Юрий Пашолок. Выдающаяся фигура отечественного танкостроения, оставшаяся в тени
К 125-летию со дня рождения И.С. Бера, выдающейся фигуры в советским танкостроении, которая, по ряду причин, осталась малоизвестной
В истории часто получается, что люди, которые сыграли очень важную роль, оказываются в тени. В этом смысле танкостроение отнюдь не является исключением. Даже в советском танкостроении, которое гораздо более открытое, с точки зрения персоналий, хватает тех, кого незаслуженно забыли, либо их роль существенно занижена. В результате эти люди известны только узкому кругу специалистов по истории танкостроения, хотя на самом деле их роль, в ряде случаев, была ключевой. Это могут быть как ведущие инженеры машин, так и те, кто возглавлял целые направления разработки.

Имя И.С. Бера не слишком широко известно среди советских танкостроителей, он на самом деле он сделал очень многое
Одной из таких ключевых фигур является Иосиф Соломонович Бер. Не то, чтобы его имя совсем неизвестно. В частности, он упоминается в случае с такими танками, как Т-35 и Т-34М. Но на самом деле это был большой специалист, которого ценили на самом верху. Неслучайно Иосиф Соломонович возглавлял крайне ответственные направления, в том числе и в должности главного конструктора Главтанка. О том, насколько это был разносторонний специалист, исследователям еще предстоит узнать в будущем. Зачастую то, чем занимался Бер после войны, до сих пор под грифом «Секретно». 18 января исполняется 125 лет со дня его рождения, стоит вспомнить этого человека, который сделал очень много для советского танкостроения.
Несмотря на то, что Иосиф Соломонович не оставил после себя мемуаров, всё же некоторая информация сохранилась. И она несколько расходится с более-менее известной информацией, включая автобиографию. На что есть свои причины. Родился И.С. Бер 18 января 1900 года в городе Сморгони (ныне в составе Гродненской области Белоруссии). Отец Иосифа Соломоновича работал в Вильно (ныне Вильнюс) в секторе развития Железнодорожного Транспорта Балтийского Направления. Да и мать была совсем не домохозяйкой, как указывалось в автобиографии 1960 года. Она владела двумя языками и давала уроки фортепьяно. Это были представители среднего класса, тогдашней интеллигенции, в хорошем смысле этого слова.
Хорошее образование в то время играло огромную роль. В образование своих детей отец Иосифа Соломоновича вложил немалые средства. Это позволило поступить (и окончить с отличием) Императорскую гимназию в Вильно. Далее началась Первая мировая война, семья переехала в Харьков. Там он поступил в Харьковский практический технологический институт (позже Харьковский политехнический институт). Закончил он его как специалист по силовым установкам. Далее началась работа на Харьковском паровозостроительном заводе. Первый успех был связан с работой над судовым двигателем Sulzer 4S47. Именно Бер смог укротить судовой дизель, который многим специалистам оказался не по зубам. За эту работу он получил первую награду.
В 1931 году был образован Дизельный отдел ХПЗ, где Бер поначалу занимался (с успехом) судовыми двигателями. Но в 1932 году началась разработка дизельного двигателя, который предназначался для установки в танк. Речь идет о БД-2, том самом моторе, которые позже будет называться В-2. В создании БД-2 Иосиф Соломонович принял самое непосредственное участие, причем как один из ведущих специалистов. При этом Бер одновременно занимал должность заместителя КБ Т2К Танкового отдела ХПЗ. То есть доведение до ума БТ-2 и создание БТ-5 — также его заслуга. И если смотреть на дальнейший путь Бера, четко видно, что его направляли на самые ответственные и сложные задания.
Одним из таких заданий стало освоение на ХПЗ тяжелого танка Т-35. Та машина, которую создали в Ленинграде, являлась не более чем полуфабрикатом, который еще предстояло превратить в серийный танк. Для этого 1 февраля 1933 года было создано КБ Т-35-К, которое возглавил И.С. Бер. Фактически он стал ведущим инженером машины, облик серийного танка (Т-35А) сформировал коллектив, который возглавил Иосиф Соломонович. В 1936 году отдел переименовали в КБ-525. Шли работы по модернизации танка, в частности, на него предполагалось ставить двигатель АН-1.

Серийный Т-35 сформировался также благодаря Беру. С 1933 по 1937 годы он был старшим инженером машины
Не обошли стороной Бера и жернова репрессий. На него дважды писали доносы, весной 1937 года его обвинили в «восхвалении режима Гитлера». Не исключено, что это связано с тем, что немецкие специалисты в своё время желали работать только с ним. В ходе допросов ему выбили все зубы. Спас Бера Пётр Климентьевич Ворошилов, приёмный сын К.Е. Ворошилова. Сам «Первый маршал» сыграл очень важную роль в его судьбе, указав, что такой специалист очень нужен для работы по новой технике. Снова к работе Бер смог приступить в 1939 году, возглавив новую структуру при КБ-520. Называлась она группой нового проектирования, ей предстояло решать самые сложные и необычные задачи.
