- Как вымирали динозавры — последние тяжелые танки (часть 5)
Опытные и экспериментальные тяжелые танки СССР.
В то время, когда тяжелый танк ИС-2 еще не пришел к своему окончательному виду, и шла отладка его в серии, на чертежных досках появлялись силуэты новых тяжелых танков, однако не всем из них выпадет шанс воплотиться в металле.
Деревянный макет ИС-6.
В июне 1944 года, коллективом КБ завода №100 был представлен в ГБТУ эскизный проект тяжелого танка ИС-6, особенностью которого было применение электрической трансмиссии. Рассмотрение проекта не выявило каких либо преимущество перед танками «Объект 701» и «Объект 703», но превосходство его перед ИС-122 было очевидно. Уточнение основных тактико-технических характеристик предусматривало в первую очередь ограничение по массе танка до 50 тонн и неуязвимость от фронтального огня 88мм подкалиберными снарядами с дистанции 500 метров и более. Так же было решено построить два опытных образца – «Объект 252» с механической трансмиссией и «Объект 253» с электромеханической, как и было задумано изначально. Вооружить танки предусматривалось проектируемой 122мм пушкой Д-30 с высокой начальной скоростью снаряда. Броня корпуса в лобовых деталях имела толщину 100мм (верхний лист) и 120мм (нижний лист), башня литая с толщиной стенок до 150мм. Обстрел 88мм и 105мм немецкими орудиями подтвердил стойкость даже выше требуемой, и не пробивался с дистанции в 50 метров в верхний броневой лист, нижний 120мм лист брони поражался только с малой дистанции.
Танк «Объект 252»
На заводские испытания первым пошел «Объект 252», и в период с 8 по 27 ноября 1944 года прошли ходовые испытания на маршруте Свердловск-Челябинск. Трансмиссия работала в целом удовлетворительно (отмечался перегрев КПП при движении на высшей передаче и чрезмерные усилия для выключения главного фрикциона, доходящие до 60-65 кгс.), танк легко управлялся и показал хорошие значения средней скорости движения. Однако ходовая часть с катками большого диаметра и без поддерживающих роликов имела недопустимо малый ресурс – катки деформировались уже через 200-250 километров пробега. Доводка ходовой части и орудия проходила на переоборудованном танке ИС-122 , догруженного до 50 тонн. Результатом испытаний стала доработка опорных катков, спроектированных КБ завода №100 заново, но с орудием вышло сложнее – 17 ноября оно после многочисленных отказов и переделок окончательно вышло из строя и требовало заводского ремонта.
Схема электрической трансмиссии танка ИС-6.
Тем временем, на испытания вышел второй образец танка ИС-6 – «Объект 253»с электромеханической трансмиссией, но ходовой частью от серийного ИС-2, с опорными катками и поддерживающими роликами. Теоретически такой тип трансмиссии сулил большие выгоды — улучшение тяговых характеристик на малых оборотах, лучшая управляемость танком. Но ввиду большой массы агрегатов чуда не произошло. К сожалению, в первом же выезде, при преодолении заснеженного поля произошло возгорание в моторно-трансмиссионном отделении, а аппаратура тушения штатно не сработала (хотя и обнаружила пламя). Танк выгорел и восстановлению не подлежал.
Вскоре после аварии все работы над проектом ИС-6 свернули.
Танки «Объект 252» и «Объект 253» (хорошо видны различия в ходовой части).
Используя весь накопленный опыт проектирования, серийного производства и боевого применения тяжелых танков, а так же результаты работ по опытным машинам, завод №100 уже в конце 1944 года приступил к эскизному проектированию следующего тяжелого танка. После выделения средств (не без личного вмешательства Л.Берии, к которому обратился Ж.Котин – так как наркомат танковой промышленности уже исчерпал все запланированные финансовые средства на другие проекты) проектные работы по темам «Объект 257», «Объект 258» и «Объект 259» и их итоговый анализ привели к выработке тактико-технических требований, легших в основу совершенно нового проекта – «Объект 260».
