Фантастическое оружие в советской фантастике начала-середины ХХ века

15

Фантастическое оружие в советской фантастике начала-середины ХХ века

Статья Вячеслава Шпаковского с сайта TOPWAR.

Теперь был виден весь завод, раскинувшийся на много километров. Половина зданий его пылала, как картонные домики. Внизу, у самого города, грибом поднимался серо-желтый дым. Луч гиперболоида бешено плясал среди этого разрушения, нащупывая самое главное – склады взрывчатых полуфабрикатов. Зарево разливалось на полнеба. Тучи дыма, желтые, бурые, серебряно-белые снопы искр взвивались выше гор.
«Гиперболоид инженера Гарина» Алексей Толстой

Первым советским романом, в котором действовало поистине фантастическое оружие, стал… ну конечно же – знаменитый «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. Это был не первый его роман в СССР и не первая боевая фантастика в СССР вообще. В 1924 г. был напечатан роман Мариэтты Шагинян «Месс-Менд», где показана борьба фашизма с Советской Россией, последнюю поддерживают американские рабочие. Но эпохального особо ничего не было. А тут сразу борьба за власть над миром и всесокрушающее оружие – гиперболоид. Кстати, у этого романа было целых шесть версий: первая 1925 года (журнальная), вторая тоже журнальная появилась в 1927 году (изменена концовка), третья – 1934 г. (сокращены длинноты), 1936 год – детский вариант, убраны «взрослые сцены», вариант 1937 года и вариант 1939 года, который все сегодня в основном и читают. Интересно, что в первых вариантах Гарин посылал дирижабли в Сибирь за добытым Манцевым радием, а луч гиперболоида назывался ультракрасным. На основе радия Гарин мечтал создать водородный двигатель в 100 лошадиных сил размером с папиросную коробку и оружие, рядом с которым гиперболоид показался бы детской игрушкой. Всё это он посчитал в романе лишним, уводящим от главного. Зато в романе появилось ещё одно супероружие: лучевой револьвер (карманный гиперболоид).

«Секретарь – самый элегантный человек в Соединенных Штатах – лежал ничком, вцепившись застывшими пальцами в ковер: он умер мгновенно, без крика. Гарин, покусывая дрожащие губы, медленно засовывал в карман пиджака лучевой револьвер.»
«Гиперболоид инженера Гарина»

Кадр из кинофильма «Гиперболоид инженера Гарина» (1965). Сцена убийства в Вилль-Давре

Кадр из кинофильма «Гиперболоид инженера Гарина» (1965). Сцена убийства в Вилль-Давре

Готовое устройство гиперболоида. Бери и делай…

Готовое устройство гиперболоида. Бери и делай…

Так что все лучевые пистолеты, ружья, базуки, лучеметы и бластеры, извергающие видимый сжигающий луч – все они дети гиперболоида Толстого. Метатели теплового луча происходят из романа Уэллса. И, учитывая, каких в литературе больше, надо отметить, что лавры создателя самого массового и популярного лучевого оружия получит именно наш советский автор («красный граф», как его в 30-ые годы многие называли).

А какие типы показаны в фильме 1965 года? Каждое лицо – клише, но какое качественное

А какие типы показаны в фильме 1965 года? Каждое лицо – клише, но какое качественное

В 1965 году по роману был снят просто прекрасный фильм. В 70-ые года попытались снять новый фильм, в четыре серии, но лучше бы уж этого не делали, настолько эта поделка смотрится убого по сравнению с мастерской работой 1965…

Мне, например, в этом фильме очень нравится Зоя Монроз. Вот именно такая она и должна была быть! Кстати, её работа у Роллинга – это типичное исполнение обязанностей специалиста по связям с общественностью. Впервые в России такое было описано!

Мне, например, в этом фильме очень нравится Зоя Монроз. Вот именно такая она и должна была быть! Кстати, её работа у Роллинга – это типичное исполнение обязанностей специалиста по связям с общественностью. Впервые в России такое было описано!

Столь же глобальным и, пожалуй, ещё более фантастичным был роман Александра Беляева «Борьба в эфире», впервые опубликованный в 1927 году. Один из немногих романов, где описана война будущего между США и СССР, а также и само будущее, в котором люди питаются таблетками и лишены волосяного покрова, а войны ведутся истребительным лучевым оружием. В общем, тут вам и Уэллс с его морлоками и элоями, и «лучи смерти», которыми многие увлекались в то время, словом, много там всего.

