Путь танка. Часть 4.3. Mark IV Wire-pulling tanks. Раздавить германскую гадину

11
Путь танка. Часть 4.3. Mark IV Wire-pulling tanks. Раздавить германскую гадину

Путь танка. Часть 4.3. Mark IV Wire-pulling tanks. Раздавить германскую гадину

Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.

История танков-разграждения на шасси Марк IV для растаскивания колючей проволоки

Реальностью Первой мировой войны было не просто наличие кавалерии у всех воюющих армий, но и попытки активного использования конницы на поле боя. Планировалось использование британской кавалерии и при преодолении Линии Гинденбурга в ходе наступления при Камбре. К осени 1917-го года танки уже показали себя как сила, способная за короткий срок и без помощи артиллерии преодолеть линию любых проволочных заграждений, просто разорвав их и вдавив в землю. Но, если для пехоты этого было достаточно, то для конницы такой вариант раздражения не подходил. Даже после захвата и прорыва всех линий обороны конница не могла войти в разрывы линии фронта, кони просто не могли преодолеть участки фронта, на которых колючая проволока находилась просто на земле. Для решения этой задачи так же были привлечены танки — растягиватели проволоки — Wire-pulling tanks.

При планировании прорыва Линии Гинденбурга у Камбре основной задачей кавалерии британской армии виделся обход городов, укрепленных пунктов противника, подвергшихся атаке танков. Обойдя города и пункты сопротивления, конница должна была прервать связь и снабжение, а, заняв перекрестки дорог и мосты через каналы, предотвратить подход подкреплений. Основной задачей стала изоляция места проведения операции. Для этого было необходимо преодолеть построенные в 1917-м году проволочные и противотанковые заграждения 160-ти километровой Линии Гинденбурга или, как называли её в Германии, Siegfriedstellung, протянувшейся от Ланса до Суассона. Основу проволочных заграждений составляли не привычные всем по кино рогатки, а проволочные сети и поля на вертикальных кольях.

Обычные танки разрывали проволоку или ломали колья, втаптывая колючку в землю. Прикрытые броней пехотинцы аккуратно переходили заграждения и начинали, поддерживаемую танками, очистку окопов. Но при этом солдат в сапогах с твёрдой подошвой мог проходить по земле, даже если под ногами оставались проволочные колючки. Но eё остатки по прежнему ранили ноги лошадей и выводили их из строя. Для преодоления колючей проволоки кавалерией был разработана специальная танковая тактика и созданы приспособления в виде якоря на тросе. Для начала танк прорывал проволоку, как и в обычном случае своей массой и гусеницами. Проехав за край проволоки с танка сбрасывались крюки в виде якорей.

Когда якоря падали на землю, танк начинал сдавать задним ходом, якоря цепляли проволоку и начинали тащить её за танком, вырывая колья из земли и собирая в кучу всё новые и новые ряды проволоки. В какой-то момент танк вообще скрывался за её нагромождениями. Практически все танковые экипажи перед битвой при Камбре прошли в учебной танковой школе в Вайли. (Tank Driving School, Wailly). На полигоне школы были построены полные аналоги укрепления германской линии и экипажи изучали не только технику преодоления препятствий и умение водить боевые машины, но и отрабатывали тактические приёмы вместе с пехотой и поддерживаемыми подразделениями, одним из которых являлось растаскивание проволоки.

На танках, которые были предназначены для растаскивания проволоки, сзади обозначались буквами «WC» — wire crusher — «уничтожители проволоки». Якорь был очень похож на обычный морской, только его задачей было не зарыться в землю, а скользить по ней, собирая с грунта всю проволоку. Четырёхлапые якоря крепились мощными серьгами к тросам, закрепляемым на танке.

Танковый якорь, найденный при Камбре (https://tank100.com/training-combat/cambrai-wire-pulling-tanks/)

Танковый якорь, найденный при Камбре (https://tank100.com/training-combat/cambrai-wire-pulling-tanks/)

После того, как танк стянул и вырвал из земли заграждения на широком участке, продолжая двигаться задним ходом, танк поворачивал и начинал движение параллельно линии заграждений, убирая проволоку с пути кавалерии. Вал проволоки был высотой 2-3 метра. После поворота танка проволока разрывалась. Танк продолжал двигаться задним ходом параллельно заграждениям, пока не образовывался достаточный для конницы проход. По крайней мере при испытаниях в в учебной танковой школе в Вайли таким образом танки освобождали для конницы участки по 50-60 метров, полностью сломав все колья и разорвав проволоку.