Чертежи первого варианта «Объекта 260».
Рабочие чертежи этой машины, получившей индекс ИС-7, были готовы уже к началу сентября 1945 года. Форма корпуса повторяла ИС-3, с характерным трёхгранным носом, но танк был больше – порядка 65 тонн снаряженной массы. Силовая установка в виде двух дизелей В-11 или В-16, работавших на генераторы электромеханической трансмиссии. Предполагаемое вооружение из 122мм орудия большой мощности не было изготовлено, и как альтернативный вариант было спроектировано 130мм орудие С-26, с баллистикой от морской пушки Б-13.
Деревянный макет танка ИС-7.
После постройки макета в натуральную величину и работы макетной комиссии, было решено внести изменения в проект и построить два опытных образца. Первый из них закончили в сентябре 1946 года и до конца года прошел до 1000 километров ходовых испытаний. Основной головной болью являлась силовая установка – из-за отсутствия двигателя требуемой мощности, предполагалось применить спарку дизелей В-16 либо разрабатываемый заводом №800 двигатель большой мощности. Однако последний так и не был создан, а спаренный агрегат после долгой и безрезультатной доводки был признан полностью непригодным. Тогда совместно с заводом №500 Минавиапрома был создан дизель ТД-30, на базе авиационного АЧ-300. Не смотря на сырость конструкции и необходимость доводки, именно он и был установлен на первых двух образцах танка. Простая механическая КПП с синхронизаторами передавала крутящий момент на планетарный двухступенчатый механизм поворота. Ходовая часть с задним расположением ведущей звездочки состояла из СМИ катков большого диаметра на борт, без поддерживающих роликов. Независимая торсионная подвеска с применением пучковых торсионов и гидравлическими амортизаторами двойного действия была тщательно опробирована на серийных танках. Стоит отметить применение впервые в отечественном танкостроении гусеницы с резино-металлическим шарниром, гидравлических амортизаторов двойного действия и ряда других инноваций.
Чертежи окончтального варианта «Объекта 260».
В 1947 году проект «Объекта 260» претерпел ряд существенных изменений, в частности уширили корпус, и изменился профиль башни. На базе орудия С-26 было создано новое, С-70 с длиной ствола 54 калибра (что придавало 33,4 килограммовому бронебойному снаряду начальную скорость 900 м/с). Значительно расширился состав вспомогательного вооружения – теперь он состоял из одного 14,5мм КПВТ и двух 7,62мм РП-26 спаренных с орудием, одного зенитного КПВТ на дистанционно управляемой турели, вынесенной на длинной штанге, пары РП-46 в задней части надгусеничных ниш (жестко установлены в бронированных коробах снаружи танка для огня вперёд) и пары РП-46 по бортам кормовой ниши башни, для стрельба назад.
Экипаж насчитывал 5 человек, размещенный кроме механика-водителя в башне. Командир сидел справа от орудия, наводчик слева, и сзади справа и слева находились два заряжающих. Их работу облегчал электрический заряжающий механизм, созданный по типу морских установок. Наводчик получил стабилизированный прицел, позволявший произвести выстрел из орудия только при совпадении оси канала ствола с линией визирования. В качестве силовой установки решено было использовать морской дизель М-50Т, мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин. Трансмиссия заменена на механизм переключения скоростей и поворотов типа «3К». Это позволило танку массой в 68 тонн развивать скорость в 60 км/ч! При этом благодаря применению гидравлических севроусилителей управление отличалось лёгкостью и послушностью.
Четыре опытных танка были построены к лету 1948 года и после прохождения заводских испытаний переданы на государственные. Один из корпусов испытали обстрелом немецкого 128мм орудия и собственным 130мм – оба не смогли пробить лобовую броню. В ходе испытаний один из танков сгорел, после воспламенения выработавшего ресурс двигателя. Заказ на опытную партию в 50 танков так и остался не выполненным, и после принятия решения об ограничении массы тяжелых танков лимитом в 50 тонн судьба проекта окончательно была решена.
