Бой с тенью. Взгляд из Швейцарии 1954 года на советские дальние бомбардировщики
Небольшая, но интересная винтажная статья из выпуска №3 за 1954 год журнала «Interavia», которая, думаю, заинтересует читателей и коллег. В квадратных скобках приведены реальные обозначения советских самолетов.
Русские дальние бомбардировщики
Правда или вымысел?
С неожиданным размахом в феврале этого года специализированная и ежедневная пресса опубликовала статьи о двух «новых» русских дальних бомбардировщиках, которые согласно предположения были разработаны Андреем Туполевым и Сергеем Ильюшиным. В дополнение к некоторым общим конструктивным особенностям и оценкам летных характеристик во всех статьях демонстрировались фотографии этих двух типов, которые в американских источниках были обозначены как Tupolev Tu-200 и Ilyushin IL-38. Впоследствии эти же снимки были широко распространены несколькими различными фотоагентствами.
Совершенно независимо от этих сообщений издательство Interavia также получила микрофильмы об этих двух самолетах. Однако источник, который, несомненно, столь же надежен или ненадежен, как и все другие источники информации о России, дает обозначения Type 75 (TuG-75) и Type 31.
О существовании русского шестимоторного дальнего бомбардировщика американским властям известно, по всей видимости, уже более трех лет. Эта информация была официально подтверждена 17 февраля 1951 года тогдашним начальником штаба ВВС США генералом Хойтом С. Ванденбергом, когда он заявил, что Россия работает над созданием тяжелым дальним бомбардировщиком, соответствующим американскому бомбардировщику Convair B-36.
В марте 1952 года из неизвестного источника (остается неизвестным – восточного или западного?) поступили сведения о TuG-75 или Tu-200. Казалось очевидным, что самолет представлял собой модель со стреловидным крылом, высоко расположенным хвостовым оперением, оснащенным крыла шестью турбовинтовыми двигателями, установленными на консолях и оснащенными соосными винтами противоположного вращения. Эскиз, основанный на имеющейся на тот момент информации и опубликованный на этих страницах, также показал, что новый тип имел сходные черты с американским B-36 и русским TB-7 времен Второй Мировой войны: крыло относительно большого удлинения, фюзеляж округлого поперечного сечения, кабина экипажа вписана в контуры фюзеляжа по типу Boeing B-29, обтекатель под носовой частью фюзеляжа, обтекатель, расположенный под нижней частью фюзеляжа, и оборонительные пулеметы на нижней и верхней поверхностях фюзеляжа.
Новый снимок TuG-75 во многом подтверждает сделанные ранее предположения. В очередной раз возникает вопрос, не о том, не поступает ли весь этот материал в западную прессу в качестве «дымовой завесы» или «наущения» из одного и того же источника, по каналам, созданным специально для этой цели. Непонятно даже, по какую сторону «железного занавеса» работает «информационная служба».
Аналогичные предположения можно высказать и относительно используемой силовой установки. Утверждается, что TuG-75 оснащен шестью турбовинтовыми двигателями, разработанными на базе BMW 028. Если это правда, то можно ожидать, что каждый двигатель будет развивать эквивалентную мощность на валу от 6000 до 7000 л.с., что обеспечит бомбардировщику этого класса скорость 500 миль в час (805 км/ч) и более.
Разумеется, опубликованные данные TuG-75 проверить совершенно невозможно. Сообщается, что размах его крыла составляет 220 футов (67,1 м), а длина – 170 футов (51,38 м). Приведенные значения дальности варьируются от 5000 до 7500 миль (от 8050 до 12068 км).
Гораздо меньше информации имеется о среднем бомбардировщике Ilyushin Type 31 или IL-38 (речь идет о Ту-95 – byakin) со стреловидным крылом и четырьмя турбовинтовыми двигателями (также разработаны на базе BMW 028?). Сообщения о существовании самолетов этого типа поступили некоторое время назад, и заявление бывшего министра ВВС США Томаса Найта Финлеттера, сделанное им еще в 1952 году, указывает на то, что командование американских ВВС знало об этом бомбардировщике. В то время утверждалось, что Type 31 является по меньшей мере таким же скоростным как TuG-75 и имеет дальность полета около 3000 миль (4827 км).
Американские источники утверждают, что«более 400 бомбардировщиков двух типов»
находятся в эксплуатации на различных базах на севере России, но это заявление противоречит недавнему обзору, сделанному восточногерманским источником и посвященному самолетам, состоящим на вооружении советских военно-воздушных сил (Red Air Force). В данном обзоре утверждается, что большинство эскадрилий стратегических бомбардировщиков по-прежнему оснащены поршневыми бомбардировщиками Ту-4 (B-29). Однако тот же источник добавляет, что в настоящее время осуществляется их переоснащение в бомбардировщики с четырех- и шестимоторной силовыми установками (турбовинтовые и турбореактивные двигатели). Возможно, история о
«400 турбинных бомбардировщиках»
объясняется несколько излишней нервной доверчивостью некоторых информационных агентств. По данным цитируемого восточногерманского источника, нынешняя общая численность эскадрилий дальних бомбардировщиков советских ВВС составляет около 650 самолетов, из которых не более 30-35% являются машинами современных типов.
источник: «Russian Long-Range Bombers. Truth or Fiction?» «Interavia» No.3, 1954, page 236
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-boi-s-tenu-vzglyad-iz-shveicarii-1954-goda-na-sovetskie-daln