Что можно увидеть на барельефах: Кем и с какой целью были построены пирамиды
Интересная статья с канала «Цитадель адеквата» на яндекс-дзене.
Есть мнение, что пирамиды — высокотехнологичное оборудование, предназначенное, возможно, для космической связи. И лишь задним числом приспособленное египтянами для выполнения функций гробниц. Ибо невозможно же, в самом деле, поверить, будто сооружения столь грандиозные и требующие колоссальных трудозатрат строились специально для складирования мумий. Это очень интересное мнение, базирующееся, однако, на неверных предпосылках. Тем не менее, и его стоит рассмотреть, прежде чем отвечать на вопрос, вынесенный в заглавие.
Во-первых, пирамиды строились не абстрактными «египтянами», а конкретными фараонами, каждый из которых брался за этот мегапроект не ради блага отечества, а лично для себя или для ближайших родственников. Не считая банальных понтов — самого очевидного и вполне достаточного объяснения гигантомании, — у правителей Египта для строительства колоссальных гробниц были и причины практические. Как политические, — в виде прославления династии, — так и религиозные. Ибо замысловатая египетская обрядность преследовала цель максимально комфортного обустройства клиента в лучшем мире.
Во-вторых же, «гигантские» и «невероятные» затраты труда связанные со строительством пирамиды отнюдь не являлись таковыми. Даже с учетом пирамид, расход строительного камня не душу населения в Египте был 10-20 раз ниже, чем в Греции или Риме. На фоне же действительно колоссальных трудозатрат связанных с ирригационными проектами в самом Египте такой статьёй, как пирамидостроительство, вообще можно пренебречь. Один только 700-километровый канал, дублирующий русло Нила потребовал на порядок большего труда, чем все пирамиды вместе взятые.
Другой вопрос, что пирамиды, в отличие от каналов, требовали и весьма весомых финансовых вложений. Грабители ломились в них не просто так, а в поисках сокровищ. Но здесь мы возвращаемся к первому пункту. Это было золото фараона, которое он использовал для собственного, как ему казалось, блага.
…Ну а теперь, проехавшись по альтернативным воззрениям, можно обратиться и к заглавному вопросу. Ибо он правильный, а ответ на него отнюдь не очевиден. С одной стороны, грандиозные мавзолеи — не исключительная прерогатива Египта. Курганы вождей были обычны у варваров. Уместно вспомнить про вечно живого Ильича, Тадж-Махал и терракотовую армию Цинь Шихуанди… Тем не менее, Египет — единственная страна, в которой усыпальницы правителей, к тому же настолько огромные, чтобы ещё в древности заслужить право считаться одним из чудес света, являются основной, и даже практически единственной достопримечательностью. То есть, если сравнить затраты египтян на строительство пирамид с затратами прочих народов на сооружения аналогичного функционала, получится что-то действительно очень странное.
Специфика египетской культуры не может быть объяснением сама по себе, так как сходные методы увековечивания памяти о вождях были весьма распространены в мире. Особенности египетских технологий… Объясняют ситуацию до некоторой степени. Ну, в самом деле, не мог же фараон приказать своим подданным возвести в его честь мост через Нил, или триумфальную арку, или Колизей, или величественный храм, возносящий к небесам купол и минареты, или дворец, подобный Версалю? Не мог. Ибо подданными, способными такие задачи осилить, не располагал. Египтяне не могли арку. А значит, и почти ничего не могли.
Ну, как «ничего»? Ничего изящного, сложного в исполнении. Зато трудоёмкое ещё как. И это являлось спецификой всех ирригационных культур. В условиях избытка тепла, света и регулируемого орошения собственно сельское хозяйство — обработка земли, посев и уборка урожая, — занимали у крестьянина от силы 20 дней в году. Остальное же время он вышеупомянутое орошение налаживал. А значит, житель Египта был в первую очередь строителем, и лишь во вторую — земледельцем. И его не только можно было без ущерба для продовольственной программы привлекать к осуществлению мегапроектов почти на весь год. Он ещё и располагал сложными навыками. И огромным опытом в таких делах, что увеличивало производительность его труда, сравнительно с обычным мобилизованным крестьянином, кратно.
Примерно в равной степени вышеуказанное касается египтян, жителей Месопотамии, индейцев Мексики и инков. Все «ирригационные» народы в тем или иным образом прославились своими, требующими огромных затрат труда постройками. Не обязательно пирамидами, — инкские крепости и геоглифы Наска также идут в зачёт. Но пирамидами в том числе. Причём, тут даже можно выявить закономерность. Пирамиды, — искусственные горы по сути — строили равнинные ирригаторы. Инкам, под ирригацией понимавшим сооружение террас на склонах, гор вполне хватало и натуральных. Можно даже предположить, что они были сыты горами по горло.
…Таким образом, появление именно пирамид на берегах Нила вполне закономерно. А значит, проблема сводится к выбору между ступенчатой пирамидой — зиккуратом, — как в Мексике или Месопотамии, — и пирамидой обычной, египетского образца. Первая является культовым сооружением — храмом — поднятым к небу на высоком постаменте. Вторая же — реализацией идеи кургана вождя на уровне возможностей императора державы с многомиллионным населением.
И вот уже на этапе выбора между типами пирамид сказывается специфика египетской государственной организации. Фараон возглавлял, как жреческую, так и военную касты, но в большей степени был всё-таки воином — вождём, а не первосвященником. Плюс, фигурой куда более центральной и сакральной, чем цари городов-государств Месоамерики или Междуречья. Жречество же в Египте было подчинено царской власти и обслуживало её.
Фараон, конечно, не скупился и на строительство храмов, но самые грандиозные сооружения он оставлял для себя лично. Часовня на вершине ступенчатой пирамиды ему была не нужна. Подниматься туда по длинной лестнице каждый день, чтобы вознести славу богам, казалось ему не лучим способом времяпрепровождения.
…И да. На барельефе фараон и змея, рождающаяся из цветка лотоса, совместными усилиями олицетворяют ежегодный разлив Нила. А ещё увидеть там можно иероглифы, которыми вышеуказанное и написано. Специально. Чтобы кто-нибудь не подумал, что фараон лупит своих слуг по головам электрической лампочкой.