Интересная статья с канала «частные суждения» на яндекс-дзене.
«Пойдёшь налево — просто лес,
Пойдёшь направо — тоже лес.
Но если ты в дупло полез,
Перед тобой волшебный лес!»
фильм 1964 года «Сказка о потерянном времени».
В советских детских фильмах-сказках герой-попаданец был вполне обычным явлением. Исключение составляли разве что фильмы по классическим сюжетам, заимствованным у Шарля Перро, братьев Гримм и из народных сказок. А вот почти все советские литературные сказки были посвящены тому, как обычный советский школьник/школьница попадает в сказочный мир. Самый первый подобный фильм вышёл ещё в 1935 году и назывался «Новый Гулливер». В нём советский пионер попадал в сказочную Лилипутию и помогал там местному пролетариату устроить революцию.
Подобным же образом действует Оля в фильме «Королевство кривых зеркал», ниспровергая сказочных злодеев-аристократов пением пионерской песенки. К тому времени мировая революция стала неактуальной, а сказочный пролетариат, хоть и оставался по-прежнему добр и честен, но на баррикады уже как-то не рвался. Поэтому пришлось в конце применить авторский произвол, чтобы сокрушить гнёт волшебных монстров.
Последующие советские киносказки с попаданцами, такие как «Там, на неведомых дорожках…» или «Пока бьют часы», решили эту проблему. Советские школьники в них не обладают какими-то мэри-сьюшными возможностями, они всего лишь поступают как порядочные люди. И тем самым помогают местным жителям избавиться от злодеев, который в данных фильмах вовсе не являются местной властью, а совсем напротив, захватчики или узурпаторы. В первом фильме и вовсе пионер возвращает власть царю, хоть и сказочному, свергнув власть мятежного Кощея.
Нельзя не упомянуть и фильм «Приключения в городе, которого нет». Эта киносказка появилась в 1974 году, она представляет собой кроссовер из множества книжных реальностей. Главный герой в ней отнюдь не является примерным учеником. Он двоечник и книжек не читает, отчего в мире, в котором он оказался, не может отличить врагов от друзей и постоянно влипает в неприятности. Но правильное советское воспитание и помощь положительных персонажей в конечном итоге позволяют ему разобраться в происходящем.
Были в советских киносказках и хронопопаданцы. Например, в фильме 1970 года «Шаг с крыши» последовательно попадает в первобытное племя, во Францию XVII века и во время нашей Гражданской войны. Но на ход истории этот герой никак не влияет.
Есть ли что-то общее в этих советских попаданческих киносказках? Да, всем им присущи некоторые схожие черты. Мир, в котором они оказались, очень камерный. Всё действие происходит в пределах одного городка и его окрестностей, у героя обычно нет возможности путешествовать по всей сказочной реальности. Миры, в которые попадает герой, литературны. Даже персонажи фильма «Там, на неведомых дорожках…», хоть и имеют внешность фольклорных прототипов, но характер и их реальные возможности выдают в них существ из литературно обработанных, а вовсе не аутентичных народных сказок. В противном случае пионеру-попаданцу пришлось бы намного хуже.
На что больше всего похожи все вышеперечисленные попаданческие киноистории? На пребывание советского экскурсанта за рубежом, в капиталистической стране. Он не может ездить по стране пребывания там, где ему вздумается. Все официальные экскурсии советских граждан в подобных турпоездках были связаны с историческими или культурными местами, отсюда и подчёркнутая литературность. Юному пионеру даже в голову не приходит остаться в сказочном мире, поскольку для детского кино невозвращенцы — жестко затабуированная тема. Он в любых обстоятельствах помнит об «облико морале» и постоянно демонстрирует приверженность высоким идеалам советского общества. Наконец, он, по мере возможности, помогает местным угнетённым в их борьбе с социальным злом.
И хотя в поздних советских фильмах-сказках герои из нашего мира уже не стремились обязательно устроить революцию, как это было в 1930-х, но тем не менее они всегда готовы поддержать местную «хорошую» сторону против заведомо «плохой». Но вот содержание этих сторон со временем заметно менялось. Если прежде злодеем обязательно был если не буржуй, то аристократ, то уже в фильме 1974 года «Приключения в городе, которого нет» в роли главного злодея выведен чиновник-бюрократ, «советник Снежной королевы». А в позднесоветском фильме «Там, на неведомых дорожках…» антагонистом является натуральное хтоническое зло, в лице Кощея и его команды сказочных маньяков. Впрочем, такая же ситуация была показана в куда более ранней кинокартине. А именно — в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити», снятом ещё в 1975 году.