А. Беляев. Борьба в эфире. Обложка издания 1928 г.

А. Беляев. Борьба в эфире. Обложка издания 1928 г.

В 1991 году в романе А. Беляева насчитали 65 научно-фантастических идей, так вот полностью или частично к этому времени осуществилось 36! Это очень высокий показатель для одного единственного произведения. Ко всему прочему это ещё и роман о попаданце в будущее. Правда, попадает он туда в бреду…

Американские империалисты на иллюстрации В. Александровского к изданию 1928 года. Впрочем, и все прочие герои не лучше

Американские империалисты на иллюстрации В. Александровского к изданию 1928 года. Впрочем, и все прочие герои не лучше

Ещё один лучевой генератор появился в СССР в 1939 году в романе «Генератор чудес» писателя Юрия Долгушина. В нём, правда, речь шла не о сжигающих лучах, а о биотических, управляющих жизненными процессами в организме, с помощью которых можно было даже воскрешать умерших. Ну а на капиталистическом Западе соответственно «генераторы Гросса» ставили на самолёты, чтобы убивать «лучами смерти».

Уже в 1936 году в советской фантастике дебютировал Александр Казанцев, в конце концов ставший по-настоящему её мэтром. Казанцев сумел очень точно воспринять все веяния своего времени, все эстетические и идеологические установки эпохи, поэтому его романы идеально точно отвечали «линии партии» и потому печатались огромными тиражами. Создавший множество интересных и оригинальных книг, он имел, однако, странную манеру переписывать свои романы, осовременивая их соответственно происходящим в обществе изменениям. Так, создав замечательную повесть «Внуки Марса» («Планета бурь»), он в одном из более поздних изданий перенёс её действие в… далёкое будущее, в другую звёздную систему, причём кроме космонавтов из Союза Коммунистических республик, действуют робот и Керн из… Социалистических Штатов Америки, герб которых скрещенный молоток и початок кукурузы.

Так, появившийся в 1952 году роман «Мол «Северный»» в 1956 году он перерабатывает в роман «Полярная мечта», в 1964 году — в роман «Льды возвращаются», а в 1970 году — в роман «Подводное солнце».

Но особенно досталось его первому роману «Пылающий остров», появившемуся в 1941 году. Этот роман менялся буквально год от года, от издания к изданию. Например, в романе 1941 года описана охота с применением самонаводящихся пуль, которые сами находят дичь. И как тут не вспомнить киносагу «Пятый элемент» и его Zorg ZF-1, не так ли?! Но в последующих версиях романа самонаводящимися являются уже стрелы, выпускаемые из лука!

Вот она какая охота была с луком и самонаводящимися стрелами. Роман «Пылающий остров», издание 1966 г.

Вот она какая охота была с луком и самонаводящимися стрелами. Роман «Пылающий остров», издание 1966 г.

«Стрела нагнала хищника, и он упал меж камней… и от его скрюченной руки с отвращением отпрянула морская волна, успев лизнуть коробочку с самым тяжёлым в мире металлом.»
«Пылающий остров», издание 1966 г.

Поэтому неудивительно, что в романе встречаются и характерные для фантастики 30-ых сухопутные суперкрейсера на гусеницах, величественно накренявшиеся на холмах, и… атомные бомбы, атомолеты-паролеты, реактивные истребители, управляемые по радио, и «воздушные торпеды» с натянутой между ними сетью. Две вещи, правда, остались неизменными – электромагнитные суперпушки, способные забрасывать снаряды с континента на континент, и изначальная первопричина всех треволнений и несчастий в романе – фиолетовый газ острова Аренида, который является катализатором горения азота в кислороде. «Огненное облако» пытается создать в романе некий ирландский революционер и с его помощью сжечь Англию. Но открытие попадает в руки врага мира Вельта, и только советские электромагнитные пушки, расстреливающие остров Аренида в Тихом океане, спасают весь мир от удушья. Больше подобное оружие, кстати говоря, нигде не встречалось!

Сухопутный крейсер из романа «Пылающий остров»

Сухопутный крейсер из романа «Пылающий остров»

Что же касается предвидений, то… дистанционно управляемые БПЛА, в том числе и действующие в паре с истребителями, появляются сегодня прямо на наших глазах, но пока что в воздухе над пилотируемыми аппаратами не доминируют. Ну а что касается гусеничных супертанков, то… в кино они заняли свою нишу и в итоге превратились в пожирающие друг друга мобильные города. Встречались они и в романах зарубежных авторов, в частности, повести Роберта Ханлайна «Если это будет продолжаться» (1940), где каждый из танков, штурмующих дворец Пророка, имеет имя собственное и является именно таким вот огромным монстром.