Танк ИС-7 на испытаниях.
«Объект 277».
В 1956 году ГБТУ Красной Армии были выработаны тактико-технические требования к тяжелому танку, который должен был заменить собой Т-10. КБ Кировского завода в Ленинграде приступило к созданию танка, с широким использованием идей и отдельных узлов от танков ИС-7 и Т-10. Получивший индекс «Объект 277», новый танк создавался по классической компоновке, его ходовая часть состояла из восьми опорных и четырёх поддерживающих катков на борт, подвеска на пучковых торсионах, с гидравлическими амортизаторами на первых, вторых и восьмых катках. Корпус собирался как из катаных, так и из литых деталей — борта выполнялись из гнутых плит катаной брони, в то время как носовая часть представляла собой единую отливку. Башня так же выполнялась литой, полусферической формы. Развитая ниша вмещала механизированную боеукладку для облегчения действий заряжающего. Вооружение состояло из 130мм орудия М-65, стабилизированного в двух плоскостях при помощи стабилизатора «Гроза», и спаренного 14,5мм пулемёта КПВТ. Боекомплект 26 выстрелов раздельного заряжания и 250 патронов к пулемёту. Наводчик располагал стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, танк оборудовался полным комплектом приборов ночного видения. Силовая установка представляла собой 12-цилиндровый V-образный дизель М-850, мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин. Трансмиссиия планетарная, типа «3К», выполненная в виде единого блока механизма перемены передачь и поворотов. В отличии от трансмиссии танка Т-10, ленточные тормоза планетарного механизма поворотов были заменены на дисковые. Экипаж состоял из 4 человек, трое из которых (командир, наводчик и заряжающий) находились в башне. При массе в 55 тонн танк показал максимальную скорость 55 км/ч.
«Объект 277» в Кубинке.
Чертежи танка «Объект 277».
Было выпущено два экземпляра «Объекта 277», и вскоре после начала испытаний работы по нему были свёрнуты. Танк выгодно отличался от Т-10 более мощным вооружением и более совершенной СУО, включающей дальномер, но боекомплект был мал. В целом, «Объект 277» создавался на базе хорошо отработанных в серии агрегатов и не требовал длительной доводки.
Танк «Объект 770» на испытаниях
Вторым конкурсантом стал танк Челябинского тракторного завода — «Объект 770». В отличии от «Объекта 277», танк было решено проектировать «с нуля», опираясь только на передовые решения и с использованием новых агрегатов. Характерной особенностью танка стал полностью литой корпус, борта которого отличались как дифференцированной толщиной, так и переменным углом наклона. Подобный подход прослеживается и в бронировании лба корпуса. Башня так же полностью литая, с переменной толщиной брони, доходящей до 290мм в лобовых частях. Вооружение и СУО танка полностью аналогичны «Объекту 277» — 130мм орудие М-65 и спаренный 14,5мм пулемёт КПВТ, боекомплект 26 снарядов и 250 патронов. Интерес представляет силовой агрегат танка, выполненный на основе 10-цилиндровоно дизеля ДТН-10, с вертикальным расположением блоков цилиндров, который был установлен перпендикулярно продольной оси танка. Мощность двигателя составляла 1000 л.с. при 2500 об/мин. Трансмиссия танка включала в себя гидротрансворматор и планетарную коробку передач, параллельное включение которых позволяло иметь одну механическую и две гидромеханические передачи переднего хода, и одну механическую передачу заднего хода. Ходовая часть включала по шесть опорных катков большого диаметра на борт, без поддерживающих роликов. Подвеска катков гидропневматическая. Танк отличался лёгкостью в управлении и хорошими динамическими характеристиками.
