Опытный легкий бомбардировщик-штурмовик Рогожарски Р-313. Югославия

13

Опытный легкий бомбардировщик-штурмовик Рогожарски Р-313. Югославия

В июне 1938 года, в то время когда обстановка в Европе обострилась вследствие политического давления гитлеровской Германии, в Белграде был проведен первый международный авиасалон. Данное мероприятие должно было стать первой в череде «балканских» авиасалонов – этакого аналога парижских выставок. Однако события в Европе, последовавшие за этим авиасалоном, сделали его повторение невозможным.

Первая выставка в Белграде в полной мере отразила пик политической напряженности в мире и вызванное этим лихорадочное вооружение. Практически единственными экспонатами выставки стали военные самолеты и их вооружение. Чехословацкая авиационная промышленность была представлена только компанией Avia, но ее присутствие было ограничено только фотографиями и моделями самолетов.

Молодая и очень динамично развивавшаяся югославская авиастроительная компания использовала белградскую выставку с целью представить миру современные технические идеи в области боевой авиации, которые планировалось реализовать. В дополнение к представленному на выставке истребителю Икарус ИК-2 в Белграде были представлены модели новых и очень перспективных самолетов таких как истребитель-моноплан Икарус ИК-3, скоростной бомбардировщик-разведчик Икарус Оркан (при его разработке в качестве образца был взят неудачный итальянский боевой самолет Breda Ba-88 Lince) и двухмоторный скоростной бомбардировщик-штурмовик ZMAJ R-1.

Модель двухмоторного легкого бомбардировщика-штурмовика Рогожарски Р-313 имела для межвоенной Чехословакии особое значение. В первую очередь потому, что его силовая установка состояла из двух рядных 12-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения Walter Sagitta I-SR мощностью по 500 л.с. (368 кВт) каждый. Вторая причина интереса заключалась в том, что в то же время в Чехословакии конструкторские бюро авиастроительных компаний также работали над проектами боевых самолетов и некоторые из них выбрали сходную концепцию двухмоторного самолета с двигателями относительно небольшой мощности (даже с теми же Sagitta).

В то время как чехословацкие проекты оставались на бумаге, югославская компания Рогожарски успела воплотить свой проект в металле и изготовила прототип. Производство машины было завершено осенью 1939 года и в первые недели 1940 года был передан испытательному подразделению югославских ВВС.

Р-313, разработанный конструктором Симой Милутиновичем, был очень перспективным самолетом, в котором отличные аэродинамически чистые линии были объединены с замечательной технологичностью. Фюзеляж представлял собой чистый монокок с конструкцией из сэндвич-панелей (два слоя тонкой фанеры и слой липового дерева между ними). Крыло и хвостовое оперение имело деревянный силовой набор и полотняную обшивку, покрытую несколькими слоями краски и отполированную до очень тонкой и блестящей поверхности.

В носовой части фюзеляжа у передней кромки крыла находилась кабина пилота, имевшего отличный обзор вперед. Пилот мог вести огонь из выступавшей из передней части фюзеляжа и стрелявшей вперед фиксированной 20-мм пушки Hispano Suiza. В выступе остекления, расположенном в верхней части фюзеляжа, находилась кабина стрелка-бомбардира, вооруженного 8-мм бельгийским пулеметом компании FN. Используя остекление в полу фюзеляжа, стрелок-бомбардир мог управлять сбросом бомбовой нагрузки, имевшей максимальную массу 400 кг и расположенной во внутрифюзеляжном отсеке.

Для выполнения основных боевых задач мощности силовой установки было недостаточно, но тем не менее, летные характеристики самолета с двигателями Sagitta и воздушными винтами Ratier были замечательными.

Весной 1940 года во время проведения государственных испытаний у земли была зафиксирована максимальная скорость 376 км/ч и 460 км/ч на большой высоте. При общей массе 4270 кг и мощности силовой установки всего 1000 л.с. (735 кВт) эти показатели были удивительными.

В компании Рогожарски планировали, что серийные самолеты получат несколько модифицированный планер и новую силовую установку из двух британских двигателей Rolls-Royce Merlin или немецких Daimler Benz DB-601. Однако начавшаяся Вторая Мировая война не позволила этим планам реализоваться.

Во время вторжения нацистской Германии в Югославию Р-313 находился в составе 603-й учебной эскадрильи военно-воздушных сил и, стремясь спасти самолет от уничтожения, экипаж перегнал машину на более безопасный аэродром в Мостаре. Перед распадом югославской армии в командовании военно-воздушных сил было принято решение эвакуировать прототип в Грецию. К сожалению машина была перегружена и во время взлета у нее сломалась стойка шасси. Самолет был брошен и впоследствии уничтожен. Так закончилась история легкого бомбардировщика-штурмовика Р-313, который демонстрировал относительно высокий уровень югославских авиаконструкторов и который мог стать одним из основных самолетов ВВС Югославии.

деревянная модель легкого бомбардировщика-штурмовика Рогожарски Р-313

деревянная модель легкого бомбардировщика-штурмовика Рогожарски Р-313

12-цилиндроваый рядный двигатель воздушного охлаждения Walter Sagitta I-SR

12-цилиндроваый рядный двигатель воздушного охлаждения Walter Sagitta I-SR

схема прототипа легкого бомбардировщика-штурмовика Рогожарски Р-313

схема прототипа легкого бомбардировщика-штурмовика Рогожарски Р-313

прототип легкого бомбардировщика-штурмовика Рогожарски Р-313. Снимок сделан примерно в 1940 году

прототип легкого бомбардировщика-штурмовика Рогожарски Р-313. Снимок сделан примерно в 1940 году

раскрашенное фото прототипа легкого бомбардировщика-штурмовика Рогожарски Р-313. Снимок сделан примерно в 1940 году

раскрашенное фото прототипа легкого бомбардировщика-штурмовика Рогожарски Р-313. Снимок сделан примерно в 1940 году

схема окраски прототипа легкого бомбардировщика-штурмовика Рогожарски Р-313

схема окраски прототипа легкого бомбардировщика-штурмовика Рогожарски Р-313

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Рогожарски Р-313

Назначение: легкий бомбардировщик-штурмовик

Статус: прототип

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: два 12-цилиндровых рядных двигателя воздушного охлаждения Walter Sagitta I-SR, развивавших мощность по 500 л.с. (368 кВт) и вращавших трехлопастные винты

Размеры:

размах крыла 13,00 м
длина 11,00 м
высота 2,68 м
площадь крыла 26,40 м²

Масса:

пустого самолета 2950 кг
взлетная 4270 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость
• у земли 376 км/ч
• на высоте 4000 метров 460 км/ч
время набора высоты
• 1000 метров 2,0 мин
• 3000 метров 5,7 мин
дальность полета 860 км

Количество изготовленных: 1 экземпляр

источники:

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnyi-legkii-bombardirovschik-shturmovik-rogozharski-r-313

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account