АКр АЧАРА (и это не мера площади, а новый на 1962 г. тип кораблей)
Опыт второй мировой войны показал, что пальму первенства на море у линкоров перехватили авианосцы. Этот тип кораблей, как и перед первой мировой дредноуты, стал предметом роскоши и престижа ВМФ.
Некоторые страны включились в «авианосную» гонку, некоторые проигнорировали – по ряду причин, в общем «авианосная» гонка по размаху не дотянулась до «дредноутной»
(тема создана в соавторстве с Коллегой Wasa)
На черноморском ТВД авианосцы как таковые не требовались ввиду закрытости моря и еще по ряду объективных причин. Однако командование ВМФ Грузии все-таки стремилось приобрести корабли данного типа. Надо сказать, что еще в Первую мировую у Грузии был опыт применения авианесущих кораблей.
Однако ограничения Конвенции Монтрё не позволяли провести через черноморские проливы никакой авианосец.
Командование грузинского ВМФ нашло оригинальный выход из сложившейся ситуации. Еще во времена Второй Мировой войны флот США ввел в строй немало т.н. эскортных авианосцев, перестроенных из грузовых судов, одна из самых больших серий таких авианосцев перестраивалась из флотских танкеров Т3; именно в этом грузинское адмиралтейство усмотрело возможность приобретения в состав флота авианосца
Вопрос надобности и самих задач такой единицы в составе флота отодвигался на второй план, на первом месте был вопрос престижа и стремления не опоздать, как это было с грузинским флотом в предыдущие исторические периоды.
В Первую мировую войну одно только появление "Гебена" свело на нет все многолетнее строительство грузинского флота, во Вторую мировую по ряду экономических и технических причин грузинский флот так и не получил ни одного линкора, и вот сейчас появилась возможность стать первыми, и руководство флота всеми силами уцепилось за такую возможность
В 1957 г. в США был приобретен флотский танкер типа "Симаррон" – Salamonie 1941 года постройки.
В 1958 г на государственной верфи Палиастоми начались работы по переоборудованию корабля в легкий авианесущий крейсер. Именно так классифицировался теперь этот тип корабля.
Одновременно с проработкой проекта переустройства танкера в авианесущий корабль, велись работы по подбору подходящей для него авиагруппы.
На тот момент существовавшие реактивные палубные самолеты были, увы, для такого небольшого авианосца избыточны и по габаритам и по весу. Поиски продолжались, и выбор пал на легкий истребитель Folland Gnat, который по массо-габаритным характеристикам был очень близок к поршневым палубным самолетам времен второй мировой. Тем более что, обладая минимальными размерами, не требовалась возможность складывания крыльев, а по тактико-техническим характеристикам этот самолет не уступал большинству полноценных и современных ему истребителей.
В 1959 г. первые образцы легкого истребителя Folland Gnat были получены из Великобритании; параллельно осваивалась сборка этих самолетов на заводе ТбилАвиаМшени (ТАМ) под маркой ТАМ 59/60 Kinkla (мошка, дрозофил). Изменения в грузинском образце коснулись лишь оснащением его БРЛС AN/APG-36 для осуществления функций всепогодного перехватчика.
Модификация |
ТАМ 59/60 Kinkla (Gnat F.Mk.1) |
Размах крыла, м |
6.73 |
Длина, м |
8.74 |
Высота, м |
2.46 |
Площадь крыла, м2 |
12.69 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2175 |
максимальная взлетная |
4101 |
Топливо во внутренних баках, л |
795.5 |
ПТБ |
2 x 300 |
Тип двигателя |
1 ТРД Rolls-Royce Orpheus Bor.2 Mk.701-1 АТ |
Тяга нефорсированная, кН |
1 x 22.45 |
Максимальная скорость, км/ч |
1220 |
Крейсерская скорость, км/ч |
1100 |
Практическая дальность, км |
800 (с 2 ПТБ – 1550) |
Боевой радиус, км |
340 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
6096 |
Практический потолок, м |
14630 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 30-мм пушки Aden Mk.4 c 110 патронами на пушку боевая нагрузка – 1000 кг на 4 узлах подвески |
В 1961 г. была сформирована первая эскадрилья морской авиации, а на специально построенном аэродроме близ г. Супса, который контурами и оборудованием повторял палубу авианосца, начались тренировки морских пилотов палубной авиации.
В феврале 1962 г. авианесущий крейсер вышел на ходовые испытания и показал максимальную скорость 19,2 узл.
В марте 1962 г. на палубе авианосца произвел взлет посадку первый летательный аппарат – вертолет Белл 47HG. В апреле испытали запуск с катапульты и посадку на палубу истребителя, в мае-июле 1962 г. укомплектовали авиагруппу и экипаж авианесущего крейсера полностью. Официально ввод в строй был проведен в отмечаемый в Грузии как государственный праздник, день рождения Петра I Багратиони 12 августа 1962 г. По традиции корабль был назван "Ачара" (Аджария) в честь первого гидроавиатранспорта грузинского флота.
Водоизмещение: 19 000/21 500 т. Размеры: 173,9×36,1 (22,9 вл)×8,7 м. Силовая установка: 2 ТЗА, 4 ПК, 34 000 л.с. Ходовые характеристики: 19,5 уз., 3000 т нефти, 8500 (15) миль. Эк. 1186 чел. Вооружение: 2×2-127 мм/38, 1 УПУ ЗУР, 8×1-40 мм/56.
Авиационное вооружение: 12 истр. ТАМ 59/60 Kinkla, 4 верт. СН-34 (позже Супер Пумы) и 10 верт. Bell-204 (404), всего 26 ЛА. 1 катапульта.
В 1979 корабль модернизировали, заменив 127-мм орудия 76-мм Ото-Мелара и УПУ ЗУР на восьмиблочную установку ЗРК "Си Спэрроу", обновлена была и МЗА
В 1984 г. легкие истребители Kinkla были заменены истребителями ТАМ 73/83 Marjani:
Модификация |
TAM-79/83 Mardjani |
Размах крыла, м |
7,3 |
Длина, м |
10.1 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3560 |
максимальная взлетная |
8600 |
Тип двигателя |
1 ТРДД Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.151-01/02 |
Тяга нефорсированная, кН |
1 х 23,13 |
Максимальная скорость, км/ч |
1060 |
Крейсерская скорость, км/ч |
970 |
Практическая дальность, км |
2400 |
Боевой радиус, км |
1000 |
Практический потолок, м |
15 500 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
Боевая нагрузка – 2800 кг на 7 узлах подвески: 1 контейнер с 30-мм пушкой Aden ПУ НУР, бомбы, УР |
В 1993 г., с вводом в строй ДВКД (LHD) «Апхазети», авианесущий крейсер «Ачара» был выведен из состава флота и продан на слом.
Корабль, построенный в 1941 г., отслужил 52 года.