-
Serge Shumakov wrote a new post 5 лет, 3 месяца назад
Ещё в первой половине 90-х годов я впервые заметил, что многие студенты, поступившие в ВУЗ после средней школы, пишут довольно безграмотно. За прошедшие с тех пор четверть века картина только ухудшилась. Сейчас […]
Ну опять во всем виноват Хрущев… Дотянулся!
А если серьезно, то школа, в которой я учился, была построена в 1985 г., а я в нее поступил осенью 1993 г., и, как ни странно, я тоже знал, что
А насчет чтения… Современные школьники вполне себе любят читать, вот только эту любовь учителя душат и убивают с упорством, достойным лучшего применения. Школьный предмет литература так построена, чтобы знакомить ученика с предписанной по программе литературой, но не прививать любовь к чтению. Этот фактор действовал и раньше, но из-за цензуры на ТВ, ограниченности доступа к книгам и отсутствия интернета не было так заметно. А теперь — стало заметно.
Материал заметно тенденциозный.
В свое время, у сына а затем и дочери с серьезным подходом занимался логопед. Как результат, у детей отличная грамотность, ошибок правописания от них и не дождаться. Хотя они проходили школьное обучение за пределами России.
А я к примеру, прошел обычное «логопедическое самолечение» и как результат, ошибки правописания преследуют до сих пор.
Это довольно известная взаимосвязь между логопедическими проблемами и правописанием.
Проблема, на мой взгляд, не только в учебнике, точнее, учебниках)))) Поскольку некоторые из нынешних школьных……ээ…. «пособий» лично у меня вызывают много разных эмоций. И слов. Не очень цензурных….. Классический букварь, по которому сам учился вспоминается гораздо приятственней. И вовсе не по причине ностальгирования или там маразма старческого. Однако…..
Если посмотреть на современную школу, то, статистически, ничего другого она выпускать и не может, кроме как полуграмотных митрофанушек. Про известные кадры, где детишки лупят учителя, говорить не буду, поскольку, сильно надеюсь, это все ж исключение, хотя и характерное. Но вот то, как сейчас обычно проходят уроки…….. Опять же, статистически. Безусловно, есть вполне себе приличные учителя и школы, но их как бы гораздо меньше половины. Все остальное — либо ужас, либо полный кошмар. Поскольку учитель и школа, в реале, ничего не может/не хочет сделать с балбесами, мешающими остальным. Их немного, но жизнь портят всем. И в том же Союзе они затрудняли жизнь, но там, пусть и со скрипом и прочими дурными телодвижениями была возможность хоть как-то и что-то сделать. Сейчас…..
В результате, недоросли, пропинав болт 11 лет в школе, приходят в вуз/коллеж. Где то же самое, по причине того, что деньги оноый вуз получает за поголовье. И отчислив обалдуя, он достает из собственного кармана деньги. Дальнейшее всем понятно.
Плюс к тому же, учитель, точнее, Учитель, это даже не профессия или призвание, это судьба. С учетом «традиционно высоких зарплат» в этой сфере пытаться что-то изменить…… Та самая фигня, рискну цитировать, «Думается, что альтернативы надо начинать с тонкого момента отладки системы подбора кадров. — совершенно с вами согласен», которая не работает и работать не будет.
Уж не говоря про то, сколько сейчас преподаватели изводят бумаги, никак не связанной с учебным процессом. Впрочем, бумагомарательство сейчас у всех приобрело офуительные масштабы.
Ну, и, наконец, еще один момент. Согласно озвученным ректором цифрам, у нас в универе средняя зарплата доцента — 49 тыров. В реале — 26….. Про зарплаты преподов в колледже — просто молчу. Особенно, с учетом того, что его иначе как обезьянник и не называют.
Так что, при всей неоднозначности учебников, не в них дело. Точнее, не только в них.
Ну, и вишенка))))) ИПФРАН создал для себя несколько групп, как бэ под крышей универа, где обучают студентов сотрудники сей конторы. Универ к оным студиозусам не подпускают на пушечный выстрел. Поскольку наелись с его «продукцией». Опять же, несколько лет назад на мехмате до диплома не дошел ни один студент. Выпуска просто не было…..
Обнаружив в современных книгах слова типа «пастбищ» с мягким знаком и «несчастный» раздельно, сперва подумал, что идет всеобщее одебиливание. Но после заметил, что мои молодые коллеги, в остальных вопросах более чем вменяемые, допускают при письме те же самые ошибки. Следовательно, имеет место языковой дрейф. Одной из причин которого можно признать распространение аудиокниг. Так что ценителей изящной словесности и изысканной орфографии становится все меньше.
