• Гоплит wrote a new post 5 лет, 10 месяцев назад

    Пожалуй, нет более противоречивой темы в новейшей военной истории нашей страны, нежели роль Военно-Морского флота СССР в Великой Отечественной войне и в итоговых результатах Второй мировой войны для нашей стра […] Активность

    • Пользователь byakin ответил 5 лет, 10 месяцев назад

      ох, вот сейчас придет вадим …

    • Пользователь Barkun ответил 5 лет, 10 месяцев назад

      Очень толковые выводы. И разумное их обоснование.

    • Пользователь Mohanes ответил 5 лет, 10 месяцев назад

      Флотофилы в своём репертуаре… Начинаем с тезиса «

      Каких только мнений на этот счёт не приходится иногда выслушать. «Флот — самый дорогой способ производства пехоты»

      «, а потом… потом красноречиво объясняем, почему именно это так — того не хватало, сего не хватало… Т.е.с самим-то тезисом автор уже не спорит? Идём далее

      Стоит помнить, что СССР начала 1941-го года был технически отсталой страной. Только в ходе войны были созданы отдельные образцы оружия, по ряду параметров, превосходившие западное – но именно, что отдельные образцы, и именно, что по ряду параметров. Флоту в данном случае, не повезло.

      Т.е. вот флоту не повезло, а СА и ВВС, видимо, обладали новейшей техникой, да?

      Колоссальный контраст со сразу же потерявшей управление армией! В итоге те атаки, которые немцы проводили против советских военно-морских баз в тот день, закончились ничем.

      А сравнить наряд сил, которые немцы бросили в первый день войны на флот и на СА — не судьба?

      Аналогично армии, ВВС РККА оказались неспособны остановить люфтваффе, и все операции флота проходили при полном господстве противника в воздухе.

      Т.е. ВВС РККА оказались неспособны, но морская авиация, видимо, «зажгла неподетски»?

      Флот принято критиковать за исход обороны Севастополя. Но справедлива ли эта критика? Стоит задать вопрос – а у каких военно-морских сил есть в активе такая же операция? Чтобы снабжать изолированный анклав, с десятками тысяч обороняющихся, сотни дней подряд, против противника, господствующего в воздухе? Кто ещё смог подобное? Кто хотя бы пытался сделать что-то подобное?

      Ну, даже и не знаю… Мальта и Тобрук, «Токийский экспресс» и Земгальский плацдарм, Тунис и Крым-1944… Достаточно? Особенно умилил пассаж про «против противника, господствующего в воздухе». Складывается впечатление, что господство в воздухе, это не что-то такое, что надо обеспечивать своими силами, а некая божественная ачивка. Можно сказать, в буквальном смысле слова — «мандат неба».

      И тогда воображению открывается совсем другая картина – в небе господствует Люфтваффе, на море – Кригсмарине, по суше Вермахт гонит Красную Армию на северо-восток десятками километров в день. Немцы вообще ничем не были бы скованы в своей активности на Балтике, и это неизбежно закончилось бы проведением ими десантных операций против РККА – в условиях, когда высаженные немецкие контингенты могли бы полагаться на воздушную поддержку и снабжение по морю, а резервы РККА были бы скованы ударами с фронта.

      Ага, а в реальности немцы тряслись от ужаса — что же сейчас грозный БФ отчебучит?;). Если б не он — обязательно высадили бы десанты. Вообще-то у них и без десантов получилось неплохо, нет?

      Полярные конвои были главным средством доставить в СССР материально-техническую помощь, а она имела жизненно важное значение.

      Да ладно? А мужики-то не знали, и почему-то думали, что основной поток грузов шёл через Иран…

      Никто и никогда не задавал вопрос: «А что если бы флота не было?». Никто и никогда не проигрывал на серьёзном, профессиональном уровне «альтернативки», в которых, к примеру, 11-я армия участвовала в Ростовском сражении, или была переброшена в состав Группы армий «Центр» для остановки советского контрнаступления под Москвой, или под Ленинград, но не в момент Мерецковского наступления, а полугодом раньше. Что бы тогда было? А если бы немцы, закончившие кампанию на Южном фланге в 1941-м удачнее, чем в реальности, годом позже дошли бы до Поти?

