50 единиц тяжёлых экранопланов системы МГС СМБ

1

Несколько цитат и картинок с адреса sssorgcom.wmsite.ru — все права, как обычно, принадлежат авторам идей, текстов, изображений, концепций, моделей.
Основным элементом МГС СМБ будут являться двухрежимные тяжёлые экранопланы II поколения с полной взлётной массой около 750 тонн, скоростью полета 400-500 км/час и радиусом действия от места базирования 3000-4000 км.

Экраноплан II поколения МГС СМБ (вариант дизайна). Изображение с сайта sssorgcom.wmsite.ru

Несмотря на уже относительно длительную историю экранопланостроения, сейчас все еще отсутствует общепринятое определение этого вида техники. Не поставлены определенные и конкретные принципы во главу угла проектирования экранопланов. Отсутствует четкое понимание их места в системе транспортных средств. Большинство научных работ в области технико-экономических обоснований использования экранопланов довольно поверхностны.

Тем не менее, имеются и положительные исключения. Так, в работе В.П.Соколянского и др. исследователей из ЦАГИ достаточно подробно выполнены сопоставительные оценки эффективности экранопланов и самолетов. Показано, что экранопланы предпочтительнее на трассах перевозок с частыми посадками. Это экономическая сторона экранопланостроения, требующая дальнейших точных оценок на конкретных трассах, при определенных пассажирогрузопотоках, метеорологических условиях, с учетом наличия соответствующей инфраструктуры и т.д. и т.п. Без таких конкретных оценок не обойтись при выработке основ технического облика экранопланов и идеологии экранопланостроения.

Международная Глобальная Система - Система Морской Безопасности. Изображение с сайта sssorgcom.wmsite.ru

Д.т.н. Э.А.Афрамеев, разработчик концепции двухрежимного тяжелого экраноплана II поколения и автор идеи создания МГС СМБ, считает, что два постулата должны быть положены в основу технической стороны идеологии экранопланостроения:
— постулат возможностей: экранопланы должны обеспечивать возможность решения в море задач, которые другие быстроходные средства не способны решать в связи с особенностями своего технического облика;
— постулат безопасности: экранопланы должны обеспечивать несравнимо больший уровень безопасности эксплуатации для пассажиров и грузов по отношению к другим типам быстроходных средств (самолетам и др.), эксплуатирующимся над водной поверхностью.

Постулат возможностей определяет наличие в техническом облике экранопланов таких особенностей, которые не могут быть реализованы в облике других средств. Основной из них является двухрежимность – способность экранопланов как совершать длительный полет с авиационными скоростями, так и длительное плавание на поверхности воды подобно судам. Именно эту особенность Э.А.Афрамеев имел ввиду, когда вводил в лексикон экранопланостроения термин “второе (II) поколение” (термин “поколение” применим только к объектам со значительными, принципиальными отличиями от предшественников).

Малоизвестное об Р.Е.Алексееве. Изображение с сайта sssorgcom.wmsite.ruМалоизвестное об Р.Е.Алексееве