Но даже прорыв проволоки и проход через неё не позволил кавалерии выполнить поставленную задачу развития наступления в глубину. Главной проблемой стала даже не неполная очистка территории от колючей проволоки, при которой кавалеристам приходилось спешиваться и проводить лошадей шагом из-за оставшихся неубранными мотков проволоки и обломков кольев. Германская армия применила новую тактику в обороне, зарывшись в землю, обороняющиеся в укрепленных пунктах часто пропускали танки и пехоту мимо себя, открывая затем огонь по такой легкой и крупной цели, как всадник. Подавление таких позиций требовало остановки наступления, возврата техники, что сильно задерживало наступление. В итоге к наступлению темноты над полем боя кавалерия не успела далеко уйти, а тем более закрепиться, и её эскадронам пришлось отходить на исходные позиции, особенно после того, как оказалось, что мосты через канал Л’Эско разрушены и на другой берег переправится невозможно.

IV-й танковый корпус использовал тактику с «разрушителями проволоки» при прорыве линии обороны. Танки действовали группами по четыре машины на 150 метровом участке фронта. Первый танк (на схеме А) — «разрушитель проволоки» проделывал проход в заграждениях, обозначал его красными флажками, проезжал в проделанный проход, сбрасывал фашины в первый ров, брал немного влево и двигался к главной линии укреплений, второй танк (на схеме С) проезжал за ним по сброшенным фашинам и принимал немного вправо, так же продолжая двигаться вперед. Третий (В) и четвертый (D) танки самостоятельно преодолевали проволоку и ров, сбрасывая свои фашины и двигаясь затем вдоль передовой траншее направо, оказывали поддержку пехоте по их очистке от противника. Первые два танка в это время обстреливали главную линии окопов.

Второй танк С проламывал проволоку и сбрасывал фашины в ров, по которым должны были пройти все четыре танка. В это время танки A и D двигались вдоль основной линии окопов и обеспечивали продвижение танка С, затем оба переезжали вторую линию траншей. Последний танк В так же по этим фашинам замыкал группу, преодолев рубеж. Пехота должна была двигаться взводными колоннами за танками в 150-ти метрах от них, обеспечивая подавление опорных пунктов поддержанная огнем танков. По подготовленной танком А прорехе в колючей проволоке в прорыв должна была вводится кавалерия, когда пехота очистит первую и вторую линию обороны.

В ходе Битвы при Камбре единственным родом войск, который полностью выполнить свои задачи, даже потеряв львиную долю техники стали танкисты. Ошибки при планировании операции привели к тому, что локальный танковый успех не был развит и превращен в стратегический. Кавалерия полностью провалила свои задачи, за исключением редкой удачи канадских конников из эскадрона В Форта Гарри Хорс (B Squadron, The Fort Garry Horse), которые смогли пройти вслед за танками через линию обороны германцы и переправится по импровизированному мосту через канал, рядом с одним из шлюзов.

“B” Squadron of the Fort Garry Horse на учениях по преодолению рвов

“B” Squadron of the Fort Garry Horse на учениях по преодолению рвов

Продвигаясь вперед, кавалеристы сильно обогнали все остальные части и не были поддержаны пехотой. В итоге вместе с двумя группами танков конница освободила городок Масниерес и сделала попытку развить наступление. В итоге она была практически окружена германскими частями и отступила, полностью потеряв весь конный состав. Из 150-ти бойцов в расположение своих вернулось пешим ходом всего 43. Все танки, действовавшие вместе с кавалеристами, так же были потеряны.

Австралийская кавалерия при Камбре

Австралийская кавалерия при Камбре

Опыт совместного применения кавалерии, пехоты и танков в первый день Сражения при Камбре показал, что союзники нащупали правильную тактику и больше опутанные километрами проволоки линии обороны не неприступны. 1918-й стал годов повсеместного применения танков, которые доказали, что они способны изменить лицо войны.

Mark IV Wire-pulling/Тяжёлый танк Марк IV растаскиватель проволоки

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1917

Кол-во выпущенных Wire-cutting Mark IV всего: 32

Производитель: William Foster & Co

Размеры: 8060×4110(самец)×2490 см

Ширина трака: 521 мм

Боевая масса: 28 000 кг «самец»/26 400 «самка»

Экипаж: 8

Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 125 hp

Скорость: 6,4 km/ч

Вооружение:

Ordnance QF 6-pounder 6 cwt (57-мм) Hotchkiss Mk I /L23, 3 ×7,7-мм Lewis gun («самец»)

5 × 7,7-мм Lewis gun («самка»)

Бронирование: 10-12 мм

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-43-mark-iv-wirepulling-tanks-razdavit-germanskuiu-gadinu-61bf74dd2170a965dba84871

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account