      Нет, ну если автор очень хочет, можно и поальтернативить. Флота нет, вместо заводов, которые в реальности построили для строительства «Советских Союзов» модернизируется ЯГАЗ и строится, скажем, ещё 2-3 металлургических комбината, на строительство кучи эсминцев/крейсеров и 4 «СовСоюзов» не расходуется прорва металла. В результате в 1941 г. РККА имеет много артиллерийских тягачей, а артиллерия — много стальных снарядов. Поэтому эффективность сухопутных войск существенно выше и немцы заканчивают компанию на Южном фланге менее удачно, чем в реале

      Флот нужен.

      Ну, собственно, ради этого вывода вся статья и писалась. Только вот с аргументацией — традиционный для флотофилов швах.

      • Пользователь Alex22 ответил 5 лет, 10 месяцев назад

        Только вот с аргументацией — традиционный для флотофилов швах.

        Хе-хе, коллега…
        Скажу Вам, как флотофил флотофилу — а попробуйте порассуждать о том, что будет в войне у СССР без современного флота, ну или определите Ваш взгляд на требующийся для СССР военный флот.

        Кстати, подкину Вам такой антифлотофильский тезис для Балтики — когда там СССР получил Прибалтику?

        И таки еще да — раз флот не справился с задачей, то флот для СССР не нужен…
        А армия справилась?

        • Пользователь Mohanes ответил 5 лет, 10 месяцев назад

          ну или определите Ваш взгляд на требующийся для СССР военный флот.

          На мой взгляд — на Балтике и ЧМ по 20-30 сторожевиков и тральщиков по 500-700 тонн и по 10-15 ПЛ. Если остались деньги — на Балтике 5-6 КЛ, а на ЧФ — 5-6 КЛ + 10-12 специализированных десантных судов

          Кстати, подкину Вам такой антифлотофильский тезис для Балтики — когда там СССР получил Прибалтику?

          Вот кстати — да. Строить «большой флот» с линкорами для обороны Маркизовой лужи?

          И таки еще да — раз флот не справился с задачей, то флот для СССР не нужен…
          А армия справилась?

          1. Ну, армия таки справилась. Со скрипом, с скрежетом, на «морально-волевых» и используя ленд-лиз — но красное знамя над Рейхстагом таки подняли. Да, я помню про речные флотилии и их вклад, но это полностью укладывается в тезис — «самая дорогая пехота». Учить торпедистов и акустиков, что бы потом их использовать как пулемётчиков и разведку? Строить крейсера, что бы потом гордиться подвигами речных бронекатеров? Чудовищно неэффективное расходование крайне скудных ресурсов. Раз нет денег на колбасу, давайте купим чёрной икры. И пофиг, что нам её врач запретил из-за аллергии — понты дороже денег и здоровья.
          2. Так тезис-то не тот. Флот не нужен не потому что не справился с задачей, а потому, что в дискурсе Великой Отечественной войны у него попросту не было вменяемых задач.
          3. Строительство флота привело к отъеданию ресурсов, которых потом не хватило для решения действительно нужных задач. В том числе — и на приморских флангах.
          Конкретный пример. Незадолго до войны НКЧермет принимает решение интенсифицировать работу доменных печей, что бы повысить выход металла (в том числе — и на флот). Выход толуола сокращается. НКБ воет — из чего тол делать. Выпуск тола перезатачивают на пиролиз керосина, т.е., читай — на нефть. Крым-1944. Немцы вывозят 17 А. из Крыма морем. Наш ЧФ сидит по базам — боится люфтов. Наша авиация сидит по базам — нет бензина. Ну так не стройте линкоры и крейсера — не потребуется форсировать выпуск стали, выпуск тола по-прежнему будет базироваться на доменном газе, не нефть не будут покушаться боеприпасники, и в 1944 г. немецкие транспорта перетопят пилоты!

          • Пользователь Alex22 ответил 5 лет, 10 месяцев назад

            На мой взгляд — на Балтике и ЧМ по 20-30 сторожевиков и тральщиков

            Как я понимаю, если мы хотим попасть 😉 в какое там время (пусть 1930 г. или раньше?) и руководить процессом, то сначала мы должны определиться с возможными противниками, отсюда военной стратегией СССР и только потом начинать строить структуру вооруженных сил СССР.
            Без этого — получается разговор ни о чем.
            А флот является всего лишь составной частью вооруженных сил страны. И не более того.

