Юрий Пашолок. Промежуточная куница из Праги

16

История немецкого истребителя танков 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H), она же 7.5 cm Pak 40/3 Sfl. Marder 38T

Содержание:

Начало Второй мировой войны стало лебединой песней легких танков большинства армий мира. Первые два года войны наглядно показали, что время легких танков постепенно уходит. Впрочем, некоторые страны продолжали массово выпускать легкие танки в их «классической» роли, то есть отчасти эрзац-средних. Именно такую роль занял в немецкой армии чехословацкий LT vz.38. В армию собственной страны он почти не успел, но уже в сентябре 1939 года L.T.M.38, так он изначально назывался у немцев, впервые использовался по прямому назначению. В мае-июне 1940 году такие танки использовались уже двумя танковыми дивизиями. Они там выполняли ту же роль, что и Pz.Kpfw.III. Применялись эти машины, тогда уже обозначавшиеся как Pz.Kpfw.38(t), вполне успешно. В результате к лету 1941 года ими было оснащено пять танковых дивизий. И вот тут уже ситуация оказалась иной. По процентам безвозвратных потерь Pz.Kpfw.38(t) был рекордсменом среди немецких танков. Это стало сигналом, что время танков данного типа уходит. Но не время шасси Pz.Kpfw.38(t).

7.5 cm Pak 40/3 Sfl. Marder 38T, первый истребитель танков на базе Pz.Kpfw,.38(t) с 75-мм орудием Pak 40

7.5 cm Pak 40/3 Sfl. Marder 38T, первый истребитель танков на базе Pz.Kpfw,.38(t) с 75-мм орудием Pak 40

Впервые разговор об использовании шасси Pz.Kpfw.38(t) как базы для истребителей танков был поднят 22 декабря 1941 года. В тот день In 6 инициировала разработку таких машин с использованием двух танков — Pz.Kpfw.38(t) и La.S.138. Требования оказались очень похожими — обеспечить установку противотанковой пушки 7,62 cm Pak 36 (r) на шасси легкого танка. Помимо всего прочего, в конструкцию орудия и шасси вносились минимальные изменения. Результатом стало появление Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, первого истребителя танков на шасси машины чешского производства. Вместе с тем, у этой машины хватало недостатков. В результате на свет появился второй по счету истребитель танков. Изначально он именовался как Sfl.38, впрочем, часто его именуют как Marder III Ausf.H. Такого индекса реально не было, хотя Ausf.H как минимум раз в его обозначении применяли.

Чешское шасси под немецкую пушку

В момент, когда начиналась разработка Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, особых альтернатив трофейной советской пушке у немцев не имелось. 5 cm Pak 38 предполагалась на шасси поменьше, впрочем, для самоходной артиллерии эта пушка оказалась скорее промежуточной. Особенно после ознакомления с Т-34 и КВ-1 под Мценском в ноябре 1941 года. Отчасти это самое ознакомление и спровоцировало работы по Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36. Вместе с тем, в конце 1941 года на финишную прямую стала выходить разработка 7,5 cm Pak 40, новой противотанковой пушки, равнозначной по ТТХ с 7,62 cm Pak 36 (r). Орудие обладало одним существенным преимуществом: эта система выпускалась в Германии, посему и проблем с поставками не имелось. Аналогично 7,62 cm Pak 36 (r), система была весьма тяжелой (боевая масса около 1,5 тонн), посему вопрос его механизации встал довольно быстро.

Опытный образец 7,5 cm Pak 40 auf Pz.Kpfw.38(t)

Опытный образец 7,5 cm Pak 40 auf Pz.Kpfw.38(t)

В первый раз обсуждение установки 7,5 cm Pak 40 на шасси Pz.Kpfw.38(t) состоялось 7 мая 1942 года. На совещании Гитлер высказал мысль, что в текущем виде Pz.Kpfw.38(t) перестал быть адекватным танком, прежде всего по вооружению и броневой защите. По этой причине переход на «самоходные лафеты» ускорялся. Последние Pz.Kpfw.38(t) сдали в июне 1941 года, а еще в апреле начался выпуск Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36. Вместе с тем, для Гитлера лимит по числу 7,62 cm Pak 36 (r) не являлся секретом, поэтому он предложил далее ставить 7,5 cm Pak 40. Спустя неделю, 13 мая 1942 года, по этому поводу состоялся разговор между Гитлером и Альбертом Шпеером, рейхсминистром вооружений и боеприпасов. 18 мая OKH было проинформировано о начале работ по установке 7,5 cm Pak 40 на шасси Pz.Kpfw.38(t).

