Рассказ об американском генераторе Power Unit PE-95-G (PE-95(2)), новинке выставки «Моторы Войны»
Так исторически сложилось, что различная вспомогательная техника обычно редко кого интересует. Причем совершенно зря. На самом деле без этой вспомогательной техники общая картина складывается довольно плохо. Касается это и американской техники. Про автомобили американской армии времен Второй мировой войны известно более-менее неплохо. А вот с теми же прицепами ситуация слегка иная. О том, что в этих самых прицепах перевозили, и говорить не приходится. Между тем, там попадаются довольно интересные вещи, зная которые, складывается общая картина.
На выставке «Моторы Войны» начало 2025 года ознаменовалось появлением очередных новинок. Что-то приходит сюда на постоянную основу, какие-то экспонаты приезжают временно. Среди них есть и вещи, которые известны узкому кругу специалистов. К такой категории относится одна из новинок. Ей стал американский генератор Power Unit PE-95-G (PE-95(2)), массово применявшийся в самых разных областях. Их можно было видеть, в том числе, на аэродромах, где от них питалось самое разное оборудование.
Генераторы являются предметами утилитарными, и как будто незаметными. Между тем, с ними ситуация совсем не такая простая, как это может показаться. Для армии их нужно большое количество, поэтому контракты на производство данных изделий выглядели весьма жирными. Так что крупные фирмы, в том числе автомобилестроительные, были совсем не прочь их выпускать. Например, в Германии одним из основных производителей генераторов была DKW, входившая в Auto Union. Выпускали там очень приличные объемы генераторов и насосов, самых разных размеров и назначения.
В США, с их развитой промышленностью, для обеспечения войск генераторами вполне хватало фирм, которые занимались подобными изделиями специализированно. Одной из них была D.W. Onan & Sons, Inc., основанной в 1919 году Дэвидом Онаном. Фирма из Миннеаполиса с самого начала своей деятельности занималась различным электрооборудованием, постоянно расширяя ассортимент. Своей фирмой семья Онанов очень гордилась. Начальный капитал Дэвида составлял всего 100 долларов, начав почти с нуля, он смог создать мощное предприятие. Причем это был по-настоящему семейный бизнес.
К началу Второй мировой войны D.W. Onan & Sons, Inc. являлась одним из ведущих мировых производителей генераторов. Неудивительно, что эта фирма была выбрана в качестве одного из ведущих подрядчиков по производству генераторов и вспомогательных силовых установок для военной техники. В общей сложности существовало более сотни различных моделей, которые были разработаны и выпускались в Миннеаполисе. Да, это не такие большие изделия, как танк, самолет или торпедный катер. Но тут куда важнее количество и ассортимент.
Генераторы, естественно, были нужны самых разных моделей, в том числе и довольно крупные. Так на свет появились генераторы семейства Power Unit PE-95. Это было уже совсем не маленькое изделие, которое, даже в базовом исполнении, имело массу более 600 кг. Поскольку обычно такой генератор использовался как стационарное изделие, размещавшееся, где-то на земле, колес он не имел. Вместо этого предусматривались лыжи, этого вполне было достаточно, чтобы, в случае необходимости, таскать его на короткие расстояния.
Базовая модель, Power Unit PE-95(1), оснащалась 4-цилиндровым мотором Ford объемом 1,96 литра. Поскольку генератору высокая мощнсоть не нужна, мотор дефорсировали до 19 л.с. при 1200 об/мин. Потреблял при этом генератор где-то 4,5 литра бензина на час работы. Использование двигателя автомобильного происхождения облегчало жизнь как производителю, так и военным. Такое понятие, как унификация, американцам было совсем не чуждо. Как раз желание унификации (а заодно и расширение производства) привело к появлению героя данного материала.
В 1941 году началось производство новой легковой полноприводной машины для американской армии — Willys MB. Это была самая массовая военная легковая машина Второй мировой войны. А заодно и хороший донор для различных устройств. Мотор Willys-Overland 441 объем 2,2 литра дефорсировали до 35 лошадиных сил при 1800 об/мин. Новый мотор был не только мощнее, но и более экономичным. За час работы он потреблял чуть менее 3,8 литров бензина.
Самое главное, что генератор Power Unit PE-95(2) оказался унифицированным по двигателю с массовой машиной. Головной боли у тех, кому предстояло обслуживать, становилось меньше. Особенно это актуально оказалось даже не в ходе Второй мировой войны, а после нее. Генераторов семейства Power Unit PE-95(2) выпустили очень много, естественно, они пошли в частные руки. Возникли вопросы по запчастям, а тут в общем-то мотор «Виллиса», массовый и доступный. Поэтому такие генераторы нет-нет, да встречаются.
Модель Power Unit PE-95(2) получилась более тяжелой — ее масса составила 701 кг. Как и более ранний образец, генератор не имел колесного хода. Ему он был и не нужен. Обычно генератор либо просто стоял на земле, либо использовался в паре с прицепом. Например, с 1-осным прицепом модели K-52, являвшимся стандартным для перевозки подобных генераторов. Данный прицеп являлся вариантом знаменитого Ben Hur, выпускавшегося Ben–Hur Mfg. Co.. Кстати, Ben Hur выпускался минимум в трех вариантах исполнения для разных моделей генераторов.
Заказы на генераторы данного типа были столь большими, что появился дополнительный подрядчик — O’Keefe & Merritt. Семейство Power Unit PE-95 оказалось очень популярным. Такие генераторы были постояльцами на полевых аэродромах, использовали их для очень широкого спектра задач. Кроме того, PE-95(2), в паре с прицепом K-52, очень часто можно было видеть зацепленными за радийными фургонами Chevrilet K-51. Такой фургон, кстати, можно видеть на выставке «Моторы Войны», причем как раз в окраске аэродромной машины. Да и в целом PE-95 часто встречается на фотографиях со связистами.
В списке того, что поставлялось по ленд-лизу, данные генераторы вполне встречаются. В СССР их попало 12 штук, скорее всего, вместе с радийными фургонами Chevrolet K-51. Гораздо больше таких генераторов оказалось в Англии. Согласно имеющимся данным, англичанам досталось 3412 генераторов семейства PE-95. В общей же сложности по ленд-лизу ушло более 3,5 тысяч генераторов PE-95. В целом же можно заметить, что англичане оказались самыми нуждающимися в подобных агрегатах. Львиная доля продукции D.W. Onan & Sons, Inc., которая поставлялась по ленд-лизу, шла им.
Самое интересное, что после окончания Второй мировой войны выпуск генераторов данного семейства не прекратился. Как и их использование в американской армии. Послевоенные модели имели более современные моторы Ford (для PE-95(1)) и Willys (PE-95(2)), также использовались немного иные прицепы. Такие генераторы часто использовались во время войны в Корее. Появлялись, разумеется, и гражданские конверсии генератора. Служба генераторов семейства PE-95 продолжалась не одно десятилетие.
Несколько забавно, что сейчас данные генераторы более известны не любителям военной истории, а моделистам. Некоторые фирмы выпускают данные генераторы в пластике как элемент аэродромного оборудования. Вполне справедливо, их на аэродромах было очень много. А вот точки зрения почитать и уж тем более посмотреть на данные генераторы — вот это проблема. В музеях их много видеть редко, просто потому, что они не особо известны. Хотя тема это ничуть не менее интересная, чем немецкие прицепы.
Список источников:
- TM 11-904
- lend-lease.net
- onanfamily.org
источник: https://dzen.ru/a/Z3tzg2DPwEvK7ZVP