            Если остались деньги — на Балтике 5-6 КЛ

            Что есть КЛ? Если тихоходная, то ее ценность крайне невелика, особенно под воздушной атакой, а если КЛ нужна быстроходная, то это уже будет малый крейсер… 😉

            2. Так тезис-то не тот. Флот не нужен не потому что не справился с задачей, а потому, что в дискурсе Великой Отечественной войны у него попросту не было вменяемых задач.

            Послезнание, не?
            Я же недаром спросил, а что было бы в ВОВ при отсутствии Советского ВМФ.
            Потом, принципиальный момент — давайте посмотрим на возможных противников СССР, к примеру — на 1930 г., и только тогда будет рассуждать о структуре его вооруженных сил.

            Конкретный пример. Незадолго до войны НКЧермет…

            Это, увы Тришкин кафтан… Извечный…
            Делаем танки — отбираем ресурсы у народнохозяйственных грузовиков, делаем военную авиацию — отбираем пулеметы у пехоты етц.
            Т.е. этот вопрос надо рассматривать в комплексе.

            • Пользователь Mohanes ответил 5 лет, 10 месяцев назад
                Как я понимаю, если мы хотим попасть 😉 в какое там время (пусть 1930 г. или раньше?) и руководить процессом, то сначала мы должны определиться с возможными противниками, отсюда военной стратегией СССР и только потом начинать строить структуру вооруженных сил СССР.

              А тут, по большому счёту, амбивалентно. Если мы собираемся воевать с лимитрофами — то против морских держав типа Эстонии, Финляндии и Румынии имеющегося старья — выше крыши. разве что «Гебен» может представлять угрозу, но тут должны работать ВВС и ПЛ. Ну и «Парижанка» модернизированная. А против великих держав вообще можно флот не строить — ПЛ и базовая авиация наше всё, ибо сколько ни пыжся — по числу капиталшипов с Англией или Францией не сравнишься.

                Что есть КЛ? Если тихоходная, то ее ценность крайне невелика, особенно под воздушной атакой, а если КЛ нужна быстроходная, то это уже будет малый крейсер

              Не-не, только тихоходный мелкосидящий утюжок для поддержки десанта. А воздушную атаку должна отбивать базовая авиация (в Маркизовой луже)

                Я же недаром спросил, а что было бы в ВОВ при отсутствии Советского ВМФ.

              Хм, и чего было бы? Я, если честно, пока не очень понял, на что Вы намекаете.

                Потом, принципиальный момент — давайте посмотрим на возможных противников СССР, к примеру — на 1930 г., и только тогда будет рассуждать о структуре его вооруженных сил.

              На 1930 г. это Эстония и Латвия, Финляндия, Польша, Румыния и Турция. И все эти страны могут и должны быть побеждены на сухопутных фронтах. Нет, если ОЧЕНЬ хочется, можно опять начать планировать десант на Босфор, но зачем?

              • Пользователь Alex22 ответил 5 лет, 10 месяцев назад

                Если мы собираемся воевать с лимитрофами

                Как я понимаю — лимитрофы на нас сами нападать не будут, а если соберутся, то только по наущению и поддержке (флота, в первую очередь) великих держав. То же самое будет и при нашем (гипотетическом?) нападении на них.
                Но, опять же, здесь определяющим фактором является политика СССР и именно он определяет структуру вооруженных сил.
                Не будем также и забывать, что достаточно важную роль играет о уровень обученности личного состава. Неумехи поломают и потеряют даже самое лучшее оружие.

                Не-не, только тихоходный мелкосидящий утюжок для поддержки десанта. А воздушную атаку должна отбивать базовая авиация (в Маркизовой луже)

                Итак, КЛ вышла в Маркизову лужу под прикрытием группы И-16, прилетели Ме-109, побили ишачков, прилетели Ю-87, побили КЛ. См. эту реальность — «Ударный», «Колхозник».
                Не будем забывать и о том, что мы так до конца ВОВ и не имели собственной МЗА калибра 20-30 мм.
                Т.е. технику будем совершенствовать?

                Хм, и чего было бы? Я, если честно, пока не очень понял, на что Вы намекаете.