Базой послужило ремонтное шасси Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-F

Базой послужило ремонтное шасси Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-F

Подрядчиком по изготовлению опытного образца машины, изначально получившей обозначение 7,5 cm Pak 40 auf Pz.Kpfw.38(t), выступил BMM. Согласно заданию, опытный образец машины ожидался в июле 1942 года, но по факту он вышел на испытания в Миловице 30 июня. При разработке машины учитывался опыт создания Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, в том числе и не совсем удачные компоновочные решения. Идея с маленьким орудийным щитом оказалась неправильной, как и выход расчета отделения управления через крышу. Опытная машина, построенная на ремонтном шасси Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E/F, весьма существенно отличалась от предшествующей разработки. Теперь боевое отделение и крышу отделения управления сверху прикрывала более массивная рубка. В ее носовой части имелась подвижная бронировка. Такая конструкция обеспечивала горизонтальную наводку по 28 градусов влево и вправо. Механик-водитель и стрелок-радист (по факту он же наводчик и командир) теперь выбирались через боевое отделение.

Боевое отделение стало более рациональным, чем у Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36

Боевое отделение стало более рациональным, чем у Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36

Отличалось не только орудие, но и его установка. Качающаяся часть Pak 40 (позже она стала именоваться 7,5 cm Pak 40/3) крепилась на крестовине, менее массивной, чем у Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36. Расчет орудия сидел на «жердочках», не так удобно, но всё относительно. Особенно это касалось заряжающего, которому всё равно требовалось постоянно двигаться. В крыше рубки предусматривались перископические приборы наблюдения, для немецких истребителей танки крайне передовое решение. Более удачной машина оказалась и с точки зрения боезапаса. Он вырос до 38 унитаров, негусто, но у Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 их было 30. Также на крыше моторного отделения сформировали специальную «корзину», куда можно было положить дополнительные снарядные ящики.

Новый двигатель Praga AC, благодаря ему подвижность 7,5 cm Pak 40 auf Pz.Kpfw.38(t) выросла

Новый двигатель Praga AC, благодаря ему подвижность 7,5 cm Pak 40 auf Pz.Kpfw.38(t) выросла

Несмотря на то, что рубка стала больше, боевая масса, а также габаритные размеры машины, остались на прежнем уровне. 7,5 cm Pak 40 auf Pz.Kpfw.38(t) получилась более защищенной от осадков и вражеских пуль, да и компоновочная схема оказалась более удачной. Впрочем, экипаж из 3 человек вызывал сомнения, да и высота 2,5 метра для истребителя танков — это многовато.

Серийная версия Sfl.38(t) mit 7,5 cm Pak 40

Серийная версия Sfl.38(t) mit 7,5 cm Pak 40

В любом случае, переход на 7,5 cm Pak 40 был неизбежен, причем утвердили его еще 8 июня 1942 года. По планам, первые Sfl.38(t) mit 7,5 cm Pak 40, как машину назвали в переписке, ожидались в августе 1942 года. Но так случилось, что выпуск Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 продолжился. Новому истребителю танков пришлось подождать, заодно он получил более мощный, 150-сильный мотор Praga AC. С ним максимальная скорость по шоссе выросла до 47 км/ч.

