Рассказ о немецкой полевой кухне kleine Feldküche (Hf.14) из экспозиции выставки «Моторы Войны»
Немецкая армия в годы Второй мировой войны являлась своеобразным клубком противоречий. С одной стороны, у немецких военных было полно современных образцов вооружения и военной техники, которые шли в передовые части. С другой стороны, даже к началу Второй мировой войны обычные, пехотные дивизии часто имели матчасть, которая датировалась еще Первой мировой войной. Причем такой консерватизм был вполне в порядке вещей, более того, некоторые образцы и не собирались менять на что-то принципиально новое. Касалось это, в том числе, и транспорта, особенно гужевого.
Гужевой транспорт немецких пехотных дивизий был, можно сказать, классикой. Существенная масса обозного имущества, с которым немецкая армия вступила во Вторую мировую войну, была представлена образцами, которые появились в кайзеровской армии либо в Первую мировую войну, либо еще раньше. В полной мере это касалось полевых кухонь. Удивительно, но немецкая армия всю войну использовала кухни, которые были разработаны еще до Первой мировой войны. В их числе была и малая полевая кухня kleine Feldküche (Hf.12/Hf.14), созданная еще в 1912 году.
Несмотря на то, что впервые полевые кухни применили еще в 1812 году французы, их освоение шло очень долго. Опыты в разных армиях мира (и даже опытная эксплуатация в условиях реальных боевых действиях) продолжались всю вторую половину XIX века. Полноценное же применение полевых кухонь случилось в русско-японскую войну. Именно тогда впервые полевые кухни, которые позволяли быстро приготовить пищу личному составу, применили в больших количествах. Как и во многих других странах, главным препятствием была бюрократия. На этом фоне не стоит удивляться, что передовые модели полевых кухонь, уже Красной Армии, появились в начале 30-х годов.
Кайзеровская армия в этом плане была не сильно лучше. Задание на разработку полевой кухни было выдано в октябре 1905 года. В 1907 году выбор пал на разработку Magirus. В это же время начались интенсивные полевые испытания. Во всё том же 1907 году в штате роты или батареи появился сержант, который заведовал полевой кухней. Окончательно же утвердили полевую кухню 5 октября 1908 года. Она являлась прямой предшественницей кухни, известной как Hf.11. Классическая große Feldküche Hf.11 появилась в 1913 году, с той поры особо не меняясь. Выпускали ее два завода — Magirus и Senkingwerk AG.
Чуть позже, в 1912 году, появилась прямая предшественница героини данного материала. Причиной появления малой полевой кухни стала избыточностью große Feldküche в случае использования относительно небольшим подразделением (менее 125 человек). Придумывать велосипед на Magirus не стали, и просто несколько уменьшили große Feldküche. В результате на свет появилась модель, которую обозначили как kleine Feldküche, то есть малая полевая кухня. Внешне они довольно похожи, настолько, что необходимо всматриваться. Самый явный признак — отсутствие ящика с правой стороны (если вы смотрите на кухню сзади).
Для своего времени Hf.11 и Hf.12 были передовыми разработками. Они имели цельнометаллическую конструкцию, при этом обладая кучей всевозможных ящичков, где размещалось всё необходимое. Штатно кухня цеплялась на передок, к которому спереди впрягалась пара лошадей. Кстати, по поводу слова «малая» не стоит обольщаться. Полная масса kleine Feldküche составляла 920 кг, что на полтонны меньше große Feldküche, но всё равно немало. Это еще не считая передка. Обе полевые кухни были стандартизированы по колесам с полевой повозкой Feldwagen 95, так что минимальная, но всё же стандартизация имелась.
Уже в ходе Первой мировой войны конструкция kleine Feldküche немного менялась, поэтому иногда ее принятие на вооружение указывают как 1916 год. На самом деле это не более чем утверждение той модели, которая далее получила индекс Hf.12. А еще за немецкими полевыми кухнями закрепилось прозвище Gulaschkanone, ставшее нарицательным. В 1916 году малую полевую кухню стандартизировали по колесам и с легкой полевой повозкой leichten Feldwagen 16 (будущая Hf.3). Дополнительная модернизация была проведена уже после Первой мировой войны, в 1926 году. И снова по колесам.
В 1935 году производство Hf.12 было прекращено в пользу модели, о которой идет речь а данном материале. И снова это оказалось связано со стандартизацией. Для начала, передок стал цельнометаллическим, в отличие от предшественника, имевшего смешанную конструкцию. Далее, дополнительно провели унификацию с универсальными повозками Hf.1 и Hf.3. На самом деле Hf.12 и Hf.14 выпуска 1935-38 годов имели не такую большую разницу по деталям, вплоть до смешения. Не говоря уже о том, что передки могли, в ходе эксплуатации, заменяться. Так что данный образец можно считать и Hf.12, и Hf.14, кому как нравится.