                Я намекаю на то, что мы перестаем иметь fleet in being, хотя бы. Это означает, что мы сразу же отдаем врагу инициативу на Севере, Черном море и Тихом океане. Считаем, что все побережье (и приморские города) сразу же под ударом. И легкие силы тут не сильно помогут.
                Конечно же, при серьезном конфликте с б.м. морской державой так оно и будет в любом случае, но опять же — это должна определять государственная внешняя политика.
                И опять же, тут надо обсуждать и оружие…
                Те же ПЛ класса М, к примеру — однозначно вредительский проект (ну или сама концепция).
                2 торпеды на борту — это очень мало. И т.д. и еще далее…

                На 1930 г. это Эстония и Латвия, Финляндия, Польша, Румыния и Турция. И все эти страны могут и должны быть побеждены на сухопутных фронтах. Нет, если ОЧЕНЬ хочется, можно опять начать планировать десант на Босфор, но зачем?

                Давайте разделим обсуждение на 2 части:
                1. Абсолютно реальная история этого мира.
                В этом варианте СССР только отказывается от строительства тяжелых кораблей (самые крупные будем строить только ЭМ или и их не будем?) и сэкономленные ресурсы пускает на развитие сухопутных войск.
                Давайте порассуждаем, насколько это поможет при тогдашней военной доктрине и тамошних взглядах на военную стратегию и тактику. А не потеряем ли мы в начале ВОВ не 100 танков, как в реале, а уже 150 танков?
                2. Попаденческие фантазии.
                Мы полностью перестраиваем структуру и мировоззрение всей военной системы СССР.
                Тогда это будет очень длинная и очень объемная песня.

      • Пользователь st .matros ответил 5 лет, 10 месяцев назад

        В результате в 1941 г. РККА имеет много артиллерийских тягачей, а артиллерия — много стальных снарядов.
        А вот это вряд ли, скорее всего построят еще больше танков, которых у нас и без того больше, чем во всем мире, которых точно так же потеряют на маршах, не успев вступить в бой.

    • Пользователь Дмитрий Ю ответил 5 лет, 10 месяцев назад

      статья в целом разумная.
      не согласен с двумя утверждениями: 9 и 10

      9 Использование противником минного оружия и агрессивные операции по постановке минных заграждений могут свести численность и силу флота к нолю. Полностью. При этом, противнику понадобятся для этого минимальные силы. Мины – один из самых главных по разрушительной силе видов морского оружия. Это подтверждает и американский опыт Второй Мировой. Скорее всего, в будущей большой войне, потери от мин будут превышать таковые от противокорабельных ракет, причём существенно. Необходимы как средства минирования и сами мины, так и проработанные меры противоминного обеспечения

      с моей точки зрения мины далеко не в числе главных видов оружия. Вероятно даже последние. При преимуществе в воздухе и на море, мины могут быть последовательно уничтожены, пусть и с потерей темпа.
      Балтийский флот в первые военные годы был блокирован не столько минами, сколько превосходством Люфтваффе в воздухе над Балтикой. Но мины конечно в Таллинском переходе сыграли важную роль.
      ни о каком ином примере «сведения флота к нулю» за счет мин я не знаю

      10 Залогом успеха в морской войне являются предельно агрессивные, и очень хорошо подготовленные наступательные или контрнаступательные действия. Чисто оборонительные задачи для кораблей – оксюморон, они могут существовать лишь как отправная точка для перехвата инициативы и контратаки. При этом, не имеет значение общее превосходство противника в силах. В любом случае придётся искать возможность для атаки, для серии ограниченных атак, для набегов, рейдов и так далее.

      в 1941 -1943 году ограниченные атаки и набеги ЧФ против Румынии ни к какому успеху не привели, хотя были как раз агрессивными и наступательными. Рейды одиночных кораблей и мелких групп редко оправдывали потраченное топливо и ресурс. Успех на море всегда был детищем крупных формирований флота, авиации и сухопутных войск, объединенных единым замыслом и одновременно являвшимся частью общей стратегии войны.

      • Пользователь maksim korotkij ответил 5 лет, 10 месяцев назад

        Насчет набегов и успехов — не так очевидно. ЧФ в 1941 году уничтожил 8 транспортов ; например
        — на мине, выставленной надводными кораблями ЧФ, подорвалось венгерское судно «Унгвар», которое перевозило в Николаев 916 тонн авиабомб , 141 тонну бензина и два румынских торпедных катера; погиб командир немецкой Дунайской флотилии.
        — подводники утопили итальянский танкер «Суперга» , который перевозил 1800 т бензина и 2350 т нефти.
        Конечно, хотелось бы большего , но для 1941 г. это были важные успехи и реальная помощь армии.