Машина оказалась "промежуточной", ее выпуск производился полгода

Машина оказалась «промежуточной», ее выпуск производился полгода

Лишь в ноябре 1942 года выпуск машины всё же начался. Изначально предполагалось, что сдадут 50 САУ, по факту их сделали 42 штуки. За декабрь предполагалось получить 60, по факт сдали 68 (60, плюс должок за ноябрь). Те же 60 машин сдали в январе 1943 года, а дальше истребителю танков пришлось подвинуться. Дело в том, что с февраля 1943 года начался выпуск штурмовых САУ Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) на той же базе. BMM мог всё, но не мог всё сразу, поэтому вместо 60 истребителей танков в феврале сдали 35, в марте 30, в апреле 34, и в мае 6.

7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) стала еще и самой малочисленной машиной в семействе Marder III

7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) стала еще и самой малочисленной машиной в семействе Marder III

Уже в мае начался выпуск более совершенных истребителей танков 7.5 cm Pak 43/3 auf Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn. В результате машина, к тому моменту именовавшаяся как 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H), была изготовлена в количестве 275 экземпляров. Она стала самым малочисленным истребителем танков на шасси Pz.Kpfw.38(t). Необходимо учитывать, что 275 штук — это те машины, которые собирались на BMM. Из них 260 имели номера шасси 1751-2075, и еще 15 — номера шасси 2021-2147. Их делали из шасси Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H, отсюда и Ausf.H в некоторых вариантах индекса. За всё время использовалось 8-9 вариантов индекса. А еще есть тонкий момент, связанный с переделками в войсках.

Войсковая переделка Pz.Kpfw.38(t) в 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H)

Войсковая переделка Pz.Kpfw.38(t) в 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H)

Дело в том, что конструкция 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) позволяла переделать в нее обычный Pz.Kpfw.38(t). Конверсию утвердили 1 мая 1943 года, ей подлежало 176 машин. В войска уходили комплекты листов и прочего оборудования, конверсия производилась силами полевых мастерских. Всего с июня по октябрь 1943 года таким образом переделали 175 танков, причем они могли быть даже Ausf.A. Итого получается 450 САУ, из них 175 полевых конверсий.

Лучше буксируемой пушки, хуже StuG 40

История эксплуатации 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) оказалась очень похожей на Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36. Вплоть до начала мая 1943 года, когда начался выпуск более совершенных 7.5 cm Pak 43/3 auf Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn, главными получателями этих машин были дивизионы истребителей танков при танковых дивизиях. Связано это, в том числе, и с высокой подвижностью машины. Вообще формировать их предполагалось по штату K.St.N.1148a от 15 февраля 1942 года. По нему батарея состояла из 2-3 взводов по 3 САУ в каждой. Но с самого начала что-то пошло не так. Первым получателем новых машин стали 2 батареи 37-го дивизиона истребителей танков 1-й танковой дивизии. Получили они аж 20 машин. Следующими стали 3 батареи 38-го дивизиона истребителей танков 2-й танковой дивизии, туда ушло 24 машины. Остальные получали кто по 1 машине, кто по 3, кто штатные 9 машин.

Боевое применение Pz.Kpfw.38(t) в 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) началось с февраля 1943 года

Боевое применение Pz.Kpfw.38(t) в 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) началось с февраля 1943 года

Наибольшее число таких истребителей танков единовременно получила 10-я моторизованная (панцергренадерская) дивизия. В общей сложности ее 10-й дивизион истребителей танков получил аж 39 машин. Далее ситуация изменилась, в том числе и потому, что главным источником поступления стала конверсия Pz.Kpfw.38(t) в 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H). Танковые дивизии из получателей пропали, зато появились пехотные дивизии. Соответственно, и число машин перестало соответствовать штатам. Больше всех единовременно получил 731-й дивизион истребителей танков, всего туда попало 36 машин, все переделаны из Pz.Kpfw.38(t).

Очень активно истребители танков данного типа применялись на Курской дуге

Очень активно истребители танков данного типа применялись на Курской дуге

Боевое применение 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) началось с февраля 1943 года. Одними из первых в бой пошли самоходки из состава 41-го дивизиона истребителей танков 6-й танковой дивизии. Это одно из немногих подразделений, которое получило штатные 9 машин (3 взвода по 3 машины). Там высоко оценили новые истребители танков. В составе дивизиона были и буксируемые 7,5 cm Pak 40, их ругали за слишком большую массу, вручную их таскать оказалось тяжело. Тут подвижность истребителя танков была явно выше, но не всё так просто. На бездорожье проходимость 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) самоходчики признали недостаточной. Кроме того, высокий силуэт машины явно не шел ей на пользу. Вместе с тем, хвалили высокие характеристики пробиваемости орудий.