Опять же у нас в СССР (хотя и в произведениях зарубежных авторов подобного оружия немало) появились и продвинутые «новинки» в области атомного оружия.

«К нам на далекий полигон, где беззвучно и невидимо взрываются нейтронные бомбы и гамма-люстры, иногда приезжают женщины. Раз в год на две недели. Мне кажется, что все они куклы. Иначе почему же потом мужчины так горько и тупо пьют в одиночку?»
«Возвратите любовь» 1966 г. Михаил Емцев, Еремей Парнов

Мне лично очень нравится описанное в этом произведении ночное нападение на базу США где-то в Азии. Тут тебе и пули с белым пояском, превращающие человека в пыль, и напалм, и молекулярный дезинтегратор, у которого почему-то оказались похищены ультразвуковые борройны (что это такое, в тексте не уточняется!)…

И вот это очень хорошо написано:

«Эти физики сами не ведают, что творят. Придумали атомную бомбу, потом водородную, потом «Бесс»… Наверное, их сильно беспокоит совесть. Потому и бродят по ночам. И как у него сил-то хватило? Умирающий ведь человек… Я не физик, не придумывал все эти ужасы, но тоже не смогу, наверное, заснуть спокойно после того, что увидел в танке.»

Иллюстрация к повести «Глиняный бог» из альманаха «Мир приключений» за 1963 г.

Иллюстрация к повести «Глиняный бог» из альманаха «Мир приключений» за 1963 г.

Ну и, разумеется, в перечислении всех тех, кто придумывал фантастическое оружие в своих НФ-произведениях, нельзя не назвать Анатолия Днепрова (Анатолия Петровича Мицкевича). У него был целый ряд НФ-произведений, бичующих капитализм во всех его проявлениях, но особенно сильным является повесть «Глиняный бог» (1963). В нём описана попытка бывших нацистов создать идеального солдата. Им удаётся заменить в человеческом организме углерод на кремний. Переделанный таким образом человек неуязвим для пуль, выдерживает высокую температуру, но неспособен говорить, думает с большим трудом, а пить может только воду со щёлочью. Ненадёжных сотрудников института тоже превращают в кремнийорганических людей, чтобы не проболтались. Но главному герою удаётся заменить в водопроводе, которым пользуются «переделанные», щёлочь на воду, и кремнийорганические люди погибают, превратившись в неподвижные статуи. Гибнет и их создатель. Ему главный герой подменил воду на зловредный эликсир, вызывающий замену углерода на кремний, и тот очень скоро превратился в кусок глины – «глиняного бога». К сожалению, писатель спился, мешал алкоголь с транквилизаторами и умер «от сердца».

Очень необычным оружием, опять же только наш автор сумел такое придумать, стала говорящая (!) рыба с миной на голове, по имени Мак, с которой можно было общаться на уровне дрессированной собаки.

«Я Мак! Нахожу и настигаю. Командир взрывает!»

— повторял бедняга Мак, не понимая, чем ему за это в итоге придётся расплатиться.

Сначала повесть «Субмарина «Голубой кит» Александра Мирера печаталась в 1968 году в «Пионерской правде», затем вышла отдельным изданием.

«Пионерская правда» с «Субмариной…» зачитывалась до дыр

«Пионерская правда» с «Субмариной…» зачитывалась до дыр

Интересно, но в 1967 году во Франции вышел роман Робера Мерля «Разумное животное», где оружием становятся разумные дельфины, научившиеся говорить. Вряд ли Мирер мог в столь короткий срок познакомиться с французским изданием, а на русском языке он вышел лишь в 1969-ом. Скорее всего, идея использовать морских животных в качестве оружия в то время просто носилась в воздухе… По роману Мерля в 1973 году сняли кинофильм «День дельфина», но он куда слабее исходной книги.

Ну а в целом… в целом молодцы наши писатели-фантасты. Чего только в области оружия не смогли придумать. Перипетии всякие и приключения у них не только не хуже, чем у западных авторов, но в ряде случаев они были и оригинальнее, и, что особенно важно в НФ-литературе – научнее…

источник: https://topwar.ru/200515-fantasticheskoe-oruzhie-v-sovetskoj-fantastike-nachala-serediny-hh-veka.html

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account