В начале 1970-х годов несколькими научно-исследовательскими и проектными организациями судостроительной и авиационной промышленности была выполнена научно-исследовательская работа “Взлет”, посвященная оценке возможности создания экраноплана – носителя группы боевых самолетов (ЭНБС). С 1977 года работы были продолжены по теме «Взлет-2-МСП» («Проектные и экспериментальные исследования в обеспечение отработки аэрогидродинамической компоновки перспективных экранопланов»).
Приказом министра судостроительной промышленности Р.Е.Алексеев был назначен главным инженером НИР «Взлет-2-МСП», а начальник сектора проектного отделения ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова, ныне д.т.н., засл.конструктор РФ Э.А.Афрамеев – ее руководителем. Общее руководство работами по теме ряда организаций и предприятий судостроительной промышленности, в т.ч. по выбору конструкционных материалов перспективных экранопланов, определению основных параметров их энергетических установок, разработке вопросов технологичности конструкций и принципиальной технологии постройки указанным выше приказом было возложено на ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова.
Параллельно с организацией работ по отрасли Э.А.Афрамеев поставил проектные и экспериментальные исследования и разработки по тяжелым экранопланам II поколения собственно в ЦНИИ. В проведении исследований участвовали все основные подразделения ЦНИИ и его Нижегородского Филиала, занимавшиеся вопросами аэродинамики, гидродинамики, прочности конструкций, энергетических установок. Т.о., исследования и разработки перспективных экранопланов осуществлялись сразу в двух центрах – ЦКБ по СПК и ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова. При этом ЦНИИ обеспечивал проведение на своих опытных установках и основного объема экспериментальных исследований всех организаций судостроительной промышленности, участвовавших в НИР «Взлет-2-МСП».
Руководитель НИР «Взлет-2-МСП» Э.А.Афрамеев построил взаимоотношения с Р.Е.Алексеевым и работу по теме таким образом, что никакого давления на принимаемые последним решения по облику разрабатываемых отделом перспективного проектирования ЦКБ по СПК экранопланов не оказывалось. Имели место только обсуждения на соответствующих технических совещаниях результатов исследований как компоновок ЦКБ по СПК, так и компоновок, разрабатывавшихся ЦНИИ. Поэтому, как особую похвалу в свой адрес, Э.А.Афрамеев расценивает фразу Р.Е.Алексеева, высказанную им после окончания НИР: «Наконец-то удалось поработать, когда никто не мешал».

Идея экранопланов II поколения и МГС СМБ

Из результатов НИР “Взлет” было ясно, что создание ЭНБС с потребной массой 2500-3000 тонн для базирования группы самолетов представляет собой трудную, практически невыполнимую, техническую задачу, особенно в части энергетической установки, и что работы, ориентированные только на ЭНБС, не имеют реальной перспективы. Поэтому Э.А.Афрамеев решил основной объем проектных и экспериментальных исследований в НИР «Взлет-2-МСП» переориентировать на тот типоразмер экраноплана, который может быть обеспечен энергетическими установками ближайшей перспективы. Такой экраноплан можно было трактовать, как крупный аналог ЭНБС, который необходим для отработки взлета одиночного самолета и поиска технических решений по ЭНБС.
Применительно же непосредственно к ЭНБС он решил ограничиться только проработками его облика на бумаге, в основном – для отчетности по теме.
Это предложение руководителя темы было сразу же принято Р.Е.Алексеевым, который сам понимал бесполезность траты времени и усилий на нереальные разработки. Такой подход и был осуществлен как в работах ЦНИИ им.ак.А.Н.Крылова, так и отдела перспективного проектирования ЦКБ по СПК.
Первая и основная задача при проектировании экранопланов – выбор концепции азрогидродинамической компоновки.
Концепции, заложенные в НИР «Взлет-2-МСП» в аэрогидродинамические компоновки экранопланов ЦКБ по СПК и ЦНИИ, были сугубо различными. Концепция Р.Е.Алексеева преследовала целью создание совершенного в аэродинамическом отношении экраноплана, имеющего неоспоримое преимущество перед самолетами в аэродинамическом качестве и, в конечном счете, в полетной эффективности. Отсюда такие нетривиальные решения в компоновке экраноплана, как аэродинамическая схема «летающее крыло», убирающиеся в полете мягкие надувные баллонеты (обеспечивающие режимы плавания, взлета и посадки), энергетическая установка с высокоэффективными турбовинтовыми двигателями (в том числе и для поддува под несущие поверхности в переходных режимах).