Танк «Объект 770» в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке.
«Объект 279»
Наиболее интересным из представленных на конкурс проектов без сомнения можно считать тяжелый танк «Объект 279». Этот уникальный по своей конструкции танк был спроектирован в КБ Ленинградского Кировского завода, но возглавил разработку Л.С.Троянов. В пику консервативному «Объекту 277», машина создавалась полностью заново, и не только по используемым агрегатам, но и по концепции. Литые корпуса с дифференцированным бронированием, эллиптической формы встречались и ранее, но в данной машине идея была доведена до абсолюта. Собранный из четырёх литых деталей, корпус был по всему периметру прикрыт противокумулятивным экраном, который дополнял его обводы до эллиптической формы (не только в плане, но и в вертикальном сечении). Благодаря уменьшенному до предела заброневому объёму, составившему всего 11,47 м3, удалось добиться беспрецедентных значений толщины брони как по нормали, так и приведённых – лобовая броня корпуса достигала 192мм при больших углах наклона и подворота, бортовая броня до 182мм, при меньших углах. Литая башня приплюснутой полусферической формы имела круговое бронирование 305мм, за исключением кормы.
схема бронирования танка «Объект 279».
Вооружение составляло всё то же 130мм орудие М-65 и 14,5мм пулемёт КПВТ, при боезапасе 24 выстрела в механизированной боеукладке с полуавтоматическим заряжанием и 300 патронов к пулемёту. Совместные усилия заряжающего и кассетного полуавтомата заряжания обеспечивали боевую скорострельность в 5-7 выстрелов в минуту. СУО включала в себя стереоскопический прицел-дальномер с независимой стабилизацией поля зрения ТПД-2С, двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор «Гроза» и полный комплект приборов ночного видения. Силовая установка танка разрабатывалась в двух вариантах – дизель ДГ-1000 мощностью 950 л. с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л. с. при 2400 об/мин. Оба двигателя 4-х тактные, 16-цилиндровые, Н-образные с горизонтальным расположением цилиндров (для уменьшения высоты корпуса). Трансмиссия танка так же отличалась необычностью и новаторским подходом – гидромеханическая и планетарной 3-х ступенчатой коробкой передач, причём переключения между двумя высшими передачами было автоматизировано.
Но наиболее бросающейся в глаза деталью танка безусловно является его ходовая часть, чьей особенностью было применение четырёх гусеничных движетелей! Корпус танка опирался на две коробчатые конструкции, являвшиеся так же топливными баками, каждая из которых в свою очередь несла пару гусениц. Применительно к одному движетелю ходовая часть состояла из шести опорных катков, трёх поддерживающих роликов, ленивца и ведущей звёздочки. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая, регулируемая. Таким образом, понятие клиренса становилось только формальностью, и танк мог преодолевать вертикальные препятствия без угрозы сесть днищем на них. Удельное давление так же было очень мало – всего 0,6 кг/м2, что позволяло преодолевать глубокий снег и топкие участки. Недостатками выбранной ходовой части была плохая маневренность и повышенное сопротивление движению, особенно по тяжелым грунтам. Ремонтопригодность оставляла желать лучшего, ввиду высокой сложности конструкции и труднодоступности внутренней пары гусениц.
Опытный образец танка был построен в 1959 году и начал проходить испытания, однако сразу же стало ясно, что столько дорогая машина не имеет шансов на серийное производство. Преемником Т-10 должен был стать один из двух танков «семьсот семидесятый» либо «двести семьдесят седьмой», но ни один из конкурсантов так и не был принят на вооружение.
Фотографии танка «Объект 279» из экспозиции Военно-исторического музея БТВТ, Кубинка.
Таблица тактико-технических характеристик танков:
Первоисточник:
http://www.popmech.ru/blogs/post/377-kak-vyimirali-dinozavryi-poslednie-tyazhelyie-tanki-chast-5-1/