с баргестом приносит несчастья и скорую смерть. Считается, что баргесты — призраки, материализовавшиеся в призрачных псов и преследующие живых людей. По некоторым поверьям эти чудовища являются предзнаменованием Дикой Охоты. Другие же легенды гласят, что баргесты — воплощение божественной кары и олицетворенного возмездия. И только в одном все рассказы сходятся: баргесты всегда безжалостны по отношению к живым существам. https://ru.wikipedia.org/wiki/Баргест
Источник: https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/43536681464/