Аэродинамическая схема Летающее Крыло. Изображение с сайта sssorgcom.wmsite.ru

В процессе работ были рождены и апробированы на моделях, вплоть до самоходных, идеи экранопланов с крылом малого удлинения, усовершенствования «самолетной» схемы с помощью элементов «составного крыла», транспортно-амфибийных платформ с постоянным поддувом. Ряд разработок, выполненных Р.Е.Алексеевым и его сотрудниками в теме, уже востребованы практикой, а другие дают богатую почву для размышлений и дальнейшего творчества.
Однако обеспечение корабельных качеств у компоновок, разрабатывавшихся отделом перспективного проектирования Р.Е Алексеева, было явно недостаточным. По сути, разрабатывавшиеся экранопланы были однорежимными, т.е. имевшими только один основной режим – полетный. А в отношении их компоновок на часто задававшийся в те времена вопрос: “Что же такое экраноплан – летающий корабль или плавающий самолет?” можно было однозначно ответить: ”Плавающий самолет”.
Разработки экранопланов в ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова, напротив, исходили из концепции экранопланов, как двухрежимного вида морской техники, комбинированно сочетающего в себе качества, присущие водоизмещающим судам и самолетам, что предопределяло первенство не столько аэродинамического совершенства, сколько корабельных качеств экранопланов (т.е. концепция “летающий корабль”). Эта концепция органично вытекает из приведенных выше постулатов возможностей и безопасности в проектировании экранопланов. Решение задачи создания тяжелых экранопланов в рамках этой концепции и на основе известной аэродинамической схемы «составное крыло» не представлялось и не является столь трудным по сравнению с концепцией Р.Е.Алексеева.
Большие усилия всего коллектива отдела перспективного проектирования Р.Е.Алексеева и его преимущественное и значительное финансирование (3/4 из выделенных на НИР «Взлет-2-МСП» 2,3 млрд. рублей), к сожалению, не привели к успеху. Причиной прекращения в дальнейшем работ по экранопланам концепции “плавающий самолет” послужил отрицательный результат в обеспечении продольной устойчивости полета экранопланов с аэродинамической схемой “летающее крыло”.
Положительные результаты работ в НИР «Взлет-2-МСП» по компоновке “летающий корабль”, подтвержденные другими НИР, которые в дальнейшем продолжал Э.А.Афрамеев, позволили ему окончательно сформулировать концепцию перспективных тяжелых экранопланов, как двухрежимных тяжелых экранопланов II поколения.
Кроме того, анализ всего объема уже имеющегося опыта, разработок и исследований по экранопланам привел его к выводу о нецелесообразности создавать этот новый вид техники в военных целях. По мнению Э.А.Афрамеева, экранопланы могут найти применение, прежде всего, для решения специальных задач в морских условиях. И первоочередной системой на основе двухрежимных тяжелых экранопланов II поколения им была предложена к созданию Международная Глобальная Система Морской Безопасности (МГС СМБ), рамочную концепцию которой он разработал.

В соответствии с концепцией, Международная Глобальная Система Морской Безопасности будет состоять из 12 – 13 портов – баз, расположенных на Дальнем Востоке, в Юго – Восточной Азии, Африке, Европе, Северной и Южной Америке, Австралии, и около 50 тяжелых экранопланов, размещенных в них. Вышеназванное количество портов–баз позволяет, с учетом радиуса действия экранопланов, охватить системой безопасности все основные районы мирового судоходства, рыболовства, интенсивного использования авиации, добычи и транспортировки нефти и других ископаемых и т.д. Наличие в каждой базе 3 – 4 экранопланов обеспечит, после получения сигнала бедствия или другого целеуказания, незамедлительный вылет 1 – 2 из них к месту происшествия и решение поставленной задачи в течение нескольких часов.

Размещение баз МГС СМБ и охватываемые ею зоны (точками отмечены места аварий судов). Изображение с сайта sssorgcom.wmsite.ru

