Рассказ о колесном тактическом транспортере «Пластун-ТТ», новинке международного военно-технического форума «Армия-2024»
Большая война практически всегда становится катализатором разработки новых видов вооружения и военной техники. В этом смысле СВО не стала исключением. Как это часто бывает, новое время диктует новые условия, в том числе и с точки зрения обеспечения войск транспортом. Выяснилось, что транспорт нужен разнообразный, под самые разные задачи и местность. Причем совсем не обязательно, что такой транспорт должен быть закован в броню. Подвижность порой оказывается ничуть не менее важным параметром, нежели защищенность.
На международном военно-техническом форуме «Армия-2024» тема колесной военной техники была одной из ключевых. Представленные машины отличались большим разнообразием. Нашлось место и тактическим машинам, которые предназначены для перевозки личного состава и грузов. Надо сказать, что взгляд на концепцию этих машин у разных разработчиков свой. Посему на свет появляются оригинальные образцы, часть из которых даже пошла в серию. В данном же случае можно видеть тактический каракат «Пластун-ТТ», разработанный в Новосибирске.
Слово «каракат» не очень хорошо известно обывателю, а вот у джиперов оно вызывает вполне определенные ассоциации. Такое прозвище получили самодельные вездеходы, зародившиеся, прежде всего, в районе Вологды. Иделогически они являются развитием идей Уго Павеси, только на несколько ином уровне. Если итальянские машины создавались как тягачи, то каракат — это дешевый, часто весьма примитивного вида вездеход, часто плавающий. С творениями Уго Павези основную массу каракатов роднит переломная рама, которая оказывается полезной на тяжелом бездорожье.
Каракаты бывают разными, в том числе и весьма продвинутой конструкции. Более того, они уже появлялись на СВО, еще в 2022 году первые каракаты, собранные народными КБ, поехали на фронт. Конечно, более интересно мнение тех, кто их получил, но вообще такие машины не особо подходят для боевых действий. Проходимость у них высокая, но для боевых действий необходима более-менее высокая подвижность. Каракат же обычно ездит со скоростью где-то километров 40 в час, чего явно недостаточно. Особенно в нынешних условиях, когда небо напичкано дронами.
Гораздо более массовым оказался китайский вездеход Desertcross 1000-3. Эта шустрая машина довольно часто встречается на фронтовых снимках. Не во всём идеальный, и не самый дешевый, данный аппарат, тем не менее, оказывается более востребованным. Неудивительно, что существует спрос на аналогичные машины, только уже отечественного производства. Есть спрос и на более тяжелые тактические машины, появление АГ-34, в этом смысле, было вполне ожидаемым событием. А кому-то нужно что-то среднее между АГ-34 и Desertcross 1000-3.
Именно к этой категории относится «Пластун-ТТ», опытный образец которого показывали на «Армии-2024». Новосибирская «Русские вездеходы «Пластун»» более известна по гусеничным машинам, включая и чисто военный «Пластун-СН». Учитывая специализацию, интерес к колесному шасси несколько удивляет. Но на самом деле ничего странного нет. Никто не запрещает пробовать себя в иных нишах, особенно когда есть вероятность получить заказ, а прямые аналоги отсутствуют. С точки зрения концепции «Пластун-ТТ» заметно отличался от других тактических машин, которые были представлены на форуме.
Выглядит машина как вполне типичный каракат, но со своей спецификой. Во-первых, было решено отказаться от колес с шинами сверхнизкого давления. Они придают похожим машинам плавучесть, но заметно снижают скорость движения. В данном же случае машина может двигаться со скоростью до 100 км/ч, это очень приличные показатели, особенно для караката. Во-вторых, машина весьма крупная и тяжелая. 1850 кг для караката — это много, да и грузоподъемность в 1000 кг вполне приличная. По сути тут от караката весьма простая внешность, а также шарнирно-сочлененная рама, которая совсем не лишняя на бездорожье.
В некоторых публикациях новосибирскую машину сравнивают с Desertcross 1000-3, но на самом деле это не очень-то корректно. «Пластун-ТТ» заметно больше и тяжелее. Даже более длинный Desertcross 1000-6 HVAC на метр короче и на 600 кг легче. Существенно отличаются и возможности машин. У «Пластуна-ТТ» в кабине находятся двое, а сзади могут размещаться до восьми человек. Либо двое носилок. Фукнкции санитарной машин — это лишь один из вариантов использования. Обычно такие автомобили делаются многоцелевыми.
Одним из однозначных плюсов новинки является подход к подбору комплектующих. «Пластуны» принципиально строятся с использованием отечественных узлов и агрегатов. Причины не только в том, что это снижает риски с перебоями поставок. Попробуйте Desertcross 1000-3 отремонтировать где-то на ЛБС. Просто не найдете подходящего сервиса. В случае же с «Пластун-ТТ» мотор, КПП и раздатка от Lada Niva, мосты от «Газели», итд. Тем самым вопрос обслуживания машины отпадает сам собой.
Как и положено тактической машине, выглядит автомобиль крайне аскетично. Оно и немудрено, тактический автомобиль лишен всего, что не нужно. Тем не менее, определенный стиль у «Пластуна-ТТ» вполне присутствует. Впрочем, главное не внешний вид, а характеристики. Машина получилась довольно интересная. Она крупнее китайского вездехода, при этом теоретически обладает большим спектром применения. На «Армии-2024» машина показывалась как санитарная, с двумя носилками и местом для сопровождающего в кузове.
Ключевой вопрос заключается в том, насколько реалистичными выглядят перспективы серийного производства. Машиной уже заинтересовались, есть кадры ее войсковых испытаний. У «Русские вездеходы «Пластун»» уже есть опыт выпуска установочных партий вездеходов для ССО. Что будет с данной новинкой, покажет время. В данном случае рассуждения «специалистов» по всем вопросам, включая диванных производственников, явно мимо.
источник: https://dzen.ru/a/Z3WeD7lrEhpKqrXQ