Трофейный 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H), НИБТ Полигон

Трофейный 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H), НИБТ Полигон

Самым интересным был общий вывод о новых машинах. Лучшим истребителем танков признали… StuG 40. Помимо 9 новых 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H), в составе 6-й ТД имелось 9 Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36. Итого 2 батареи общей численностью 18 машин. Так вот, за 3 недели боёв 41-й дивизион истребителей танков потерял 10 машин. Соседний дивизион штурмовых орудий за то же время потерял всего 1 машину из 21 имевшихся. В разы ниже оказались и потери в личном составе, а заявки на победу куда выше. 41-й дивизион истребителей танков записал на свой счет 45 танков, а дивизион StuG — 114.

До наших дней эта машина не сохранилась

До наших дней эта машина не сохранилась

Надо сказать, что в других противотанковых дивизионах оценка машины была очень похожей. Наверху сравнение со StuG 40 явно услышали. Неслучайно весной 1943 года выпуск StuG 40 Asuf.G резко взвинтили. Если в начале года сдавали по 130-140 машин ежемесячно, то уже в апреле 1943 года сдали 228, а в сентябре — 345. Тем не менее, 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) продолжали массово использовать. Например, к началу операции «Цитадель» в частях имелось 173 машин данного типа, из них 10 ремонтировалось. Курская дуга стала апогеем карьеры этих машин.

Эта 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) была потеряна в Италии

Эта 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) была потеряна в Италии

Появление 7.5 cm Pak 43/3 auf Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn внесло определенные проблемы в статистику. Дело в том, что истребители на базе Pz.Kpfw.38(t) с 75-мм пушками Pak40 считали скопом (Sd.Kfz.138). То есть с лета-осени 1943 года стало всё сложно. Можно говорить о том, что на 15 мая 1945 года в строю находилось 118 машин, плюс 51 в ремонте. Можно смело говорить о том, что 7.5 cm Pak 40/3 Sfl. Marder 38T (так САУ именовалась под конец войны) воевала и в Италии, и в Нормандии, и на советско-германском фронте. При этом оценка была примерно одинаковая — лучше Pak 40, хуже StuG.

"Потеряшка" в районе озера Балатон, март 1945 года. Номер 263 - это обозначение трофейной команды

«Потеряшка» в районе озера Балатон, март 1945 года. Номер 263 — это обозначение трофейной команды

На сегодняшний день известно о двух таких машинах, доживших до наших дней. Одна находится танковом музее Мунстер (Германия), вторая в военном музее Триеста (Италия). Еще две машины создано на базе шведских шасси — Strv m/41 и sav m/43. Несмотря на справедливость части критики (прежде всего слабая броня и высокий силуэт), называть 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) плохой машиной сложно. На самом деле вполне удачная машина, правда, если рассматривать ее как чистый «самоходный лафет». Частенько немцы ходили на ней в штурмовые атаки, это и становилось причиной потерь. Одним словом, Jagdpanzer 38 появился не на пустом месте.

Список источников

      1. Panzer Tracts No. 7–2 — Panzerjaeger (7.62 cm F.K.® auf gp.Sfl. to Marder 38T) development and employment from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2005
      2. Nuts & Bolts Vol.18: „Marder III“ Panzerjäger 38(t) für 7,5 cm Pak 40/3, Sd.Kfz. 138, Part 2: Ausführung H & 7,5cm Pak 40 towed version, Volker Andorfer, Martin Block, John Nelson, Nuts & Bolts, 2004
      3. ЦАМО РФ
      4. Архив ČKD
      5. eBay
      6. Signal Corps

источник: https://dzen.ru/a/YtqH4isnW2NnXmTz?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account