Основным элементом МГС СМБ будут являться двухрежимные тяжелые экранопланы II поколения с полной взлетной массой ок. 750 тонн, скоростью полета 400-500 км/час и радиусом действия от места базирования 3000-4000 км. Они способны взлетать и садиться на воду при волнении до 5 баллов включительно (т.е. при волнах высотой до 3,5-4,0 м), что позволит эксплуатировать их в открытом море до 95% времени в году (по условиям волнения моря). Двухрежимность означает, что эти экранопланы (в отличие от однорежимных экранопланов I поколения, дальность плавания которых составляет не более 50 км) могут длительно передвигаться по водной поверхности и даже дойти до порта-убежища из любой точки своего нахождения на воде малым ходом со скоростью ок. 15-20 узлов в случае, если по каким-либо причинам нельзя будет совершить полет (из-за волнения моря, отказа каких-либо систем, обледенения и т.п.). Каждый экраноплан может доставить к месту происшествия широкую гамму спасательных средств, начиная от плотов и самоходных катеров до судна-постановщика боновых заграждений от разлива нефти, батискафа и вертолета. На борту экраноплана еще до прибытия в порт потерпевшие могут получить медицинскую помощь любого уровня.

Для России развитие системы СМБ представляет интерес прежде всего в двух регионах – в районе Баренцева моря – Северной Атлантики и Охотского моря – Западной части Тихого океана. В каждом из них достаточно наличия одного пункта базирования по 3 – 4 единицы экранопланов в каждом пункте. Кроме России в финансировании создания этих региональных пунктов, в первую очередь, должны участвовать страны Скандинавии, Исландия, Англия, Япония и Китай, соответственно. Эти средства будут израсходованы, в основном, на участие российских же предприятий и организаций в разработке и строительстве экранопланов и инфраструктуры СМБ. При этом бюджетные ассигнования должны обеспечивать только долю создания и эксплуатации системы СМБ в интересах Военно-морского флота и других государственных структур.

План экраноплана МГС СМБ с фрагментом снятой палубы (вариант дизайна). Изображение с сайта sssorgcom.wmsite.ru

Вид с боку экраноплана МГС СМБ (вариант дизайна). Изображение с сайта sssorgcom.wmsite.ru

Продольный разрез по корпусу экраноплана МГС СМБ (вариант дизайна). Изображение с сайта sssorgcom.wmsite.ru

Новости сайта об экранопланах: 21 марта 2010 года сайт был создан.
5 мая 2011 года сайт был восстановлен после падения сервера.
Список литературы: sssorgcom.wmsite.ru/literatura
См. также: Афрамеев Э.А.: Р.Е.Алексеев и идеология экранопланостроения. Судостроение (788) январь-февраль 1’2010


Дополнение. В 2010 году было заявлено, что производство экранопланов возобновляется

Ракета Club, Клаб, 3m54e16 июля 2010г. Производство экранопланов возобновляется — Центральное конструкторское бюро им. Алексеева в ближайшее время планирует возобновление проектных и опытно-конструкторских работ по созданию экранопланов для нужд силовых структур России. Об этом сообщил "Интерфакс" со ссылкой на заявление начальника отдела качества ЦКБ Евгений Мелешко. По его словам, ЦКБ уже получило заявку правительства на возобновление работ.
В 2010-2011 гг. будут идти проектные работы, а с 2012 г. начнутся опытно-конструкторские работы и будет создаваться "достаточно крупный экраноплан". "Для нашего предприятия это достаточно большой объем работ, большинство специалистов предприятия будут работать по этой теме", — заявил Мелешко.

24 сентября 2010г. Россия возобновляет работы по созданию экранопланов — До октября в правительство РФ должна быть представлена концепция создания экранопланов нового поколения. Речь будет идти о линейке экранопланов водоизмещением 50, 100 и 600 тонн.

25 сентября 2010г. Серийное производство российских экранопланов начнется после 2015 года — Перспективные корабли будут двойного назначения и в случае военного конфликта будут использоваться Министерством обороны России. На одном из создаваемых аппаратов можно будет разместить 32 ракеты типа "Клаб". Напоследок Платонов отметил, что проектирование экранопланов уже ведется.

Клаб-U (англ. Club-U) — модульный комплекс ракетного оружия, предназначен для оснащения кораблей (судов) различных классов. В отличие от аналогов, производит пуск ракет не только в вертикальном положении. Предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов (как одиночных, так и в составе группы) и стационарных объектов на территории противника (административно-хозяйственные центры, склады оружия и нефтепродуктов, пункты управления войск, инфраструктура портов, аэродромы и т. д.).

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account