Представленный на выставке «Моторы Войны» образец был выпущен в 1936 году. То есть официально он уже Hf.14, но ранний. Не очень понятно, кто производитель именно этого экземпляра. Hf.12 и ранние Hf.14 выпускались Magirus, далее их производили на Senkingwerk AG и Vosswerke. Конкретно этот экземпляр интересен тем, что является капсулой времени. Это означает, что сохранилась кухня ровно такой, какой ее захватили. Случилось это где-то летом 1944 года в Нормандии. Далее она попала на свалку, откуда ее уже выкупили. Некоторое время назад кухня оказалась в России.
Зная, когда эта полевая кухня появилась, конечно, можно восхититься ее конструкцией. Почему она прожила так долго, вполне понятно. Изначально на Magirus сделали вещь, которая, можно сказать, застыла во времени. Достаточно сказать, что у этого экземпляра, несколько погнившего снаружи, до сих пор котел в таком состоянии, то немного почистить, и можно готовить. Это потому, что он никелированный. Кстати, котел непростой. Он имеет двойные стенки, между которыми заливалось масло. Похожая система использовалась и в ряде других полевых кухонь других стран.
И большая, и малая полевая кухня создавались однокотловыми, причем конструкция котла была одинаковой. Разница только в размерах и объеме котла. У Hf.11/Hf.13 котел имел объем 200 литров, из которых 25 оставлялось на пар. У Hf.12/Hf.14 объем котла составлял 125 литров, из которых 15 оставлялось на пар. Однокотловая схема имела свои достоинства и недостатки. Например, у советской полевой кухни 2-КО котла было два, это позволяло одновременно готовить и первое, и второе блюдо. Немецкие же солдаты могли рассчитывать либо на первое, либо на второе.
Помимо котла для пищи, у обеих полевых кухонь имелся резервуар для кофе (именно так он указан в руководствах). У большой кухни он составлял 90 литров, у малой 60. Также на борту имелся запас горючего (дрова и уголь), который позволял приготовлять два раза в день пищу в течение 4 дней. При этом малая полевая кухня позволяла обеспечить пищей от 60 до 125 человек. Помимо этого, на передке крепились термосы для пищи, на Hf.14 их стали делать из алюминия. У кухни на «Моторах Войны» они сохранились в оригинальном виде.
В принципе, для основной цели Hf.12/Hf.14 годилась до самого конца Второй мировой войны. Но вот дальше начинались нюансы. Для начала, кухня банально устарела с точки зрения ее использования в моторизованных частях. Конечно, часть кухонь переводили на цельнометаллические колеса с пневматическими шинами, но это скорее полумера. Кроме того, kleine Feldküche была совсем не дешевой. Большой объем листового железа, заклепки и прочие детали складывались в ценник 2,5 тысячи рейхсмарок. Такой «звездолёт», как стальная повозка Hf.7, стоила всего на 500 рейхсмарок больше.
Собственно говоря, о том, что полевые кухни на гужевой тяге быстро не поедут, немецкие военные были прекрасно осведомлены. Поэтому в руководстве H.Dv. 476/3 (редакция 1937 года) указывалось, как размещать кухни в кузовах грузовиков. Зачем делать новые кухни, если можно просто переставить в грузовую машину, заодно решив вопрос, где возить уголь, дрова, а также запас провианта? Так что грузовики с кухнями — это совсем не импровизация. Кроме того, позже для Hf.14 подготовили вариант установки на специализированные сани Hs.3.
Между тем, не просто так немцы хватали любые трофейные кухни, которые им попадались в руки. К началу Второй мировой войны в целом ряде армий мира уже вовсю использовались двухкотловые, а порой и трехкотловые модели, которые позволяли готовить два блюда одновременно. Часть из них уже имело цельнометаллические колеса с пневматическими шинами. Самой большой удачей было захватить советскую полевую кухню КП-3-37, на фоне немецких аналогов она смотрелась как звездолёт. С другой стороны, немецкие трофейные полевые кухни у нас не жаловали. И на то имелись причины.
Ныне комплектные немецкие полевые кухни являются большой редкостью. В случае же с данным экземпляром ценность еще выше, ибо даже сохранилась родная краска. Как и положено, покрашена кухня в базовый цвет Feldgrau Nr.3, использовался он до 1938 года включительно. Часть машин и прицепов так никто и не перекрашивал, так что они дожили, в таком виде, до самого конца войны. kleine Feldküche является памятником консерватизму немецкого командования, которое продержало, небольшими изменениями, данную конструкцию в производстве три десятилетия.
источник: https://dzen.ru/a/Z3L70GDPwEvKOrJM