Юрий Пашолок. Универсальная пулеметная установка для мотоцикла от «танкистов»

8

Юрий Пашолок. Универсальная пулеметная установка для мотоцикла от "танкистов"

История мотоциклетной установки для пулемета ДТ, разработанной в ВАММ КА при участии военинженера 3-го ранга Ж.Я. Котина

Расцвет мотоциклов случился в годы Первой мировой войны. Военные многих армий мира, включая и русской, по достоинству оценили двухколесное средство передвижения, которое оказалось незаменимым помощником с точки зрения связи и разведки. Довольно быстро возникла идея установки на мотоцикл вооружения, правда, с некоторыми нюансами. Дело в том, что оптимальным вооружением для мотоцикла было автоматическое оружие, а в то время им был пулемет. А его поставить можно было на мотоцикл с коляской. Далее появились ручные пулеметы, которые больше подходили для подобных целей. Впрочем, оставались мотоциклы-одиночки, на которых и ручные пулеметы было проблематично.

ТИЗ-АМ-600 на параде, мотоциклы оборудованы установками ДТ разработки ВАММ

ТИЗ-АМ-600 на параде, мотоциклы оборудованы установками ДТ разработки ВАММ

Для того, чтобы обеспечить мотоциклисту возможность вести огонь из пулемета, предусматривались самые разные варианты установки оружия. Какие-то позволяли вести огонь только спешившись, в других случаях можно было даже вести огонь на ходу. С соответствующей меткостью, но это всё равно лучше, чем ничего. Такая пулеметная установка была создана и в Советском Союзе. Самое интересное, что к ней имел прямое отношение Жозеф Яковлевич Котин, на тот момент работавший в Военной Академии Механизации и Моторизации РККА.

Универсальная установка, с ДТ и гильзосборником

Универсальная установка, с ДТ и гильзосборником

В Советском Союзе вопросами установки вооружения на мотоциклы занимались еще с конца 20-х годов. Речь шла, прежде всего, о мотоциклах с колясками, которые имели зарубежное происхождение (например, Harley-Davidson JD, довольно массово закупавшийся). Впрочем, более-менее серьёзный оборот данные работы стали набирать ближе к середине 30-х годов. К тому моменту в Советском Союзе перешли от закупки зарубежных мотоциклов к выпуску своих собственных моделей. Прежде всего это касалось Л-300 (Красный Октябрь), а также НАТИ-750 (позже ПМЗ-А-750). Это уже позволяло как-то стандартизировать технические решения.

Положение стрелка при велении огня с ПМЗ-А-750

Положение стрелка при велении огня с ПМЗ-А-750

Сейчас кому-то может показаться, что самым простым решением была установка ручного пулемета ДП. Именно такие пулеметы ставились на советские мотоциклы во время Великой Отечественной войны. Но на самом деле не всё так просто. С точки зрения АБТУ КА боле логичной являлась установка танкового пулемета ДТ. Своя правда в такой концепции имелась. Для установки ДТ, в теории, требовалась менее габаритная конструкция. А именно гнездо по типу шаровой установки, а также крепление на мотоцикле, либо на люльке коляски.

То же самое в случае с мотоциклом Л-300

То же самое в случае с мотоциклом Л-300

Именно с этой позиции шла разработка универсальной пулеметной установки, которая достаточно хорошо известна среди любителей отечественных мотоциклов. Но при этом о том, кто же автор, когда сделали и для каких мотоциклов, ни слова. Тем интереснее то, что создали данную конструкцию в 1936 году «танкисты». Если быть более точным, это работа коллектива Кафедры стрельбы и НИО (научно-исследовательский отдел) ВАММ им. Сталина. Последним, в то время, руководил военинженер 3-го ранга Ж.Я. Котин, тот самый, кто позже станет начальником СКБ-2 Кировского завода. А в то время Жозеф Яковлевич занимался рядом интересных разработок.

Список авторов установки, а также суммы премий

Список авторов установки, а также суммы премий

Созданная в стенах ВАММ КА конструкция была маленьким произведением инженерного искусства. Достаточно сказать, что при ее создании решался важный вопрос, связанный с тем, как увязывалась данная установка с конструкцией всего остального мотоцикла. А именно то, куда девалась фара. Е переносили на основание установки, решение изящное и функциональное. При этом делалась она под несколько мотоциклов — Л-300, ИЖ-8 и ПМЗ-А-750, все в варианте одиночки, то есть без коляски.

