Железные дороги Венгрии в советский период. Часть 2. Тепловозы 50-х — 60-х годов. Альтернативная вселенная Великой Венгрии.
Тепловоз ММ1
На начало 50-х годов в Венгрии всё ещё было много неэлектрифицированных участков пути, и была необходимость в тепловозах — как магистральных, так и маневровых, а поэтому, как и в РИ, в 1954 годах в Швеции была закуплена партия из 20 тепловозов NoHAB AA16 (в РИ известен как М61). В ВНР этот тип локомотивов получил название ММ1 (Motormozdony — тепловоз).
Тепловозы ММ2 и ММ3
Такие действия со стороны венгерского руководства вполне закономерно вызвали ухудшение отношений между СССР и ВНР. СССР стал оказывать политическое давление на Венгрию, в итоге принудив её разорвать контракт с NoHAB на поставку ещё 20 тепловозов ММ1. А поскольку потребность в маневровых, да и магистральных тепловозах осталась, то Венгрии пришлось обратиться с запросом о помощи к странам-соседям по соцлагерю. Первой откликнулась Чехословакия, поставив 40 маневровых тепловозов Т669, экспортировавшихся в СССР как ЧМЭ3. После прибытия в Венгрию тепловозы получили обозначение ММ2 (все тепловозы — маневровые и магистральные имели сквозную нумерацию).
СССР долго затягивал переговоры, но в итоге дал согласие на отправку в ВНР 20 магистральных грузопассажирских тепловозов М62, получивших в Венгрии обозначение ММ3. Примечательно, что в СССР предвидели такой сценарий развития событий и заранее спроектировали тепловоз под колею 1435 мм и в еврогабарите с учётом особенностей железных дорог Венгрии.
Тепловоз ММ4
В 1964 году в СССР купили 10 маневровых тепловозов ТГМ23, в Венгрии переименованных в ММ4. Машинисты-тепловозники не любили его за плохую шумоизоляцию кабины и прозвали его «Шмелём» за характерный звук работы двигателя.