Весной 1941 года в США началось производство Light Tank M3. Он стал первым американским танком, выпущенным тиражом более 1000 экземпляров. Выпуск этих легких танков рос как на дрожжах, при этом он стал и первым американским танком, массово поставлявшимся в другие страны. Первыми зарубежными получателями стали англичане, они же, в сентябре 1941 года, придумали индекс, который намертво приклеился к танку — General Stuart, или просто Stuart. Следует отметить, что в американской армии он так и остался Light Tank M3.
Та же самая ситуация была и с обозначением данных танков в Советском Союзе. Они именовались как М3 Легкий, или как М3Л. Если англичане имели серию обозначений, различая модификации танка (Stuart I, Stuart II итд), то у нас таких различий не делали. Военная приёмка их видела, но в боевых документах никаких различий не присутствует. При этом танк постоянно менялся. Только в версии Light Tank M3 последовательно использовалось 4 версии башен, из них 3 варианта попали в Красную Армию. У англичан версии разделались на моторы, а также по совершенно новым вариантом.
Одним из них стал Ligth Tank M3A1, в английской системе обозначений Stuart III/Stuart IV (бензиновый/дизельный мотор). Корпус этого танка стал частично сварным, убрали курсовые пулеметы из надгусеничных полок, а башня получила подбашенную корзину и мотор поворота. В Советский Союз такие танки стали поступать с ноября 1942 года, всего их отправили 340 штук. Всего в Советский Союз отправили 1676 танков семейства Light Tank M3, из которых до адресата добралось 1232. В бой советские М3А1 пошли ближе к началу 1943 года. В отличие от М3, новая версия не очень понравилась, поскольку боевое отделение оказалось тесным и неудобным.
ссылка на видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/63a69a1bc02f5c6bb355acbc
До наших дней сохранился только один «советский» легкий танк M3A1. Остальные машины данного типа, находящиеся в России, имеют бразильское происхождение. Одним из них является танк, находящийся в Музее отечественной военной истории. Эта машина на ходу, но лишний раз ее не запускают. У мотора М3 есть нехорошая особенность: в патрубках скапливается бензин, который при запуске может вспыхнуть. Поэтому лишний раз танк не запускают, стараясь передвигать при помощи другой техники. Так делали и в ходе реэкспозиции, проходившей в Танковом корпусе музея.
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/14198152.html