Первой такой задачей стал съемный гусеничный движитель для грузового автомобиля ЗИС-5. Создан он был по заданию Н.С. Хрущева. Разработка аналогичного движителя в КБ при при промышленном отделе ЦК КП Украины оказалась неудачной. Движитель, созданный Бером, оказался более удачным. Его запустили в серийное производства, грузовик с таким движителем известен как ЗИС-33. Среди подобных конструкций эта была самой удачной, но для гусеничного хода штатного мотора ЗИС-5 оказалось недостаточно. ЗИС-33 обычно принято ругать, но и ЗИС-22, с гусеничной тележкой разработки НАТИ, получился ничуть не лучше. Проблема была той же — двигатель. Решить ее удалось на ЗИС-42М, который получил форсированный двигатель.
Куда более важной задачей стало создание Т-34 глубокой модернизации, данную работу группа нового проектирования запустила в конце 1940 года. Одновременно группа проводила изучение немецкого танка Pz.Kpfw.III, который передали на завод №183 для ознакомления. Т-34М (иногда ошибочного его обозначают как А-43) являлся детищем И.С. Бера и его коллектива. Кроме того, под его руководством проектировался новый тяжелый танк, который обозначался как Т-44. По планам, во второй половине 1941 года Т-34М должен был сменить Т-34 в производстве. Увы, начало Великой Отечественной войны не дало этого сделать. Тем не менее, целый ряд удачных технических решений, реализованных на Т-34М, далее появились на Т-34.
В октябре 1941 года Бер оказался в Горьком, на заводе «Красное Сормово» (завод №112). Здесь осваивали выпуск Т-34, группа конструкторов, которую возглавлял Иосиф Соломонович, оказало большую помощь в данном вопросе. На новом месте Бер занимал должность заместителя главного конструктора. В это время завод №112 не только занимался освоением выпуска танка, но и рядом опытных работ. Экранировку разработали и внедрили на этом заводе первыми, также, с апреля 1942 года, на Т-34 выпуска завода №112 стали ставить поручни для удобства десанта. Бер принимал самое активное участие в переходе завода №112 с моторов М-17Т на В-2. Опыты по подводному вождению и установка в Т-34 огнемета – это также его участок работы. Трудился Бер в Горьком до августа 1942 года.
9 августа 1942 года И.М. Зальцман, на тот момент нарком танковой промышленности, подписал приказ №177. Согласно ему, И.С. Бер переводился на работу в НКТП, где он был назначен заместителем главного конструктора. Такой человек, обладающий огромным объемом знаний и организаторских способностей, понадобился в наркомате, и прежде всего Ж.Я. Котину. С ним Бер был хорошо знаком. Если внимательно смотреть переписку по НКТП в 1942-45 годы, можно часто увидеть знакомую роспись Иосифа Соломоновича. Следует отметить, что НКТП в годы Великой Отечественной войны стал настоящим мозговым центром. Без этой структуры Красная Армия не получила бы САУ, поскольку ГАБТУ и ГАУ не могли друг с другом договорится.
Насколько важную роль И.С. Бер играл в системе НКТП, говорит тот факт, что после окончания Великой Отечественной войн его карьера только шла вверх. После войны НКТП преобразовали сначала в Наркомат Транспортного Машиностроения, а в 1946 году — в Министерство Транспортного Машиностроения (Минтрансмаш). В этой структуре Бер занял должность заместителя главного конструктора Главтанка, так именовалось Главное управление по производству бронетанковой техники. С 1 августа 1947 года он стал главным конструктором Главтанка. Занимал он эту должность до 1949 года включительно.
Неудача с проектом плавающего танка Р-39 разработки завода №112 прервала карьеру в Главтанке, но такой специалист, как И.С. Бер, оказался востребован и в других областях. Чем он именно занимался, еще предстоит узнать исследователям. В числе работ указывались и суда на воздушной подушке. В 70-х годах, уже после выхода на пенсию, его читать лекции в МАДИ в качестве выдающегося эксперта в области двигателей внутреннего сгорания. До самой смерти Бер участвовал в заседаниях Министерства Среднего Машиностроения СССР как эксперт. Люди, его знавшие, всегда отзывались о нем как о выдающемся специалисте.
В заключение стоит сказать, что у нас часто поднимается тема «создал тот-то танк не этот человек, а другой». Надо отдавать отчет, что сложные механизмы, к которым относятся танки, не строятся одним человеком. Кто-то руководит общим процессом, кто-то ведет машину как главный по разработке. Но при этом не стоит забывать о таких людях, как И.С. Бер. Да, это не ведущий инженер какой-то очень значимой боевой машины. Но вклад его был поистине огромен. Именно такие люди сделали возможным появление Т-34 и ряда других боевых машин.
Автор выражает большую признательность Евгении Иосифовне Каменски, дочери И.С. Бера, за помощь в создании статьи и предоставленные материалы
Список источников:
- РГВА
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- Архив Е.И. Каменски
источник: https://dzen.ru/a/Z4i9mLPqPQ64XzOn