Альтернативные советские лидеры проекта 38.
Артиллерийское вооружение сторожевых кораблей проекта 30 ни в коей мере не удовлетворяло военных. Слухи о перевооружении германских миноносцев типа «Илтис» тремя 127-мм орудиями, вызвали желание усилить вооружение и советских сторожевых кораблей.
Первоначально речь шла об увеличении стандартного водоизмещения СКР проекта 30 до 900 тонн, с вооружением их тремя 130-мм орудиями, однако вскоре выяснилась выгодность установки двух спаренных установок того же калибра. Военные потребовали также увеличения скорости проектируемых сторожевиков до 36 узлов, чтобы обеспечить превосходство над германскими миноносцами и иметь как минимум равенство в скорости со строящимися германскими эсминцами типа «Леберехт Маас». В итоге стандартное водоизмещение проекта 38 (такое обозначение получили новые СКР), достигло уже 1350 тонн. Такой корабль уже не мог классифицироваться как СКР и был вполне заслуженно перечислен в класс эскадренных миноносцев.
Дальнейшее эволюция 38-го шла по накатанной дорожке: сначала вместо трехтрубных торпедных аппаратов появились четырехтрубные, затем возникла третья 130-мм артустановка, требуемая военными скорость возросла до 38 узлов. Последним изменением, происшедшим почти накануне закладки головного корабля, стала замена двух 45-мм пушек на то же количество 76-мм. В итоге головной корабль проекта «Видный» был зачислен в списки флота уже как лидер.
Предполагалась постройка не менее 40 лидеров этого типа, но в августе 1937 года, после совещания у И. В. Сталина подвергшего резкой критике концепцию линейного расположения энергетической установки строящихся кораблей, закладка лидеров проекта 38 была прекращена. Только благодаря активной позиции и настойчивости И. Ф. Тевосяна, с которым считался и Сталин, удалось отстоять достройку шестнадцати уже заложенных лидеров, на прекращении постройки которых настаивал вождь.
Преимуществами нового проекта по сравнению с предшествующими лидерами 24 проекта были ощутимо меньшая стоимость и лучшая мореходность. Из шестнадцати построенных кораблей четыре пополнили Тихоокеанский флот, восемь Северный и четыре Черноморский. На север лидеры уходили вокруг Скандинавского полуострова, по четыре, сопровождаемые учебным кораблем «Комсомолец». Направляющиеся на Тихий океан лидеры следовали самостоятельно, но первыми совершавшие переход «Стремительный» и «Строгий» в Сингапуре нагнали авианосец «Красный авиатор» и далее шли в составе эскадры.
В январе-июле 1942 года «Стремительный», «Строгий», «Суровый» и «Скорый» в составе эскадры Тихоокеанского флота совершили переход на Северный флот через Панамский канал и Атлантический океан. Во время стоянки в Нью-Йорке зенитное вооружение лидеров было заменено на два спаренных автомата «Бофорс» (впоследствии был добавлен еще один) и 4-6 20-мм «Эрликонов». Отечественными остались только пулеметы «ДШК».
Лидеры этого проекта оказались удачливыми кораблями, в течение войны из них был потерян лишь черноморский «Веский», погибший на минах при первом обстреле Констанцы в июне 1941 года.
Проектное водоизмещение: 1815 т (стандартное), 2325 т (полное).
Скорость: 38 узлов, при мощности машин 54000 л.с.
Вооружение при вступлении в строй: 3х2 130-мм/50 орудий, 2х1 76-мм/55 зенитных орудий, 2х1 45-мм полуавтомата, 2х1 12.7-мм пулемета, 2х4 533-мм ТА.
Размерения по КВЛ: 111,5х11,2 х3,5 м.
1. Видный 1936-1936-1938 Наваль ЧФ
2. Стремительный 1936-1937-1938 Наваль ТОФ
3. Строгий 1936-1937-1938 Наваль ТОФ
4. Вольный 1936-1937-1938 Наваль ЧФ
5. Гневный 1936-1937-1938 Пут. в-фь СФ
6. Веселый 1936-1938-1938 Наваль ЧФ
7. Гордый 1937-1937-1938 Пут. в-фь СФ
8. Гремящий 1937-1938-1938 Балт. з. СФ
9. Грозящий 1937-1938-1939 Балт. з. СФ
10. Веский 1937-1938-1939 Наваль ЧФ
11. Суровый 1937-1938-1939 Наваль ТОФ
12. Скорый 1937-1938-1939 Наваль ТОФ
13. Горячий 1937-1938-1938 Пут. в-фь СФ
14. Громкий 1937-1938-1938 Пут. в-фь СФ
15. Громящий 1937-1938-1939 Пут. в-фь СФ
16. Грозовой 1937-1938-1939 Пут. в-фь СФ