Особенно почему-то никому не даётся частица «не» — её во всех случаях пишут отдельно от слова.
Необязательно. И слитно тоже пишут. Потомучто нешарят. Поэтому невъезжают.
Это как в той больнице — всё через задницу, кроме клизмы, так и тут — отдельно от всего, кроме как от глаголов.
Уважаемый коллега, Вы, видимо, не в теме!
Тогда знайте, «пастбищь» — это именительный падеж слова «пастбище». Типа как «молодежь»…
Русский язык вещь необъятная.
Вот к примеру есть два стихотворения, где слово «нахер» пишется в одном случае раздельно, а в другом — слитно.
«Доктор на хер посмотрел и со стула полетел», но
«Топни ногой, и вылетят нахер все окна и двери, глаза, вилки ложки»
В первом случае — предлог и существительное, а во втором — наречие.
В Великую Отечественную войну был такой случай… Группа немецких разведчиков перешла линию фронта,
их командованию потребовался русский язык. Но у немцев ничего не получилось и они сами попали в плен.
Велик и могуч оказался русский язык…
Гм. Два родных мне человека. Мой брат (1966 г. р.), и мой сын (1994 г. р.). Оба в школе писали с ужасающей безграмотностью, братец даже письма из армии писал с комическими ошибками (маёр и лефтенант). Но, школа закончилась, дембель отгремел, оба устроились на какую-то работу и … начали писать вполне грамотно. Исключая, может быть, «трудности русского языка», в которых сами филологи путаются. Деловые письма, переписку с клиентами, а в месседжах друг другу всё так же — через пень колоду. Просто, ну не видят дети необходимости в грамматике — и так же всё же понятно, на албанском. А где надо — пожалуйста, может и через автоматическую проверку, но стараются писать грамотно.
Ваш покорный слуга сам не очень грамотно пишет. И является прямым опровержением назидания — «читай больше. будешь грамотно писать». Да ладно! Уж столько, сколько я читал в детство-юношестве-отрочестве, поискать надо. Но писал с ошибками. Особенно учитывая. что дома было много книг, изданных до 60-х годов — «итти к чорту». А потом произошла реформа, стало «идти к чёрту» — и мир не рухнул. Только-только сто лет прошло, как отменили «еры» и «яти», и что? Только экономия типографской краски. А в моём учебнике истории СССР была картинка — гражданская азбука Петра Великого с лично им вычеркнутыми буквами, доставшимися от церковно-славянской азбуки. Кто их помнит?
Как сказал, кажется, Корней Чуковский — правила грамматики имеют влияния на живой язык не больше, чем лекции по геологии на землетрясения.
Мне кажется, что причина более высокой грамотности в советское время была в пропаганде любви к чтению и правильной словесности. Стране были нужны умные и грамотные люди и они были. Сейчас нужны тупые потребители и их производят и воспитывают. Здесь без клмплексного решения на гос.уровне вопроса не решить (пардон за тавталогию)
++++++++++
Нужно, во-первых, много читать. Во-вторых, ВЫУЧИТЬ правила. Которые должны буквально вдалбливаться учителями в начальной школе. Жёстко и бескомпромиссно. (Я помню (мне — 50) очень много правил, которые после третьего класса никогда не повторял; то, что не помню, пишу по наитию, развитому благодаря чтению)
Вот и всё. Какой, к чертям, букварь?! Какие лифты??! Какой Хрущев???!!!
1. «Мало читают» или «мало читают книги»?
2. Мало читают классику (вообще не читают) или не читают книги любой направленности?
3. Про ошибки винят автоисправление — умная программа все исправит (вот только умная программа почему-то на бумаге не исправляет).
Не читают ни то, ни другое. Самая большая проблема это много букв. Просесть две машинописных страницы для современного человека это уже большой труд. Прочтёт кое-как, поймёт неправильно, и будет спорить с тем, чего автор и не писал. Почему я делаю ролики? Да именно по этой причине — если буду писать, никто не прочтёт до конца.
Читать больше надо… Но вот как заставить или привлечь, если проще в инете видео посмотреть… или сочинение оттуда списать (а потом удивляться почему трояк стоит) при необходимости, что бы не читать оригинал произведения….
Так я говорил не столько о том, что пишут с ошибками — писать с ошибками это уже побочное следствие. Главное в том, что не умеют читать. То есть, формально, то они умеют, но для них чтение это работа — трудное и неприятное занятие. Именно поэтому не только пишут с ошибками, но и не могут овладеть другими науками.
Может быть…. Поэтому так и популярны видеоблоги…