Вооруженные мотоциклы-одиночки ПМЗ-А-750

Вооруженные мотоциклы-одиночки ПМЗ-А-750

Узел крепления пулемета напоминал штатную установку спаренного пулемета. Впереди находился целик для прицела, обратная его часть была штатной, от ДТ. Установку можно было регулировать по высоте и наклону, при этом она стопорилась в определенном положении. Судя по кадрам испытаний, ведение огня предполагалось всё же из положения стоя. В принципе, можно было стрелять и с ходу, но насчет того, куда при этом мотоциклист попадал, лучше не спрашивать. С другой стороны, даже если дать очередь поверх голов, эффект будет что надо.

ТИЗ-АМ-600 в экспозиции Музея отечественной военной истории

ТИЗ-АМ-600 в экспозиции Музея отечественной военной истории

Установку быстро оценили на самом верху. «Пулеметную установку ДТ к мотоциклам», как ее обозначили в переписке, похвалил командарм И.А. Халепский, бывший начальник АБТУ КА, а на тот момент начальник вооружений и технического снабжения Красной Армии. В декабре 1936 года он распорядился премировать авторов установки. Правда, с этим он слегка опоздал. Как выяснилось, еще в ноябре 1936 года авторы установки, среди которых указывался и Котин, были премированы.

При необходимости вести огонь можно было и с ходу

При необходимости вести огонь можно было и с ходу

Самое интересное произошло потом. Установку приняли на вооружение Красной Армии, серийно производили, но есть один нюанс. Дело в том, что известна она благодаря мотоциклу, который не значился в списке. А именно ТИЗ-АМ-600, ставший самым массовым тяжелым советским военным мотоциклом на начало Великой Отечественной войны. Что же касается остальных мотоциклов, то из них на снимках встречаются Л-300 и ПМЗ-А-750, да и то нечасто. Подольский мотоцикл этот оказался довольно проблемным, прозвище «попробуй меня заведи» появилось не на пустом месте. Хотя там скорее вопрос в том, что детище Можарова требовало аккуратности и технических знаний.

ТИЗ-АМ-600 стал наиболее массовым носителем данной установки

ТИЗ-АМ-600 стал наиболее массовым носителем данной установки

А вот пулеметная установка на одиночном варианте ТИЗ-АМ-600 оказалась вполне массовым явлением. Такие мотоциклы часто можно было увидеть на парадах, проходивших во второй половине 30-х годов. В дальнейшем эти мотоциклы стали редкостью, причин на то было немало. Самая главная заключалась в том, что оптимальным военным мотоциклом признали вариант с коляской. А для него такая мудреная установка была не нужна. Кроме того, в коляску стали ставить ДП, именно такой вариант вооружения прижился и далее стал основным.

Фара крепилась в передней части установки

Фара крепилась в передней части установки

Тем не менее, останки пулеметной установки ВАММ изредка попадаются среди эха войны на местах боёв. Сейчас уже известно несколько восстановленных установок, а также их реплик. В ходе реставрации ТИЗ-АМ-600, который делался для Музея отечественной военной истории, было решено поставить такую установку на данный мотоцикл. В ходе архивных работ была найдена техническая документация на установку. А заодно выяснилось, что одним из ее авторов является Котин. Для него, кстати, это далеко не единственная такая работа. Так что должность начальника СКБ-2 Кировского завода он занял не просто так.

Кофры для магазинов ДТ

Кофры для магазинов ДТ

Архивная работа, впрочем, решает не все вопросы. Дело в том, что вместе с пулеметной установкой мотоцикл получал еще и короба для пулеметных дисков. Они, судя по всему, были у каждого мотоцикла свои, а главное, на них с документацией как-то туго. Поэтому пока что в музее короба более-менее соответствуют внешнему виду. А вот что там внутри, пока еще загадка. Те же самые проблемы и у других реставраторов, так что тут либо найдется документация на содержимое коробов, либо накопаются останки оригиналов.

Пока что содержимое кофров является загадкой

Пока что содержимое кофров является загадкой

Несмотря на то, что пулеметная установка для мотоцикла-одиночки использовалась недолгое время, нельзя не отметить, что сделана она была весьма удачной. На фоне аналогичных конструкций она явно выделялась в лучшую сторону. Скорее вопрос в том, что более правильной идеей стало размещение пулемета в коляске, а не занимать водителя дополнительной работой.

Автор выражает признательность Вадиму Антонову (г. Москва) за помощь в подготовке статьи и предоставленные материалы

Список источников:

      • РГВА

источник: https://dzen.ru/a/Zyz48-38sHWH7IkI

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account