    • Пользователь NF ответил 5 лет, 10 месяцев назад

      ++++++++++

    • Пользователь Гоплит ответил 5 лет, 10 месяцев назад

      Еще один из ключевых эпизодов морской войны — https://warspot.ru/13806-ladoga-1942-nesostoyavsheesya-nastuplenie-nemtsev .

    • Пользователь Alex22 ответил 5 лет, 10 месяцев назад

      Вотъ-вотъ…
      Но опять же, надо разделить наши рассуждения на попаденца с послезнанием и попытку анализа на основе доступной информацией того времени.

    • Пользователь maksim korotkij ответил 5 лет, 10 месяцев назад

      Война — в первую очередь логистика.
      История операций Черноморского флота в Великую Отечественную тут особенно характерана. По предвоенным планам немцы вообще не планировали операций по нейтрализации ЧФ. Уже через несколько недель после начала войны нейтрализация ЧФ и захват Крым становятся одной из приоритетных задач Вермахта, а после срыва планов 1941 г. немцы начинают создавать флотилию на Черном море.
      А причина — логистика , маршрут снабжения Дунай — украинские порты — Днепр.
      Немцы очень старались — осада Севастополя, переброска осадной артиллерии , использование элитных морских сил из Германии и Италии , 8-й авиакорпус Люфтваффе….К 1943 году немцы , фактически , нейтрализовали ЧФ и обезопасили комуникации , но … было поздно , были потеряны два важнейших года войны . Днепр оседлали советские танки.
      Эти два года , в течении которых ЧФ давил немецкий транзит , окупают все расходы на флот.

      • Пользователь Гоплит ответил 5 лет, 10 месяцев назад

        Нарушение вражеской логистики безусловно имело место, но конкретно захват Крыма стал приоритетной задачей для Гитлера из за того что его сильно беспокоили бомбежки нефтяных объектов в Румынии нашей авиацией базирующейся в Крыму — https://www.youtube.com/watch?v=TUV8xQxVixs .

        • Пользователь maksim korotkij ответил 5 лет, 10 месяцев назад

          Добыча нефти в Румынии была , безусловно важна. Однако нефть ещё нужно было вывезти. Дешевле всего — морем. В 1941 г из пяти танкеров , снабжавших итальянский флот румынской нефтью было потоплено четыре — два британцами и два черноморцами , после чего поставки румынской нефти в Италию прекратились на четыре месяца . А защита коммуникаций Дунай-Николаев стоила только в 1941 г потери 8 паромов Зибеля , двух румынских тральщиков , плавбазы и т.д. Отнюдь не против налётов немцы в экстренном порядке развернули на Черном море 30-й флотилию подлодек , 16 ТК , полсотни сторожевиков , ок 100 БДБ . Итальянцы не отстали , перебросив 18-й дивизион из десяти торпедных катеров ( позднее ещё шесть) , 1-й дивизион из шести сверхмалых подводных лодок типа СВ и знаменитую 10-ю флотилию морских диверсантов…

    • Пользователь Slashchov ответил 5 лет, 10 месяцев назад

      Удивляет. что советскому флоту так сильно ставят в вину гибель двух эсминцев и лидера в октябре 1943. В это же время немцы производили в восточном Средиземноморье свою наступательную операцию в районе Додеканесских островов, где британцы потеряли 6 эсминцев.

      Или часть гарнизона Крыма немцы эвакуировать смогли. Так немцы и из Сицилии бОльшей частью эвакуироваться смогли. И вся миллионная группировка Союзников с весьма мощными флотами толком помешать не смогла.

      • Пользователь Alex22 ответил 5 лет, 10 месяцев назад

        Как всегда, начинаются нюансы… А нюансы поют романсы.
        Последствия этого рейда были очень серьезными:
        1. В результате этой операции было потеряно три ЭМ из семи оставшихся в составе ЧФ, из них «Бодрый» не в строю.
        2. В ходе операции, увы, проявился полный непорядок в организации совместных действий авиации и флота, ошибки как высшего, так и непосредственного командования, вплоть до откровенно воинских преступлений Негоды. Напомню также, что корабли погибли в зоне прикрытия истребительной авиации.
        Не стоит забывать и о том, что Негода был приговорен судом к расстрелу, который был отменен только по личному распоряжению Сталина.
        2. Результатом этой операции стал непосредственный запрет на участие тяжелых кораблей в боевых действиях на ЧМ.

Альтернативная История
Logo
Register New Account